Нумерология обязывает. Все плюсы и минусы Chery Tiggo 8: подробный тест

Старики-разбойники. Экспедиционный УАЗ Хантер против Lada Niva Legend: сравнительный тест внедорожной классики
Тесты

Юрий Урюков

Спор о том, где делают лучший легковой вездеход в России — в Ульяновске или в Тольятти, — автомобильная тусовка давно переключила в разряд философских, наравне с выбором зимних шин или сорта бензина. Ведь это только кажется, что месить грязь и ползать по рельефу — занятие грубое и нехитрое. По факту УАЗ и АвтоВАЗ продвигают совершенно разные концепции, у каждой из которых сформировалась устойчивая группа почитателей. Аргументов стороны скопили немало — благо времени на эксперименты было навалом: Ниве в 2022-м стукнуло 45, конструктиву Хантера и того больше — 50! Но в памятный для знаменитых машин год хочется поговорить ещё и о том, как сильно понятие «внедорожник» исказилось в эпоху кроссоверов и сложно ли на серьёзном полноприводнике ездить каждый день?

Нива примчала на тест в исполнении Urban, да к тому же в специальной «мрачной» версии [Black]. Это самый пафосный вариант вездеходной Лады, за который сейчас по прайсу просят 898 900 рублей. Украшать знаменитого ветерана АвтоВАЗ начал ещё восемь лет назад, и тогда модификацию с пластиковыми бамперами, электрозеркалами и кондиционером олдскульные фанаты встретили настороженно. Дескать, не стоит портить честный внедорожник модными примочками!

1/10

Ниву окрашивают в восемь цветов, причём белый, чёрный и тёмно-зелёный «металлики» идут без доплаты, за остальные придётся отдать 6000 рублей

Однако на этот раз завод попал в точку, отняв хлеб у тюнинг-ателье. Потому что спрос чётко показывает настроения публики, и теперь в лидерах продаж на рынке аксессуаров вовсе не блокировки, лифт-киты и грязевая резина, а большие блестящие диски, тонировка, крутая музыка и кожаный салон.

И чем старше становится культовая Лада, тем больше желающих превратить Ниву в эдакий «гелик для бедных»: недорогой, зато стильный винтажный автомобиль

Экспедиционный Хантер по меркам классического УАЗа — тоже что-то вроде топ-версии. Причём почти за двойную стоимость Нивы — 1 685 000 рублей! Но о городских мотивах в этом случае речи уже не идёт. В Ульяновске справедливо рассудили, что тягаться с куда более удобным и современным Патриотом в погоне за избалованным клиентом смысла нет, поэтому ставку сделали на джиперов, зарядив машину внедорожными аксессуарами.

Людей в теме электрической лебёдкой, силовым обвесом, зубастыми шинами и багажником на крыше, понятное дело, не удивить. Более того, знатоки офроуда посетуют на нехватку штатного шноркеля, который УАЗ давно обещает, но почему-то никак не может сертифицировать. Зато остальное оборудование полностью легально — огромный плюс для человека, не готового к утомительным беседам с гаишниками по поводу запрещённого тюнинга. Ведь к таковому сегодня могут приравнять любую мелочь вроде нештатного фаркопа, пригрозив приостановкой регистрации автомобиля.

1/13

Сочный оранжевый колер — единственный доступный для экспедиционного Хантера

Это вдвойне важно, поскольку остаться незамеченным за рулём экспедиционного Хантера точно не выйдет. Вроде бы на нём нет ни одного броского декоративного украшательства, однако фирменный рыжий окрас в сочетании с чернотой функциональных элементов и дизайнерскими хитами из 1972 года, как оказалось, магнитом притягивает взгляды. Больше всех радуется московская детвора, давно равнодушная к приевшимся люксовым внедорожникам ценой в десять-двадцать УАЗов, зато с удовольствием позирующая у яркой российской диковинки.

Лада таким вниманием со стороны окружающих похвастать не может, потому что внешней экспрессии в ней меньше. Лишь те самые пластиковые бамперы да чёрные диски, которые отличают исполнение Urban [Black] от привычных рядовых Нив. С другой стороны, брутальной эклектичности УАЗа тольяттинский внедорожник противопоставляет чистоту линий — классический стиль в самом хорошем понимании, симпатичный образ вне времени.

