Затонировали третий стоп-сигнал — нарушение? Отвечает юрист

США и Европа запретили экспорт автомобилей в Россию: какие машины пропадут из продажи

Разбор

Иван Ананьев

США и Евросоюз объявили новый пакет санкций против России, который включает в себя запрет на поставку легковых автомобилей. Первыми об этом сообщили американские власти: под запрет попали бензиновые, дизельные и электрические автомобили — новые и подержанные — а также кузова и шасси в сборе. Следом об ограничениях известила Еврокомиссия, которая закрыла экспорт в Россию машин стоимостью более 50 тысяч евро (или 55 000 долларов).

О запрете на экспорт предметов роскоши объявила и Великобритания, однако в сообщении властей страны нет конкретных упоминаний об автомобилях. «Запрет на экспорт, вероятно, коснётся роскошных автомобилей, модной одежды высокого класса и произведений искусства», — говорится на сайте правительства страны.

Разбираемся, какие автомобили затронут новые запреты, а какие, возможно, не попадут под санкции.

США

Американские бренды на российском рынке представлены в основном моделями верхнего ценового сегмента. Большим спросом они не пользуются, но почти все являются в какой-то степени культовыми, если не брать в расчёт относительно массовые модели Jeep. Помимо этой марки, под ограничения попадают все модели Cadillac и Chevrolet (последняя поставляет к нам дорогие внедорожники и кроссоверы). Компактный Chevrolet Trailblazer выпускается в Корее — коснутся ли его санкции, мы пока не знаем. Не исключено, что и на него производитель может наложить эмбарго.

Однако в США выпускают и некоторые модели неамериканских брендов. Например, в Америке для российского рынка собирают Nissan Pathfinder, который успел добраться до России в самом конце февраля, недавно обновлённый Volkswagen Teramont, а также кроссовер Toyota HighlanderКомпания BMW выпускает в Штатах кроссоверы X5, X6 и X7, которые в виде машинокомплектов поступали на досборку в Калининград, — теперь они тоже могут попасть под санкции. Такая же ситуация с кроссоверами Mercedes-Benz GLE и GLS: сборка этих моделей налажена в России, но детали для них поставлялись из США. Какая судьба ждёт российское производство Mercedes-Benz — непонятно. Представители обеих компаний пока не готовы делать прогнозы на будущее.

1/4

Cadillac Escalade

Европа

Если предположить, что производство автомобилей в России в какой-либо перспективе будет возобновлено, то главные бестселлеры отечественного рынка под санкции не попадут: в топ‑25 продаж нет ни одной нелокализованной модели. А вот с импортом ситуация пока выглядит не очень радужной. Скорее всего, российским покупателям придётся (возможно, временно) попрощаться с эксклюзивом марок Ferrari, Lamborghini и Maserati. Не будет в России и Porsche: самый доступный в Европе Cayman оценивается минимум в 58 000 евро.

Peugeot, Citroen и Opel импортируют в Россию модели масс-маркета, которые не попадают под ограничения. Renault вообще полностью локализовала модельный ряд. А в случае Volkswagen и Skoda всё будет зависеть от конкретных моделей. Помимо Терамонта ограничения затронут VW Touareg (в Германии он стоит от 67 тыс. евро), а у чешской марки под угрозой импортируемый Kodiaq в комплектации L&K, стоимость которого на домашнем рынке вплотную приближается к 50 тыс. евро. По данным источников в компании, импортёр может отказаться и от поставок Superb, который не попадает под санкции, но продаётся скромно.

У премиальных брендов потерь будет больше. Audi в разное время вела в России крупноузловую сборку моделей Q5, Q7, A6 и A8, а о полном прекращении поставок машинокомплектов речь пока не шла. Но в представительстве сейчас затрудняются ответить, какие модели могут собираться локально. Если посмотреть на цены, то под санкции попадают S‑версии моделей A3, A4 и A5, все модификации A6 (от 52 тыс. евро), A7 и A8, Q5 Sportback (от 52,5 тыс. евро) и все Q7 и Q8.

Ещё в прошлом году компания BMW отказалась от локальной сборки седанов пятой и седьмой серии, а также младших кроссоверов — на конвейере калининградского «Автотора» остались только кроссоверы X5, X6 и X7, которые производят из американских машинокомплектов. А ещё рынок, скорее всего, потеряет M‑версии всех моделей, седаны пятой (от 51,5 тыс. евро) и седьмой серий, а из кроссоверов, кроме больших моделей, останутся только X1 и X2: даже базовый X3 в Германии стоит 51,4 тыс. евро. 

Mercedes-Benz собирает в России только седаны Е‑класса, поэтому на них ограничения могут не распространяться. Зато почти все остальные модели — под вопросом. Даже седан C200 стоит дороже 50 тыс. евро, как и все кроссоверы немецкой марки!

Не лучше обстоят дела с Volvo. На европейском рынке только младший кроссовер XC40, седан S60 и универсал V60 продаются дешевле 50 тыс. евро. Volvo XC60 стоит минимум 49 тысяч, все остальные модели — ещё дороже.

1/5

Porsche Cayenne

Великобритания

Ситуация с английскими марками остаётся туманной: по большей части, они попадают под определение роскошных товаров, но конкретики в заявлениях британских властей пока нет. Есть вероятность, что до окончания кризиса в Россию не будут поставлять автомобили марок Bentley, Rolls-Royce и Aston Martin. При этом для Bentley и Rolls-Royce российский рынок входил в топ‑3 самых успешных.

С моделями Mini вопрос тоже пока открытый: все они дешевле 50 тыс. евро, но могут попасть под запрет британского правительства.

Под ударом оказались все модели Land Rover и Range Rover. Но если ориентироваться на европейскую планку в 50 тысяч евро, то под ней проходят только две модели: относительно скромный Land Rover Discovery Sport (от 38 тыс. евро) и Range Rover Evoque (от 39,5 тыс. евро). То же касается и бренда Jaguar, у которого только одна условно недорогая модель из представленных в России — кроссовер E‑Pace базовой стоимостью 40 тыс. евро.

1/5

Bentley Continental GT

Верите, что в Россию перестанут поставлять BMW и Мерседесы?

Почитать ещё