Chevrolet Aveo, на котором не осталось живого места: о чём не рассказывает продавец

Спрос на электромобили растёт: какие модели покупают в России и как развивается инфраструктура
Разбор

Иван Ананьев

Электромобилей в России становится больше, а интерес к ним растёт — как на рынке новых автомобилей, так и на вторичном. Такие данные получили аналитики Авто.ру после анализа базы объявлений о продаже новых и подержанных электромобилей. Вместе с этим в стране развивается и зарядная инфраструктура — по крайней мере, в Москве, где число зарядных станций растёт каждую неделю.

Мы проанализировали статистику Авто.ру и поговорили с экспертом по развитию электротранспорта, чтобы понять, какие именно модели интересуют покупателей и что делают власти для того, чтобы эксплуатировать их было комфортно.

Какие электромобили покупают в России

В России всего зарегистрировано 16,5 тыс. электромобилей. Такие данные приводят агентство «Автостат» и АО «Электронный паспорт». Большая часть этих машин эксплуатируется в Центральном, Дальневосточном и Сибирском округах, а лидером по числу электромобилей является Москва, где количество машин на батарейках постоянно растёт. «На 01 января 2020 года в Москве было зарегистрировано 594 электромобиля, через год их стало уже больше тысячи. Сейчас в Москве около 3000 электрокаров», — рассказала Журналу Авто.ру руководитель проекта «Энергия Москвы» Александра Шумская.

По данным «Автостата», 71% зарегистрированных машин приходится на Nissan, 10% — на Tesla, на третьем месте с показателем 4% — Porsche. Кроме того, в стране зарегистри­ровано по полтысячи электрических Audi e‑tron и Mitsubishi i‑MiEV. В рейтинге моделей лидируют Nissan Leaf (11 765 штук), Porsche Taycan (674 штуки), Tesla Model 3 (668), Audi e‑tron (522) и Mitsubishi i‑MiEV (465).

Именно эти модели больше всего интересуют и тех, кто просматривает на Авто.ру объявления о продаже бывших в употреблении электрокаров (в данном случае оценивалось не только абсолютное число просмотров объявлений, но и количество просмотров контактов продавца). В списке лидеров в порядке убывания интереса — Nissan Leaf, Tesla Model 3, Porsche Taycan, Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model Y, BMW i3, BMW iX, Jaguar I‑Pace и Hyundai Kona. За пределами первой десятки, помимо менее распространённых моделей вроде Mazda MX‑30 и Hyundai Ioniq, встречается и откровенная экзотика. Например, Ford Mustang Mach‑E или китайский BYD HAN.

Почти такой же набор моделей интересует тех, кто ищет электромобиль без пробега, но в этом списке — только современные электро­мобили. Это все варианты Tesla (модели 3, Y, S и X), Porsche Taycan, Audi e‑tron и e‑tron Sportback, Mercedes-Benz EQV, Jaguar I‑Pace и BMW iX.

Что сейчас происходит с ценами

После резкого подорожания в марте цены на новые электрокары в мае откатились назад — в среднем на 11%. Если в марте средняя цена нового электрокара составляла около 15 миллионов рублей (на 61% дороже, чем в феврале), то сегодня этот показатель упал до 13 340 000 рублей. Для сравнения, средняя стоимость автомобилей с ДВС к маю снизилась лишь на 5% по сравнению с началом весны.

Правда, и общий объём предложений новых электромобилей сократился из-за остановки поставок. К маю количество объявлений уменьшилось на 32% относительно начала года. Зато число предложений на вторичном рынке растёт — сегодня их на 35% больше, чем в начале года. В разгар кризиса в марте объём вторичного рынка сократился на 10% по сравнению с январём, но в апреле число объявлений вновь превысило докризисный уровень, а в мае их число увеличилось ещё на 18% к предыдущему месяцу.

Более того, в мае цены на подержанные электрические автомобили стали на 13% ниже, чем в момент мартовского пика, когда их средняя стоимость на Авто.ру выросла на 40%, до 5,4 млн рублей. Сейчас подержанные электрокары продаются примерно по 4,5–4,7 млн рублей. Для сравнения, стоимость машин с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями с марта снизилась не так заметно, лишь на 2–3%.

Появятся ли в России электрокары российского производства

До недавних пор реальных планов по организации выпуска отечественных электромобилей в стране не было. Единственным заметным проектом последних лет оказался компакт «Кама‑1», который был разработал Санкт-Петер­бургским политехническим университетом (СПбПУ) при технической поддержке КамАЗа. Передне­приводный электрокар длиной 3,4 м оснащается двигателем мощностью 80 кВт, с которым компакт разгоняется до 100 км/ч за 6,7 с и развивает максимальные 150 км/ч. Батарея ёмкостью 33 кВт⋅ч обеспечивает запас хода от 250 до 300 километров. Правда, выпускать машину собирались в Венгрии, но теперь планы на «Каму», очевидно, придётся менять. И новой площадкой для выпуска может стать бывший завод Renault в Москве.