Центральный замок? Не слышали. Оба внедорожника заставляют носить с собой связки ключей. Нива — для дверей и зажигания, а Хантер — ещё и для верхней створки багажника

И главное — с сугубо практической стороны особой разницы нет. Конечно, валить деревья и цеплять грунт безопаснее стальными силовыми бамперами Хантера. Но поскольку из действительно серьёзных вылазок внедорожник без царапин не возвращается, не всё ли равно: на металле или пластике останутся шрамы? А в том, что останутся, сомнений нет — Лада с УАЗом способны забраться очень далеко. Российские машины и в заводском исполнении полностью дееспособны вне асфальта, в отличие от 99% моделей на рынке, для которых показная вездеходность — маскарад, часть модного имиджа.

Другой вопрос, что наивно-потребительское отношение к делу здесь не сработает. Это вам не Land Rover, где выбрал режим по погоде и покрытию, а дальше автомобиль сам что-то меняет в собственных потрохах, позволяя новичку почувствовать себя чемпионом Ладога-трофи. Успех взятия подъёмов и спусков, проезда бродов и глубокой колеи, преодоления пересечённого рельефа на Хантере и Ниве полностью зависит от знания водителем матчасти своего вездехода и умения правильно применять сильные стороны конструкции.

Хантер назвали экспедиционным, но к путешествиям УАЗ приспособлен слабо хотя бы в силу прожорливости: расход в 16,5 л/100 км для ульяновского вездехода норма, как и морока с заправкой двух 35-литровых баков. Нива с 42-литровой ёмкостью на борту заметно экономичнее: даже с учётом бездорожья реально уложиться в 10 л/100 км. Но при этом Ладе предписан 95-й бензин, а мотор ЗМЗ потребляет 92-й.

Рамный Хантер предлагает подключаемый полный привод типа парт-тайм. Передний мост разрешается задействовать только временно, на тяжёлых участках вне твёрдого покрытия. Если этого мало, раздаточная коробка позволяет включить понижающую передачу. Последний довод в борьбе с бездорожьем — принудительная блокировка заднего дифференциала.

Нива с несущим кузовом по умолчанию гребёт всеми четырьмя колёсами: полный привод у Лады постоянный. Первое дополнительное средство повышения проходимости — межосевая блокировка. Второе — демультипликатор в раздатке. Межколёсные дифференциалы по умолчанию свободные.

И это принципиальный момент, который водитель тольяттинского вездехода должен прочно зафиксировать в уме. Потому что при диагональном вывешивании Нива дальше не поедет и начнёт вхолостую вращать потерявшими контакт с покрытием колёсами.

Для УАЗа подобные канавы или косогоры — не препятствие. Во-первых, неразрезные мосты Хантера обладают большей артикуляцией, что позволяет покрышкам дольше не отрываться от земли. Во-вторых, даже если вывешивание вдруг произошло, выручает задняя блокировка: нажал кнопку — внедорожник невозмутимо пополз дальше.

В плане внедорожной геометрии УАЗ не оставляет Ладе шансов. Заявленный клиренс экспедиционного Хантера — 241 мм при углах въезда/съезда 50 и 39 градусов соответственно. Аналогичные параметры Нивы — 200 мм и 38/28 градусов

Похожая история происходит и на скользких поверхностях — вроде болотистой или снежной колеи. Увы, в жару грязи осталось мало, однако по опыту можем сказать: УАЗ по затерянным в глуши лесовозным следам движется увереннее — пока Хантер не сел на мосты, он будет ехать.

Разумеется, многое зависит от выбора шин. УАЗ пошёл по беспроигрышному пути, обув экспедиционный Хантер в именитые BF Goodrich All-Terrain T/A K02 размерности 235/85 R16, на фоне которых нивовские Pirelli Scorpion ATR 185/75 R16 кажутся совсем «лысыми». Тем не менее даже они — полноценные «атэшки»: протектор достойно гребёт и хорошо самоочищается. Несмотря на отсутствие развитых грунтозацепов на боковинах, Лада смогла самостоятельно выбраться из той же жидкой колеи, что и Хантер, без стравливания давления.

