Валерий Арутин
Почти всю свою скромную кассу в России Subaru сегодня делает благодаря модели Forester. Оно и понятно — хоть как-то уравновесить высокую цену японских автомобилей на весах потребительского выбора может только слово «кроссовер». Младший XV тоже вроде бы относится к этой категории автомобилей, но цифры его продаж меньше едва ли не на порядок. Почему? Чтобы разобраться, мы решили познакомиться с машиной поближе, тем более, что есть и формальный повод — весной Subaru XV обновился.
* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве
Впрочем, понять причины скромной популярности модели можно даже не заходя к дилеру Subaru, чтобы посмотреть на XV вживую — достаточно скачать прайс-лист на сайте производителя. Согласно ему, цены на Forester начинаются с отметки в
Интерьер
Несколько лет назад в Subaru возвели в абсолют понятия «модульность» и «унификация» настолько, что в передней части салона XV выглядит чуть уменьшенной копией того же Форестера. Разница — в паре кнопок. А изначально этот интерьер в 2016 году и вовсе примерила Impreza пятого поколения, которая у нас не продаётся.
Салон и тогда не выглядел ультрамодным, а теперь XV вообще кажется оплотом консерватизма — ни тебе модного джойстика или шайбы управления коробкой, ни «планшета» над панелью. Там только маленький цветной экранчик, а всего дисплеев в машине три. И это поначалу провоцирует путаницу: куда смотреть, как настраивать? Тем более, что и командующие экранами кнопки ещё надо поискать (подсказка: большинство из них — на руле). Но базовые функции управления автомобилем реализованы удобно.
Практичность
Конечно, причина непопулярности XV у отечественных покупателей не только в цене. Стена между ним и Форестером проходит и по линии практичности. Ведь «икс-ви», по сути, не кроссовер, а кросс-хэтч, со всеми вытекающими — маленьким багажником и не очень просторными задними местами. А главное, пассажиры второго ряда оказываются совсем в другом мире. Если спереди XV хоть как-то пытается оправдать свою цену — электроникой и отделкой — то сзади тут аскетизм, как в бюджетных седанах.
Техника и надёжность
Если ранжировать модели Subaru не по размерам, а по шкале технического развития, на ней XV, наоборот, окажется в более приоритетном положении. Модель первой перевели на новую платформу SGP (Subaru Global Platform), и только потом туда же переехал Forester. SGP — японский ответ на знаменитую MQB с теми же принципами модульности. Например, у всех современных Subaru (кроме заднеприводного купе BRZ), от компактных до огромных
Переход на SGP в 2017 году сильнее всего сказался на кузове кроссовера: он стал жёстче, прочнее и безопаснее. Хотя в размерах почти не увеличился — более-менее заметно выросла лишь колёсная база, давшая больше простора пассажирам. И даже внешне XV актуального поколения похож на себя же прошлого. А в 2021 году при модернизации снаружи изменились только бамперы, ходовые огни и колёсные диски.
Конструкция шасси у машины традиционная для полноприводных кроссоверов. Спереди неровности демпфируют стойки McPherson со стальными
Та же история с силовым агрегатом: новшества сезона-2021 заключаются лишь в настройках. Во-первых, добавили спортрежим, во-вторых — ещё одну «внедорожную» программу в систему
А ещё у Subaru оригинальный подход к реализации систем, страхующих водителя. XV умеет сам тормозить, держать дистанцию, реагировать на помехи сзади, но вся электроника, отвечающая за дорожную безопасность, использует только данные с камер наблюдения. Система называется EyeSight. Из радаров в машине — только парктроники на заднем бампере. Впрочем, у Legacy не было и их.
Эволюционный путь развития конструкции, выбранный инженерами японской компании, имеет одно преимущество: Subaru надёжны. И компактный кроссовер не исключение. На первых XV ещё случались проблемы с вариатором, но они все давно решены. Шасси традиционно крепкое и не требующее серьёзных затрат на ремонт. Владельцы жалуются разве что на втулки стабилизатора, которые сначала скрипят, потом стучат. Удивительно, но проблема с ними преследует Subaru многие годы и всё не уходит… Хорошо, что втулки эти стоят копейки. А по заднему стабилизатору даже объявляли отзывную кампанию — для контроля его крепления к кузову.
В остальном XV беспокоят своих хозяев пока только электроникой. У кого-то быстро умирает аккумулятор — он и сам не слишком мощный (хотя машина — с системой старт-стоп), и утечки тока случаются. Бывают глюки у медиасистемы, ассистентов EyeSight, электроусилителя руля. Но всё лечится простой перепрошивкой на сервисе. Ещё один отзыв касался блока управления двигателем — новая программа должна исключить риск перегорания катушек зажигания.
Но двигатель требует аккуратного обращения. Ему свойственны проблемы многих современных моторов с непосредственным впрыском — зарастание нагаром клапанов и коксующиеся поршневые кольца, вызывающие «масложор». Только возникают они обычно позже — когда пробег переваливает за 150 тыс. км. Меры профилактики тоже известные — заправляться на солидных АЗС, использовать качественное масло, менять его почаще и внимательно следить за уровнем, к которому «оппозит» ещё чувствительнее, чем обычные двигатели. Кстати, Subaru рекомендует масла низкой вязкости — с индексом 0W20. А вот цепь служит на удивление долго, у моторов FB20 её ресурс в 200–250 тыс. км — обычное дело.
