Mercedes-Benz CLA, восставший из пепла: о чём не рассказывает продавец

Страховая заплатит? Как страховщик может случайно подставить клиента
Разбор

Анастасия Разина

Ситуация, с которой мы хотим разобраться, случилась в Нижнем Новгороде, где школьник на велосипеде попал под автомобиль Volkswagen. Авария произошла на переходе, но велосипедист ехал на красный — то есть нарушил ПДД. Дорожно-транспортное происшествие было оформлено по всем правилам, но находившаяся за рулём автомобилистка заверила семью велосипедиста, что у неё нет к нему никаких претензий и подавать в суд на него — как на нарушителя правил дорожного движения — она не собирается. Тем более, что повреждения были незначительные, у водителя имелась страховка каско, да и сам школьник после аварии получил травмы и более полугода поправлял здоровье. Стороны разошлись на том, что «не собираются портить друг другу жизнь».

Женщина отремонтировала машину по каско, но через год велосипедист получил от страховой компании претензию — оказалось, что за ремонт машины он теперь должен почти 140 тысяч рублей. В ответ представители велосипедиста готовят к автомобилистке иск о компенсации вреда здоровью. Есть ли шанс у виновника аварии «обнулить» долг?

Почему виновник ДТП должен оплачивать чей-то ремонт по каско

Как объяснил Журналу Авто.Ру директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов, схема, когда виновник отвечает перед страховой за выплаченную по каско сумму, называется суброгацией. «Возмещение ущерба в порядке суброгации становится возможным, когда велосипедист (или, к примеру, пешеход — ред.) виновен в причинении ущерба клиенту страховой компании по каско», — отмечает эксперт.

Таким образом, если пешеход признан виновным в нанесении материального ущерба, то этот ущерб он обязан возместить. Вот только платить надо не пострадавшему, а его страховой, поясняет Харагезов. «В случае с каско право требовать возмещение в порядке суброгации переходит страховщику, который этот ущерб возместил за виновника. Основанием для требования о возмещении для страховщика может стать постановление ГИБДД или, например, решение суда». В данном случае происшествие было оформлено по всем правилам, что и дало право страховой компании обратиться за компенсацией.

В компании «Росгосстрах» на запрос Авто.ру также подтвердили, что к страховщику переходят все права требований к ответственным за нанесённый ущерб застрахованному по каско. И сделать суброгацию можно без согласия клиента компании. «Если у автовладельца было формальное право требования к виновнику, то это право перейдёт к страховщику. Для этого не требуется согласие клиента. Страховая компания самостоятельно определяет порядок реализации этих требований к виновнику, в том числе минимальный объём требований, при которых целесообразно проведение такой работы», — рассказали в «Росгосстрахе».

По словам представителей страхового сообщества, для предъявления суброгации необходимо, чтобы из документов дела ясно следовало, что причиной ДТП стали именно действия велосипедиста или пешехода. При этом участники рынка признают, что количество подобных дел в общем объёме невелико. Но они всё равно не рекомендуют «договариваться» между собой. В такой ситуации возможен даже вариант, при котором страховщик вовсе откажется что-либо оплачивать!

Как объяснили в «Росгосстрахе», участники ДТП могут прийти к соглашению об отсутствии материальных претензий к виновнику аварии, но после этого нельзя будет перекладывать ремонт на страховщика. «Это должно быть осознанным решением владельца транспортного средства, так как при подобных обстоятельствах страховщик вправе либо отказать в выплате возмещения, либо потребовать с клиента обратно выплаченную по каско сумму», — утверждают в компании.

Вправе ли виновник ДТП взыскать с водителя оплату лечения

Дела о возмещении вреда здоровью юрист в области автострахования Сергей Беляков считает одними из самых сложных. По его словам, однозначного ответа о том, положена ли виновнику выплата или нет, не существует. Обстоятельства каждого дела подробно изучают в судах, и решения принимаются совершенно разные. И даже факт обладания источником повышенной опасности может трактоваться по-разному.

Так, в компании «АльфаСтрахование» объяснили, что если велосипедист официально признан виновником ДТП, то водитель автомобиля не может быть ответственным за полученный вред его здоровью. В «Росгосстрахе», напротив, утверждают, что в подобных случаях даже у виновников есть право на предъявление требований о возмещении вреда. «В части требований о возмещении вреда, причинённого имуществу, данное право не безусловно, так как, согласно положениям ст. 1083 и ст. 1079 Гражданского кодекса, владелец источника повышенной опасности может быть освобождён судом от ответственности полностью или частично при грубой неосторожности потерпевшего, — объяснили в компании. — А вот при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается».

В свою очередь, специалист Европейской юридической службы Евгений Иванов также обратил внимание на то, что, согласно ст. 1079 Гражданского кодекса, владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан компенсировать нанесённый им вред жизни и здоровью независимо от того, виноват он в аварии или нет.

«При этом виновник ДТП не освобождается от ответственности за причинённый им материальный ущерб. Возникает обоюдная ответственность. Водитель обязан возместить вред, причинённый здоровью пешехода или велосипедиста, а тот, раз уж он виноват в аварии, обязан возместить материальный ущерб водителю», — приводит пример юрист.

Однако если у водителя есть оформленный полис ОСАГО, вопросы о компенсации вреда здоровью будут решаться в соответствии с правилами страхования ОСАГО. Получается, что обязательное страхование может выручить ещё и в подобных случаях, когда приходится отвечать за неумышленный вред.

Как правильно действовать при подобном ДТП

В ситуации, когда у одного из участников ДТП есть полис каско, а повреждения незначительны, эксперты единодушно не рекомендуют «расходиться по-хорошему», а фиксировать аварию по всем правилам. С вызовом ГИБДД и оформлением всех сопутствующих документов, которые в страховой компании всегда изучают досконально. Получая выплату в страховой, водитель полностью делегирует ей право заниматься возмещением ущерба с виновника. И само­стоятельно договариваться о чём-либо с виновником тоже нельзя — иначе можно вообще остаться без ремонта.

При этом у пешехода или велосипедиста, по вине которых случилась авария, остаётся право требовать возмещение вреда здоровью даже у невиновного владельца автомобиля (потому что это средство повышенной опасности). И это — ещё одна причина оформить аварию по всем правилам. Решение о таких выплатах принимает только суд, и если он вынесет вердикт в пользу пешехода, то ему тоже заплатит страховая компания, но уже та, в которой у водителя оформлен полис ОСАГО. В гипотетической ситуации, когда у водителя есть полис каско, но нет ОСАГО (например, не успел переоформить), за вред здоровью придётся платить из собственного кармана, хотя машина будет отремонтирована страховой.

Как будете действовать в подобной ситуации?

Почитать ещё