Нива уступает сопернику и по энерговооружённости. Античный 1,7-литровый восьмиклапанник ВАЗ-21214 выдаёт пиковые 83 л.с. и 129 Н·м при 4000 об/мин. Поэтому на серьёзном рельефе Ладе зачастую банально не хватает крутящего момента, а бензиновая «четвёрка» при значительном сопротивлении движению беспомощно захлёбывается. Так что ползти приходится в основном на понижайке, разменивая скорость и расход топлива на увеличенную в 2,14 раза тягу. Но даже это не всегда спасает.

В итоге Нива диктует динамический способ взятия препятствий. Для успешного продвижения вперёд Лада должна сохранять запас энергии, а водитель — уметь использовать инерцию, для чего требуются и опыт, и определённый талант. Излишне замедлишься — встанешь, переборщишь со скоростью — «железу» придётся худо. А ресурс агрегатов на взрослом бездорожье тоже надо беречь. Впрочем, практика показывает, что в умелых руках Нива способна на подвиги. 

Вот только те же самые задачи УАЗ зачастую решает увереннее, быстрее и меньше утомляя экипаж. Врубил понижайку (передаточное число — 1,94), где надо — блокировку, и по-тракторному ползёшь к цели под пыхтение 2,7-литровой бензиновой «четвёрки» ЗМЗ-40906 мощностью 135 л.с. Предельные 217 Н·м 16-клапанный атмосферный мотор выдаёт на 3900 об/мин, однако низ и середина у двигателя тоже богаты тягой, словно у дизеля.

Юркая, лёгкая Лада сполна отыгрывается в топких и тесных местах. Короткая колёсная база, скромные внешние габариты, отсутствие выступающих элементов — грамотный формат для фигурного маневрирования по лесу, среди камней или, допустим, на парковке. Громоздкий Хантер в аналогичных условиях кажется слоном в посудной лавке. Цепляется за ветки корзиной экспедиционного багажника, заставляет запихивать себя в повороты в два-три приёма, требует буквально ювелирного выбора траектории, чтобы не ободрать нарядные борта о стволы деревьев или соседние машины. А на многие подземные стоянки УАЗ с надстройкой просто не проходит по высоте.

Зато чемоданистый кузов Хантера необъятен внутри. При большом желании на боковые полки в багажнике можно усадить пару человек, и ещё место для небольших вещей останется. А сиденья второго ряда хотя и примитивны по профилю, но имеют регулировку наклона частей спинки и не дают никакого повода говорить о тесноте. Другое дело, что проход в эту коробку организован крайне неудачно.

Пассажиры вынуждены протискиваться в УАЗ через узкие и невысокие дверные проёмы. А доступ в грузовой отсек — вообще целый квест
1/9

Задний диван Хантера разделён на неравные части, у которых регулируется наклон спинок. Места много, пол ровный, здесь легко усядутся три человека. Из приятных дополнений — только Isofix

Порядок действий следующий: выдернуть чеку (буквально!), разомкнуть тугой и вечно грязный фиксатор, отвести в сторону кронштейн запасного колеса, отпереть ключом замок верхней створки с окном, поднять её, и только затем, повернув запорную рукоятку, опустить вниз задний борт. Запомнили? А теперь, положив на пол (крючков и петель здесь нет) пакет или что там потребуется, повторите процедуры в обратной последовательности... Чеку же не успели потерять? Подобные заморочки так раздражают, что в повседневности проще и быстрее закидывать сумки в салон.

У Нивы другие странности, сложные для понимания современного человека. К пятой двери прикручена удобная ручка, но рядом не найти ни кнопки, ни замочной скважины. Знатоки в курсе, что замок разблокируется только изнутри, причём рукоятка спрятана в малозаметном месте — на левой стенке за креслом водителя. Но с избалованными иностранным автопромом новичками смело спорьте на деньги — без подсказок из интернета не найдут, проверено.

