Теслы с автопилотом сбивают детей?! Что происходит на самом деле

Стоимость обслуживания автомобилей выросла в полтора раза — что будет дальше?
Разбор

Екатерина Демишева

Техобслуживание автомобилей в России с начала 2022 года сильно подорожало — об этом заявляют и официальные дилерские сети, и независимые автосервисы. Цены на иностранные запчасти, масла и другие материалы рванули вверх ещё в марте и не снижались в течение лета. К августу запчасти подорожали как минимум на треть.

Дистрибьюторы продолжают отгружать дилерам оригинальные детали из своих запасов, но цены тоже не снижают. При этом клиенты автосервисов жалуются не только на высокие цены, но и на навязывание ненужных услуг. Журнал Авто.ру пообщался с представителями отрасли и выяснил, почему сервисы не снижают цены и что ждёт рынок автомобильного обслуживания в ближайшем будущем.

Задайте нам вопрос в Кью!

Дилеры переключились на техобслуживание 

Официальные сервисные центры крупных дилерских сетей ещё весной почувствовали приток клиентов. Помимо гарантийного ТО в сервисы стали массово записываться и постгарантийные автомобили. Водители пытались качественно обслужить автомобили, чтобы успеть до роста цен и исчезновения оригинальных запчастей. Однако, даже несмотря на большой запас деталей и стабилизацию курса рубля, цены продолжали расти. Как рассказал Журналу Авто.ру директор одной из компаний по аренде автомобилей, детали на некоторые модели машин к июлю подорожали буквально в 10 раз.

По словам директора по сервису «Автодом Алтуфьево» Романа Тимашова, стоимость обслуживания автомобилей в среднем выросла на 50% по сравнению с летом 2021 года. И если ранее официальные дилеры использовали только оригинальные запасные части при ремонте и обслуживании автомобилей, то сейчас доля аналогов достигла 30%.

«Мы стараемся использовать аналоги первой линейки, то есть запчасти, поставляемые на конвейер. Перебои с оригинальными запчастями есть, в основном это запчасти под VIN, то есть уникальные для конкретного автомобиля (электронные блоки, агрегаты, лобовые стекла). Мы продолжаем получать запасные части со склада импортера, но их поток заметно снизился. Так, в июне импортер поставил 40% от нашей потребности. Собственный запас запчастей у нас на два месяца», — рассказал Тимашов.

При этом стоимость работ, как утверждают представители сервисных центров, почти не изменилась, а переписывание прайс-листов связано исключительно с повышением цен на запчасти и подорожанием логистики доставки комплектующих. Поднимать цены на сами работы сервисы не хотят, опасаясь отпугнуть клиентов, которые и без того недовольны необходимостью переплачивать.

Обслуживание у дилера может оказаться более выгодным

Некоторые частные автосервисы жалуются на то, что импортёры и дистрибьюторы поставляют оригинальные запчасти только своим дилерам. А независимые СТО вынуждены искать нужные детали на общих складах по завышенным ценам. По словам директора автосервиса «Автоглобус» Андрея Савина, проблема дефицита и высоких цен касается большинства европейских брендов. Например, аналоги масла для коробки передач Volkswagen стоят сегодня по 5–6 тысяч рублей за литр, хотя год назад это же масло было ровно в два-три раза дешевле.

Из-за такого разброса цен стоимость техобслуживания у дилера может оказаться более выгодной, чем у частного сервиса, хотя раньше было наоборот. Например, официальный дилер предлагает сделать плановое ТО-4 для VW Tiguan за 60 тысяч рублей. А два частных автосервиса выставили примерно такие же ценники — 55 и 60 тысяч рублей. Причём дилер пообещал оригинальные детали и масла, а независимые станции — аналоги.

«Достать со склада дистрибьютора или импортёра оригинальные детали почти невозможно. Запчасти выписываются в сервисные центры дилерам под конкретные автомобили. Даже дружественный дилер в открытую говорит, что не может продать ту или иную деталь, так как всё идёт под расчёт. Поэтому я не удивлён, что у дилеров есть оригинальные запчасти, а частникам приходится ловить нужные детали по приемлемым ценам на маркетах и общих складах», — объясняет Савин.

