Счётная палата России опубликовала отчёт по итогам проверки Автодора,
отвечающего за эксплуатацию и развитие российских платных дорог. Как выяснилось, госкомпания потеряла 924 миллиона рублей только на неоплате проезда по ЦКАД. В целом, каждый пятый российский водитель не рассчитался за свой проезд по платным участкам.
- Дело в том, что счёт выставляется
по номеру автомобиля постфактум, однако доступа к персональным данным у Автодора нет.
А значит, вычислить водителя по номерному знаку невозможно. В итоге оплачивают
проезд только зарегистрированные пользователи.
- Для неплательщиков с 2020 года
предусмотрен штраф: 5 тысяч рублей для грузовиков и автобусов, полторы тысячи –
для остальных. Однако собрать его тоже проблематично. Счётная палата уже
попросила предоставить Автодору право обработки персональных данных.
- Автоматическая система оплаты
дорог «Свободный поток», которая должна была заменить операторов, работает не
везде. К примеру, на ЦКАД она появилась только в 2020 году. Счётная палата
порекомендовала активнее использовать транспондеры для бесконтактной оплаты.
- Ещё один крупный недочёт, выявленный в ходе проверок, — отсутствие освещения на 35 процентах платных дорог. Не хватает автозаправок,
сервисов и другой инфраструктуры. К примеру, на трассе М11 «Нева» расстояние от
одной заправки до другой составляет 100 километров.
- В 2020 году количество ДТП из-за
состояния платных дорог достигло 5,2 процента. Это на 2,1 процента больше, чем
в 2019 году. Погибло 360 человек, пострадало более двух тысяч.
- Есть проблемы и с планированием. Участок платной дороги протяжённостью 1,7 километра, на который из бюджета
потратили почти 139 миллионов рублей, ведёт в тупик. Вместо съезда на ЦКАД он
упирается в лесополосу.
- Общая протяжённость платных дорог
Автодора на 1 сентября составила 1818
километров. С одного километра компания зарабатывает 14,4 миллиона рублей. Её
доход с 2015 по 2020 год – 76,4 миллиарда рублей. При этом на содержание дорог
в 2020 году Автодор потратил только 12,6 процента прибыли – около трех
миллиардов рублей.
Летом Автодор переписал тарифы на своих платных дорогах.
Автомобилисты лишились главной привилегии — скидки по транспондерам для
транспортных средств I и II категорий.