1/6

Тесный задний диван Нивы напоминает складные сиденья третьего ряда в больших кроссоверах — ехать можно только вдвоём и недолго. Из удобств: скобы Isofix, фиксаторы замков безопасности, некое подобие подстаканников в районе ног. Выступающие колёсные арки удобно использовать в качестве подлокотников

А ещё владельцу Лады пригодятся продвинутые навыки игры в Тетрис. Только искусство комбинации высшего порядка позволит с успехом разделить пространство между пассажирами и грузом. Даже запасное колесо и домкрат вазовцам пришлось запихнуть под капот, а набор нехитрого инструмента — в «бардачок», иначе и без того скромный багажник получился бы совсем грустным по размерам. Хорошо хоть диван второго ряда сделали складным на случай перевозки объёмных вещей, но длинномерам Нива всё равно не рада.

В разложенном положении подушка зажата между колёсными арками, поэтому втроём по доброй воле там толкаться не хочется. А для того, чтобы не вытягивать ноги между креслами, придётся просить переднего пассажира потесниться, сдвинув сиденье вперёд. Ну и добавим к прелестям процесса типичные сложности залаза (иначе не скажешь) в высокий трёхдверный автомобиль.

У водителей — свои испытания. И в Ладе, и в УАЗе рослому человеку ощутимо не хватает диапазона продольной регулировки кресла

Руль в обеих машинах закреплён намертво, причём в Ниве смещён вправо, а в Хантере колонка вдобавок ещё и чуть развернута — левый край обода приближен к передней панели. И куда же без давней фишки тольяттинской модели — отнесённого куда-то к колену пассажира рычага коробки? Что ж, в данном случае владельцу придётся приспосабливаться к вездеходу, а не наоборот.

И всё-таки Лада относится к водителю намного гуманнее. В 2019 году АвтоВАЗ в очередной раз переделал переднюю панель внедорожника, и получился самый удачный вариант за 45-летнюю историю машины, особенно в функциональном плане. Нива радует цивильными мелочами вроде расположенных на виду крупных кнопок, двухуровневого «бардачка», двойной розетки на 12 вольт (USB, правда, так и нет). А главное — машина, наконец, получила классный климатический блок с хваткими «крутилками», мощной «печкой» и кондиционером, производительности которого, впрочем, едва хватает на 30-градусной жаре.

1/9

Последний рестайлинг подарил Ниве радикально переделанную переднюю панель — приятную по дизайну, аккуратную по сборке и удобную по функционалу. Жаль только, фирменную жигулёвскую посадку враскоряку такой косметикой не исправить

В УАЗе ничего этого нет вообще! Мы не сгущаем краски — Хантер правда лишён элементарных удобств. Например, нет перчаточного ящика, заменять который призваны вечно сырые карманы в дверях. Климат-контроль по-ульяновски — это сдвижные форточки с заедающими замками и жестяные заслонки вентилятора в ногах. Ковриков нет — пол прикрыт грубой пахучей резиной. А вместо приятного пластика передней панели — стальная поперечина кузова, спасающая от депрессии лишь жизнерадостным оранжевым колером. Впрочем, во всей этой армейской аскетичности тоже можно найти поводы для оптимизма: мыть просто, сломать сложно, а починить легко.

1/9

В салоне УАЗа нет вообще ничего, кроме органов управления. Подушки безопасности, подстаканники, музыка, «бардачок» — всё это отсутствует. На XXI век в экспедиционной версии Хантера намекают разве что клавиши подогрева передних сидений

Качество и надёжность? По-крупному машины на этот раз не подводили, но в каждой нашлось достаточно портящих общее впечатление моментов. В частности, УАЗ, увы, традиционно расстроил негодным покрытием кузова: местами краска уже облезла до голого металла. Периодически Хантер терял голос — не работал звуковой сигнал. Заедали замки сидений, а нагретое сцепление порой пробуксовывало при ускорениях на третьей или четвёртой передачах.

Нива огорчила подклинивающим рычажком разблокировки багажной двери и дефектным швом пассажирского противосолнечного козырька, обёрнутого, как и весь потолок версии [Black], чёрным материалом. Но самое неприятное — на редкость высокий тон вечно воющей трансмиссии, «концерт» которой поддерживают гудящий гидроусилитель, свистящий ремень и скрипящий пластик.