Крупным сетевым сервисам дистрибьюторы всё-таки что-то отгружают. Об этом Журналу Авто.ру рассказала председатель сообщества независимых автосервисов и сооснователь сети «Вилгуд» Барно Турсунова. По её словам, стоимость ремонта выросла на 30–50% — даже с учётом запчастей-аналогов из Кореи и Китая. 

«Нельзя сказать, что оригинальные запчасти доступны только дилерам. Помимо дилеров, оригинальные запчасти от импортёров получают и официальные дистрибьюторы — и уже через них они попадают к независимым СТО. Автосервисы параллельным импортом не пользуются — в каналах параллельного импорта заинтересованы, прежде всего, дистрибьюторы. Мы предполагаем, что часть запчастей уже попала на российский рынок через параллельный импорт», объяснила Барно Турсунова.

Представитель «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подтвердил запуск схемы параллельного импорта, однако обороты закупок пока слишком малы, чтобы покрыть нужды СТО. «Нельзя сказать, что параллельный импорт работает как хотелось бы нам, но поставки начинают приходить. Основные сложности это сроки (2–4 месяца), отсутствие центрального склада для оперативного восстановления складских запасов, сложная логистика», — сообщил Тимашов.

Сервисы навязывают дополнительные услуги

Один из сотрудников сервисного центра крупной дилерской сети на условиях анонимности рассказал Журналу Авто.ру о том, что дилеры стали завышать планы продаж своим СТО, чтобы максимально заработать на постгарантийном обслуживании. Из-за этого сервисы начали навязывать клиентам ненужные услуги и даже обманывать, склоняя к замене ещё вполне пригодных деталей. Такие условия работы в некоторых случаях приводят к увольнению мастеров, которые отказываются нести ответственность за обман. 

Как пояснил представитель «Автодом Алтуфьево», план по выручке и прибыли есть у каждого коммерческого предприятия. Но официальные дилеры, по его словам, дорожат своей репутацией. Если клиент столкнулся с проблемой, необходимо адресовать вопрос руководителю клиентской службы СТО.

По словам Барно Турсуновой, навязывание лишних услуг и искусственное наращивание среднего чека — практика, которая применялась некоторыми недобросовестными СТО ещё до кризиса. Встречаются случаи, когда инициатива по обману клиента исходит только от сотрудников, а собственник об этом не догадывается.

«Если клиент столкнулся со случаями обмана, ему нужно обращаться лично к собственнику или в отдел по работе с претензиями. Если же автовладелец подозревает, что навязывание ненужных услуг это политика всего автосервиса, он может обратиться в Роспотребнадзор, а для ремонта выбрать другую СТО», — объяснила сооснователь сети «Вилгуд».

Автосервисы могут уйти в тень

По словам председателя сообщества независимых автосервисов Барно Турсуновой, после пандемии государство принимает активное участие в жизни автосервисного сегмента. Например, на автоматизацию работы с помощью отечественных IT-решений можно получить 50% скидку по программе Минцифры.

Однако текущий кризис грозит новыми последствиями: из-за роста расходов на запчасти автосервисам сложнее вписываться в годовой лимит по обороту, который составляет 60 млн рублей. Этот лимит нужен для того, чтобы работать по патентной системе налогообложения (ПСН), которую используют большинство СТО. При превышении этой суммы налоговая нагрузка заметно вырастает. В итоге сервисы начнут скрывать свои доходы, что грозит не только сокращением налоговых сборов, но и проблемами с гарантией на работы для клиентов, так как не все они будут отражаться в официальных документах.

«Это приведет к резкому увеличению налоговой нагрузки и уходу части автосервисов в тень. Лимит оборота на ПСН не менялся с 2013 года, и с учётом инфляции и роста стоимости запчастей эта цифра уже устарела. Поэтому мы совместно с другими автосервисами уже обратились к правительству Москвы с предложением увеличить лимит оборота на ПСН», — рассказала собеседница. Если лимит останется прежним, из-за увеличения налоговой нагрузки сервисы будут вынуждены ещё больше поднимать цены.


На сколько увеличилась стоимость обслуживания вашей машины?

Почитать ещё