Неяпонские кроссоверы по цене новой «Нивы»: 6 моделей с пробегом за 1 000 000 рублей

Британская ДНК и характеристики Porsche: яркий SsangYong, который «не зашёл»
Подборки

Михаил Медведев

Про саму компанию SsangYong достаточно знать всего один факт. Фирма, которая специализируется на выпуске внедорожников, трижды банкротилась в эпоху, когда ничего, кроме внедорожников и кроссоверов, земляне почти не покупали.

Более того, даже единичные небанальные автомобили с логотипом SsangYong к SsangYong имеют опосредованное отношение. Пример? Он есть: история сегодняшнего героя рубрики «Старые, но не бесполезные» — спортивного купе SsangYong Solo III.

Истоки автобизнеса SsangYong ведут в Великобританию

Едко резюмируя внешность внедорожника Musso — одной из первых более-менее известных моделей корейского бренда, — Джереми Кларксон как-то сказал: «Его нарисовал британский дизайнер, который забыл очки в самолёте Лондон — Сеул».

При чём здесь англичане? Эта история началась в 1972 году, когда Роберт Янкель — уроженец Лондона — несмотря на не совсем английскую фамилию, основал фирму Panther Westwinds. И именно с неё стартовала автомобильная эпопея SsangYong.

Хотя в начале 1970-х об этом ещё никто не думал, а планы Янкеля никак не были связаны с внедорожниками. Даже в названии фирмы читался амбициозный выпад в сторону «Ягуара». Свои «Пантеры» Роберт видел спортивными, быстрыми и сравнительно недорогими.

Роберт Янкель. Фото: jankel.com

За небольшой промежуток времени Panther Westwinds Ltd прошла серьёзный путь: от новичка в автобизнесе до обладателя неплохой, хотя и эксцентричной репутации. Янкель с готовностью брался за любые заказы: от футуристичного багги Lazer до реплики Ferrari 125S, построенной на шасси Ferrari 330GTC. И это мы ещё не упоминали безумный шестиколёсный Panther 6.

Главной «Пантерой» должно было стать купе «Соло», но планы разрушила Toyota

Самый же интересный по дизайну и технике проект Panther Westwinds — это спортивное купе Solo, впервые представленное на Лондонском автосалоне 1984 года. Сравнительно недорогой и стильный спорткар с дизайном от Кена Гринли. И прямо сейчас постарайтесь запомнить его имя — ведь это тот самый человек, который через несколько лет «забудет очки в самолёте до Сеула».

Эффектный обтекаемый кузов, небольшая благодаря стеклопластиковым панелям масса, среднемоторная компоновка, обещавшая хорошую управляемость. У Solo было всё, чтобы претендовать на статус хита. Но не получилось.

Как назло, примерно в это же время Toyota представила собственную модель MR2. Идеологически она походила на «Соло», но была при этом технологичнее, качественнее и дешевле. Шансов в борьбе с японским блокбастером у «британца» не было, и проект убрали в ящик. Но ненадолго.

Toyota MR2. Фото: autowp.ru

Руководство SsangYong решило перезапустить проект

В 1987 году 80% акций Panther Westwinds приобрела фирма SsangYong. Основанная ещё в 1939 году компания заработала капитал на инженерных разработках и переработке нефти. Ну а потом, насмотревшись на первые успехи Hyundai, KIa и Daewoo, решила сделаться  автомобильным брендом. 

Отдадим должное корейцам — они не стали рубить сплеча. Ознакомившись с новым приобретением, менеджеры SsangYong решили дать Solo ещё один шанс. Интересная концепция купе этого явно заслуживала. И Кен Гринли вновь сел за дизайн.

К работе привлекли и других звёзд британского конструкторского цеха. С композитными материалами помог, например, Робин Хёрд — владелец гоночной команды March в Формуле-1. К настройке шасси подключили Леона Бэйли — человека, создававшего легендарный Ford GT40. По сути, Solo пришлось строить заново, улучшая и дополняя исходник. И в итоге получилась конфетка!

Инженеры и дизайнеры Panther построили автомобиль, которому не было аналогов

Пространственная рама из алюминиевых и стальных труб по жёсткости на кручение не уступала гоночным конструкциям. Вместо дохленькой 1,6-литровой атмосферной «четвёрки» Ford, как на первом «Соло», в базу интегрировали 2-литровый турбоагрегат на 207 л.с. от зажигательной Sierra RS.

С помощью британской инжиниринговой фирмы Ferguson Formula, известного специалиста по полноприводным трансмиссиям, конструкторы Panther обеспечили спорткар системой постоянного полного привода. С блокировками межколёсных дифференциалов и раздаткой собственной конструкции!

Это само по себе было сенсацией. На момент дебюта Panther Solo II считался единственным в мире среднемоторным полноприводным спорткаром!

Вишенка на торте — эффективный (коэффициент лобового сопротивления 0,33) и очень эффектный дизайн. Вытянутый силуэт, невероятно стильное решение скрытых фар и бонус в виде дополнительного ряда пассажирских сидений. И это в среднемоторной машине!

По характеристикам Panther Solo II играл в одной лиге с Porsche 911

При снаряжённой массе всего в 1235 кг полноприводный «Соло» набирал сотню за 5,7 секунды и обещал максималку в 241 км/ч. И это даже не территория Toyota MR2 — с такими данными в конце 1980-х не стыдно было поспорить в светофорной дуэли и с Porsche 911.

Профильная пресса не скупилась на похвалы в сторону дизайна и ходовых качеств прототипа. А великолепную пассивную безопасность жёсткой пространственной рамы, сам того не желая, подтвердил один из автожурналистов: бедолага расколотил машину на тест-драйве, но выбрался из аварии без единой царапины. 

Panther Solo 2. Фото: autowp.ru

Вот только изысканная с инженерной точки зрения конструкция получилась очень дорогой, а конвейерная жизнь модели была невероятно короткой. За полтора года успели выпустить всего 25 экземпляров Solo, после чего производство остановили.

Корейцы предприняли ещё одну попытку оживить Solo перед тем, как переключиться на внедорожники

Казалось, на этом можно ставить точку. Но нет! Корейцы решили, что этому миру не хватает третьей итерации «Соло», и построили ещё одну версию. На Сеульском автосалоне 1995 года — через пять лет после окончания выпуска предшественника — был представлен Solo III. На этот раз уже с эмблемой SsangYong.

Принципиально во внешности машины ничего не изменилось. Если не считать куда менее изысканного дизайна передней оптики. Кузов также был выполнен из композитных материалов, а пространственная рама осталась целиком алюминиевая. Главный апгрейд — лицензионный 3,2-литровый V6 от Mercedes-Benz мощностью 220 л.с., заменивший двухлитровую «турбочетвёрку».  

1/3

SsangYong Solo III

Несмотря на выросшую почти на центнер массу, «Соло» по-прежнему мог разгоняться до «сотни» за 5,7 секунды, а максимальная скорость достигла 254 км/ч. Но, увы, купе лишилось полноприводной трансмиссии.

Другая проблема заключалась в том, что машина, которая выглядела круто и свежо в конце 1980-х, к середине 1990-х стала смотреться вторичной. Поэтому сеульский дебют остался практически незамеченным, и про Solo III затем никто уже не вспоминал.

Изменились и планы SsangYong. На развитии британского Panther корейцы поставили крест, сделав ставку на собственную линейку внедорожников. А на столе Кена Гринли появился авиабилет по маршруту Лондон — Сеул.


Как относитесь к автомобилям SsangYong?

Почитать ещё