И всё же на ходу Лада тише и приятнее УАЗа, особенно если не пытаться раскочегарить Ниву до тяжеловатых для неё магистральных скоростей. Вполне понимаем людей, выбирающих относительно доступный тольяттинский вездеход в том числе для города. Тонкие стойки и низкая линия остекления угловатого кузова обеспечивают без преувеличения прекрасную обзорность, хоть и не идеальную — жигулёвские «дворники» оставляют на ветровом стекле обширные неочищенные зоны. Усилия на руле и педалях минимальные, а упругие пружинные подвески позволяют смело дубасить практически по любым ухабам, рельсам и лежачим полицейским, где нежные кроссоверы вынуждены притормаживать, а легковушки — осаживать почти до полной остановки.

Езда на Ниве — это уже подзабытое «механическое» удовольствие, когда между тобой и автомобилем нет никаких навязчивых посредников. Как умеешь, так и едешь. Важно только привыкнуть к невнятной начальной фазе манёвра, когда из-за значительного увода узких и мягких высокопрофильных шин Лада напоминает нечто желеобразное. Зато, справившись с этой первичной заминкой, внедорожник уверенно встаёт на дугу и, заметно припав на бок, послушно пишет заданную траекторию. Зимой ещё веселее: короткая база и отсутствие системы стабилизации позволяют эффектно раздавать по снегу и льду, при этом машина подбадривает водителя отзывчивостью на подачу топлива и однозначностью реакций.

В общем, в управлении лёгкой и проворной Нивой есть свой винтажный кайф!

Не менее аналоговый УАЗ — совсем другая философия. Трудная, рабочая, грубая — о преодолении и личной выносливости. Любопытно, что на прямой 135-сильный Хантер быстрее 83-сильной Нивы, которой на взятие рубежа 100 км/ч нужны томительно долгие 17 секунд. Вот только конвертировать это преимущество в азарт не выходит, потому как без малого две тонны снаряжённой массы, помноженные на сугубо внедорожный конструктив, замешивают довольно забористый коктейль впечатлений.

На загородных трассах УАЗу и Ладе неуютно: максимальная скорость Хантера — всего 130 км/ч, Нивы — 142 км/ч, то есть запаса мощности для обгонов, считайте, нет. Но ехать быстрее сотни в любом случае не хочется, поскольку внутри внедорожников становится слишком шумно

Попытки раскочегарить УАЗ по прямой упираются в чрезмерный шум и лютые вибрации увесистых колёс. К тому же набегающий поток пригибает боковые зеркала вниз и разворачивает эти «лопухи» к кузову. И, в отличие от Нивы, поправить их из салона не выйдет — регулировка только ручная. Да и смысла в этом нет, ведь к тому моменту изображение от лютой тряски напрочь размывается, и в отражениях ловишь лишь рябь от проблесков попутных фар.

Если на бездорожье неразрезные мосты типа «Спайсер» Хантеру помогают, то на асфальте они становятся обузой. Независимая передняя двухрычажка Лады даёт куда больше стабильности. УАЗ же похмельно шатается в колеях и упорно не желает ехать строго прямо. Подруливать почти бесполезно! И вроде с энергоёмкостью ходовой части здесь по примеру соперника тоже полный порядок, но пустой ульяновский внедорожник категорически не желает отрабатывать кочки дубовыми задними рессорами — козлит, как привыкли говорить в народе.

Взятие поворота — сродни подвигу. Сначала выбираешь свободный ход пустой «баранки», затем ждёшь, когда Хантер флегматично накренится и соизволит приступить к манёвру, потом удивляешься, что ульяновский вездеход решает вдруг самостоятельно довернуть или распрямить траекторию. И пытаешься это компенсировать, стараясь успеть до встречи с отбойником или встречным транспортом.

При этом внутри Хантера становится в прямом смысле жарко, ведь кондиционер отсутствует, вентиляция никудышная, педали тяжелы, а вдобавок трансмиссия и система выпуска изрядно раскаляют пол. Так и выпекаешься на противне в настоящего русского джипера — штатный подогрев передних сидений по факту УАЗу ни к чему.

А ведь купить у дилера более дружелюбный к пользователю Хантер невозможно. Напомним, экспедиционная версия за 1 685 000 рублей — флагман линейки. Две другие модификации сильно проще. Вариант «Классик» за 1 400 000 рублей лишается лебёдки, импортных шин, силовой защиты, прочих внедорожных примочек и подогрева передних сидений. А в базовом исполнении «Классик Fleet» за 1 395 000 рублей с китайской коробкой BAIC нет даже АБС. Из доступных опций — только блокировка заднего дифференциала за 48 000 и краска металлик за 14 000 рублей.