Езда
Именно благодаря мотору владельца Subaru XV через неделю после покупки будут узнавать все соседи. Достаточно несколько раз завести кроссовер утром. «На холодную» машина содрогается, а прогревающийся «оппозит» молотит на повышенных оборотах словно трактор. Чтобы не раздражать окружающих, лучше через несколько секунд после запуска переключить вариатор в Drive или Reverse и придержать автомобиль тормозами. Обороты упадут, а с ними — и пугающее звуковое сопровождение.
И если кто-то на слух решит, что под капотом XV притаился монстр, то сильно ошибётся. Мощности в 150 сил, а главное — 196 Нм крутящего момента хватает, чтобы не чувствовать себя лишним в городском потоке, но не более того. На трассе кроссовер в середнячках: тянуться в колонне с грузовиками не хочется, но и обгонять их нужно по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь». Хотя вариатор делает свою работу хорошо — в очередной раз убеждаюсь, что сегодня это один из лучших агрегатов такого типа. Но заметно пришпорить двигатель не может и он. Пик крутящего момента «атмосферника» приходится на далёкие 4000
Зато мотор с непосредственным впрыском экономичен — в смешанном режиме «Москва-пригороды» автомобиль тратил около 9 л/100 км. Отчасти в этом есть и заслуга системы старт-стоп. В Subaru внедрили забавную функцию: борткомпьютер нарастающим итогом фиксирует время её работы. Благодаря этому я узнал, что за неделю теста простоял в пробках и на светофорах больше двух часов — в масштабах года простои измеряются уже днями. И это ведь только то время, когда машина стояла с заглушенным двигателем! Поневоле задумаешься о смысле жизни… А в материальном выражении экономия за счёт старт-стопа может быть сравнимой со стоимостью полиса ОСАГО на этот Subaru.
Настройки шасси тоже не вызывают желания «зажечь». Прямую автомобиль выдерживает хорошо — и контроль полосы у XV вмешивается в управление меньше, чем в Legacy. Но в повороты кроссовер заезжает без охоты и азарта, проявляя недостаточную поворачиваемость. Да и крены в виражах покруче уже ощутимые. Усилие на руле тоже не образец натуральности, а объезжая препятствие, баранку приходится крутить на неожиданно большие углы.
Зато там, где дорога «не очень», Subaru XV будет быстрее многих. Его шасси отлично глотает любые неровности от едва заметных глазу волн до лютых лежачих полицейских. Представьте себе Duster с его непробиваемой подвеской и присовокупите к этому ездовой комфорт, французскому кроссоверу пока недоступный, — получится XV.
На бездорожье Subaru не пасует — и по разбитой грунтовке едет уверенно, и с вывешиванием колёс справляется легко. Надо только активировать один из режимов системы
Оснащение
У потенциального покупателя нет проблем с выбором подходящего Subaru — потому что выбор этот невелик. Сегодня XV продаётся с единственным вариантом силового агрегата — в комбинации
Двухлитровые кроссоверы предлагаются в трёх комплектациях. Но даже базовая Safety ES — это очень длинный список оборудования. В ней есть 7 подушек безопасности и система стабилизации с сопутствующими ассистентами: ABS, электронной имитацией блокировок, трекшн-контроль, помощь при экстренном торможении и при спуске с горы. Ещё один пакет систем, который работает с камерами, собран под именем EyeSight — это адаптивный круиз-контроль, автоторможение (в том числе при движении задним ходом), удержание в полосе, контроль слепых зон, оценка усталости водителя. Также автомобиль оснащён светодиодными адаптивными фарами и противотуманками, рейлингами на крыше,
Снаружи базовый XV можно отличить по 17-дюймовым колёсам и ручкам дверей в цвет кузова. Внутри — по тканевой обивке кресел и маленькому 6,5-дюймовому экрану мультимедиа. Стоит такая машина
В следующей комплектации Elegance ES за
Наконец, максимальное оснащение Premium ES добавляет люк в крыше, кожу на креслах (полностью чёрную или в сочетании с серой), память настроек водительского кресла и штатную навигацию. А цена машины увеличивается до
Конкуренты
С такими ценами прямых конкурентов Subaru в России фактически нет. Даже несмотря на то, что XV только кажется маленьким, а на самом деле в длину он аккурат как Kia Sportage.
Выводы
Главное, что нужно сделать для объективной оценки этого автомобиля, — забыть все прежние мантры Subaru про симметричность полного привода, низкие центры тяжести и спортивные достижения в прошлом. К спорту XV уже не имеет никакого отношения, и азарт этому автомобилю чужд.
Зато поражает, насколько легко и комфортно кроссовер преодолевает все неровности — а опыт владельцев показывает, что он делает это без ущерба для своего здоровья. Проще говоря, этот автомобиль лучше большинства других подходит для российских дорог. Особенно тех, что не промаркированы на картах литерой «М» и порой вообще мало напоминают дорогу.
Но даже «всеядность» XV не может оправдать его цену в глазах потребителей. Вероятно, в Америке или даже в соседних странах СНГ (я встречал подобное мнение тамошних владельцев) Subaru — лучший выбор за свои деньги. Но в России у XV, импортируемого из Японии и потому по полной облагаемого пошлинами и акцизами, шансов на популярность просто нет. Тем более, что почти за ту же сумму можно купить и Subaru побольше.
Комплектация
2.0 CVT (150 л.с.) 4WDДвигатель
2.0 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Вариатор
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
7.1
Разгон до 100 км/ч
10.6