После того, как бренд объявил об уходе с российского рынка и передал завод столичному правитель­ству, мэр Москвы сообщил, что там будут выпускать автомобили под маркой «Москвич», в том числе электрические, а партнёром предприятия должен стать как раз КамАЗ. Но сборку каких именно машин развернут на этом предприятии, пока непонятно. Ходят слухи, что это могут быть автомобили китайских марок. Например, электро­кроссовер JAC iEV7S, который официально сертифи­цирован и продаётся в России с осени 2020 года. Он оснащается 115-сильным мотором и батареей на 280 километров пробега. Кроме того, столичные власти ведут переговоры с брендами FAW и BYD.

1/5

Dongfeng Aeolus E70

Ещё один российский проект — автомобили марки Evolute, которые компания «Моторинвест» планирует выпускать с высокой долей локализации на заводе под Липецком. Информации о проекте пока мало, но известно, что машины представляют собой адаптированные электрокары китайской марки Dongfeng: седан Aeolus E70 (150 л.с., 420 км хода), кроссовер Seres 3 (163 л.с., 405 км), минивэн LingZhi (123 л.с., 410 км), а также полно­приводный люкс-кроссовер Voyah Free мощностью… 694 л.с., который является конкурентом моделей Nio ES8 и Li One. Информации о сроках начала производства тоже нет.

Что будет с инфраструктурой для электротранспорта

Государственная концепция развития электротранспорта предполагает, что к 2030 году каждый десятый выпускаемый в стране автомобиль будет иметь электрический двигатель, а число зарядок вырастет как минимум до 72 тысяч штук. Впрочем, план на ближайшие годы скромнее: около 2000 медленных и около 1000 быстрых зарядок к 2023 году и в полтора раза больше — к 2024‑му.

Пилотным регионом этой программы стала столица, где с 2020 года в рамках проекта «Энергия Москвы» ставят зарядные станции нового формата. Как рассказала Журналу Авто.ру руководитель проекта Александра Шумская, сейчас в городе работают 96 таких станций и ещё несколько десятков ждут подключения. К концу года в городе будет функционировать 250 станций, а в дальнейшем их станет ещё больше.

«Новые станции очень востребованы. Раньше на каждой медленной станции в среднем происходило две зарядные сессии в день, а за весь прошлый год произведено 5433 зарядки. Но когда началась установка быстрых станций, число сессий выросло в несколько раз — на каждой из них в месяц происходит 170 зарядок. В течение дня каждая станция быстрой зарядки способна обслужить 10 автомобилей», — говорит Шумская.

Сейчас в Москве ставят зарядные станции двух типов: быстрые, мощностью 50 кВт и медленные — с разъёмами на 22 кВт. В дальнейшем эти станции можно модернизировать: увеличивать мощность, адаптировать разъёмы. Например, уже сейчас планируется увеличение мощности до 60 кВт. Все зарядки имеют европейские разъёмы CSS Combo 2 и американские Chademo. В разрабаты­ваемом проекте требований Минпромторга прописана возможность ставить также китайские разъёмы GBT, но она имеет статус рекомендации: пока автомобилей с такими разъёмами мало.

Ещё одной полезной особенностью новых станций является удобное управление с помощью смартфона, говорит эксперт: «Станции нового формата работают через приложение "Московский транспорт", которое позволяет заранее бронировать станцию и удалённо контролировать статус зарядки».

Для того, чтобы парковочные места с зарядками оставались доступными, их оборудуют знаками, запрещающими парковку машин с ДВС. За нарушение — эвакуация и штраф, причём сообщить о нём можно в службу технической поддержки станции, а она уже свяжется с городской службой эвакуации. Гибридных автомобилей с возможностью подзарядки от сети это не касается — они тоже могут останавливаться на местах для электрокаров.

Сейчас станции работают бесплатно, но в перспективе оплату могут ввести — как способ регулирования доступа к месту для зарядки. Мировой опыт показывает, что когда машин будет больше, и возникнут очереди, зарядку имеет смысл делать платной. Либо вводить плату за простой после того, как автомобиль зарядился.

В ближайшие годы, утверждает эксперт, зарядные станции в Москве будут стоять повсеместно: на улично-дорожной сети, в жилищных комплексах, бизнес-центрах и торговых центрах. «Наибольшая плотность сети будет внутри Садового кольца, где самая большая концентрация офисных рабочих мест, но инфраструктура придёт и в спальные районы, в том числе за МКАД», — заключает Шумская.


При каких условиях вы готовы пересесть на электромобиль?

Почитать ещё