Нет, мы, конечно, понимаем, что редкий новый УАЗ обходится без допиливания под личные потребности владельца. Но если, помимо проходимости, от внедорожника изначально требуются некая универсальность, фан и хотя бы базовый повседневный комфорт, то выгоднее и логичнее взять Ладу. Тем более, что в регионах и выбора особого нет: уезженный хлам на вторичке либо ветеран из Тольятти. Ничего другого за миллион не подобрать.

К тому же семейство Niva Legend отличается богатым ассортиментом: в гамме присутствуют как практичный пятидверный вариант (от 918 900 рублей), так и лифтованная спецмодификация Bronto с межколёсными самоблоками и усиленной ходовой частью (от 1 134 900 рублей). Что касается классического трёхдверного кузова, то прайс на такую машину стартует с 818 900 рублей за версию Classic, располагающую лишь АБС, усилителем руля, борткомпьютером да электростеклоподъёмниками.

Luxe за 835 900 рублей дополнительно получает задние подголовники, 12-вольтовую розетку в багажнике, подогрев передних сидений и боковых зеркал с электроприводом, литые диски. В списке опций для такой Лады — кондиционер за 34 000 рублей, а также пакет из камуфляжа кузова «Джунгли» и чёрных колёс за 29 000 рублей.

Lada Niva Legend Urban за 889 900 рублей отличается двухцветными дисками, пластиковыми бамперами, противотуманками, тканевым салоном с коричневыми акцентами и кондиционером. Ну а спецверсия [Black] за 898 900 рублей, как на этих фотографиях, располагает полным набором доступного для Нивы «эстетического» оборудования.

И не забудем о маленькой хитрости АвтоВАЗа, который по умолчанию включает в цену набор автомобилиста за 2400 рублей и аксессуары (ковры в салон и багажник, дефлекторы дверей) за 8000 рублей. От всего этого покупатель имеет право отказаться, суммарно сэкономив 10 400 рублей. Рекомендуем так и сделать — как раз хватит на простенькую магнитолу, которая теперь не предусмотрена ни в одной из комплектаций Нивы.

Что касается экспедиционного Хантера, то при нынешнем прайсе это, скорее, игрушка для больших — прикольная машина выходного дня. Ездить на УАЗе постоянно — утомительно физически и рискованно для нервной системы. Городская толкучка пробуждает в подсознании опасное желание психануть и бросить это неказистое ульяновское творение прямо здесь и сейчас, на обочине.

А вот для периодических инъекций внедорожного адреналина лучше заготовки не найти — ведь всё необходимое предусмотрено с завода: добротные шины, крепкое железо, простейший конструктив. Штатная лебёдка надёжно страхует от поиска трактора. Прыгнул за руль — и отправился куда глаза глядят. Вернёшься домой уставший, перепачканный грязью, зато с гордостью за содеянное. Встречайте — мужик приехал! В гламурное время такие честные, первобытные эмоции дорогого стоят.


Нужен настоящий внедорожник. Что выбрать?

Lada Niva Legend Urban

Хорошо
  • + Большой выбор модификаций
  • + Разумный баланс проходимости и управляемости
  • + Маневренность
Плохо
  • − Тесный салон и маленький багажник
  • − Неудобная посадка водителя
  • − Вялый мотор
Характеристики LADA (ВАЗ) Niva Legend
  • Комплектация

    1.7 MT (83 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    1.7 / 83 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 3 дв.
  • Расход топлива

    9.9
  • Разгон до 100 км/ч

    17

УАЗ Хантер Экспедиция

Хорошо
  • + Сертифицированное внедорожное оборудование
  • + Впечатляющая проходимость
  • + Просторный салон и большой багажник
Плохо
  • − Высокая цена
  • − Плохие управляемость и устойчивость
  • − Примитивный интерьер
Характеристики УАЗ Hunter
  • Комплектация

    315195 2.7 MT (135 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    2.7 / 135 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 5 дв.
  • Разгон до 100 км/ч

    13.2

Lada Niva Legend и УАЗ Хантер на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё