«Буханки», от которых невозможно оторвать взгляд. Брутальный фотопост

Спорткары, которые придумали и собрали в России
Подборки

Михаил Кондратьев

Спортивные автомобили российского производства? Да! И сегодня мы не будем рассказывать вам о гаражных поделках или продукции отечественных тюнеров — речь пойдёт только о самых серьёзных проектах. По крайней мере, по российским меркам. В общем, нет времени объяснять — погнали!

Shortcut

Проект «Шортката» появился в середине 2010-х благодаря небольшой московской команде энтузиастов под названием «КБ 527», к которой подключилась фирма DK Racing, предоставившая производственную базу. И дело пошло!

1/6

Shortcut построен по мотивам легендарного Lotus Seven — это максимально лёгкий и достаточно мощный заднеприводный спорткар, в котором нет никаких «лишних» элементов современных автомобилей. Отсюда и относительно невысокий ценник (от 1 980 000 рублей, согласно официальному сайту), и концентрированный драйв. Который, правда, легально испытать можно только на треке — на обычные дороги Shortcut допуска не имеет. Разработчики говорят, что могли бы сертифицировать машину, однако это повлекло бы серьёзное удорожание. 

«Шорткаты» выпускаются серийно. Собирают их из компонентов различных автомобилей, включая российские. Так, начальная версия Light оснащается 1,6-литровым мотором от Lada Vesta, мощность которого доведена до 130 л.с., и механической коробкой от «классики». Модификация R — это куда более основательно доработанный отечественный двигатель с отдачей в 185 л.с и импортная «механика», а также регулируемая подвеска. 

Наконец, самый хардкорный Shortcut RS комплектуется 210-сильным 2,3-литровым мотором Ford, шинами-сликами и даже системой пожаротушения! И производитель предлагает как готовые машины, так и кит-кары, то есть набор комплектующих для самостоятельной сборки.

1/4

В 2021 году DK Racing провела конкурс по созданию новой концепции внешности «Шортката». Победивший проект — на картинках выше. Сейчас фирма занимается его воплощением в жизнь. Интересно, что альтернативные кузовные панели можно будет установить также на любой уже выпущенный Shortcut.


Flanker F

Если вы вдруг никогда не слышали об этом российском проекте, то рекомендуем сперва посмотреть на «Фланкеры» в деле. Например, на их красочный парный заезд по сочинским серпантинам. Или на сумасшедший дрифт на льду Байкала, где два купе выставились боком на скорости 246 км/ч!

Как вы уже поняли, почти насквозь карбоновый Flanker F создавался только и исключительно для дрифта. Построен он командой бизнесмена и гонщика Сергея Кабаргина (известного также под ником ddKaba), а первый экземпляр дебютировал в 2018 году. Внешне машина схожа с датским суперкаром Zenvo ST1 — его производитель участвовал в проекте на начальных этапах, но после сотрудничество прекратилось. Однако у «Фланкера» есть серьёзные конструктивные отличия от донора внешности: если ST1 имеет среднемоторную компоновку, то у российского дрифт-кара двигатель расположен спереди. 

Какой именно двигатель? Зависит от конкретного экземпляра двухдверки. Команда собрала четыре машины: две — с большими атмосферными V8, одну с компрессорной «восьмёркой» и ещё одну — с шестицилиндровым мотором от Nissan GT-R. Последний экземпляр, кстати, продаётся на Авто.ру.

Один из атмосферных «Фланкеров» был построен в дорожной версии. У него «всего лишь» 500 с небольшим сил (против 800–900 у боевых экземпляров) и не слишком спартанский салон, хотя попадать в него всё равно приходится по-гоночному — переваливаясь через мощные трубы каркаса безопасности. Сохранены в гражданской версии также быстросъёмный руль и огромная рукоятка гидравлического ручника. С друзьями на такой машине на рыбалку не поедешь.


MARTT

А вот и первая модель в линейке возрождённого «Москвича»! Мы, конечно, шутим, но разработчики этой машины действительно вдохновлялись отечественным автопромом и гоночными успехами «Москвичей» советских времён. И даже сделана модель была на территории того самого столичного завода АЗЛК.

1/4

Это проект группы компаний «АртЛайн», которая занимается гонками и техникой для соревнований, а также проектированием и строительством гоночных трасс (в частности, группа реконструировала автодромы ADM Raceway и «Рустави»). В 2015 году конструкторское бюро «АртЛайн» переехало в «Технополис Москва», расположенный на территории теперь уже «Москвича», что и привело к идее выпуска спорткара MARTT. 

Издалека он похож на рестомод, но на самом деле это построенная с нуля на пространственной раме гоночная машина категории GT, замаскированная под кузовом в ретростиле: в дизайне MARTT разработчики постарались отразить черты «Москвич»-400 и «Москвич»-401. 

При длине почти 4,1 метра двухместный автомобиль весит 1050 килограммов. Двигатель расположен прямо за «ковшами» — это 1,6-литровый турбомотор мощностью 350 л.с., соединённый с шестиступенчатой коробкой передач. Привод — задний, разгон до 100 км/ч занимает 4,3 секунды, а максимальная скорость равна 260 км/ч. Кажется, такой автомобиль действительно не помешал бы возрождённому «Москвичу».


«Крым»

Если вы вдруг не следите за разработкой российского родстера «Крым», то с радостью сообщаем: работа над ним по-прежнему ведётся и, кажется, понемногу близится к финалу!

1/10

Первый прототип «Крыма»

Проект появился в 2013 году в МГТУ им. Баумана в рамках практических студенческих работ. Идея заключалась (и заключается) в создании недорогого молодёжного автомобиля со спортивными нотками. Концепция была определена сразу: родстер со среднемоторной компоновкой. 

Команда разработчиков подготовила полностью функциональный прототип. А в 2019-м дебютировала его вторая итерация — с переработанной пассивной безопасностью, свежим набором компонентов, а также с немного иным дизайном. Ключевым же изменением «рестайлинга» стало также применение коробчатой рамы в основе.

В настоящее время «Крым» представляет собой 3,9-метровую двухместную машину, которая примерно на 70% состоит из узлов Lada Granta, включая 1,6-литровый двигатель (возможно также применение 1,8-литрового вазовского агрегата). Остальные компоненты, по замыслу авторов, будут производиться в России с использованием импортных элементов.

1/5

Рендеры третьего прототипа «Крыма»

Весной 2022 года был анонсирован третий и последний прототип модели. После проведения испытаний создатели намерены заморозить работы над дальнейшими изменениями конструкции и перейти к производству опытно-промышленной партии для сертификации. Вскоре после этого должен начаться мелкосерийный выпуск. Финальный образец «Крыма» планируется выкатить до конца 2022 года. Очень ждём!


Marussia

Говоря о российских спорткарах, конечно же, нельзя не вспомнить «Марусю», или, как в своё время уточнял один из основателей марки Николай Фоменко, «Марушу». Хотя перебирать в сотый раз всю историю этого одиозного (впрочем, оттого не менее интересного) проекта сегодня всё-таки не будем. 

1/6

Marussia B1

Если вкратце, то о планах создать российский, по-настоящему спортивный автомобиль, а то и суперкар по меркам своего времени, стало известно в 2007 году. Сперва была построена Marussia B1, а затем и Marussia B2 с радикально другим кузовом. Технически обе машины представляли собой полноценный спорткар, а не колхозное творчество — с монококом в основе и среднемоторной компоновкой.

1/6

Marussia B2

«Маруси» проходили испытания, подвергались доработкам, готовились к гонкам и выходу на европейский рынок. Всё упёрлось в типичные для автомобильных стартапов проблемы: сложности с доведением машин до ума и экономические вопросы. В общем, где-то в середине 2010-х проект заглох. Однако фирма выпустила несколько автомобилей, которые разъехались по всей России или осели в руках частных коллекционеров.


Заводской «спорт»

Однако попытки сделать что-нибудь «горячее» предпринимали не только небольшие команды энтузиастов, но и крупные российские автозаводы (речь в основном об АвтоВАЗе). И надо признать, зачастую у них это получалось куда лучше, потому что их машины всё же добирались до конвейера и дилеров.

1/6

Lada Kalina Sport I

Оспортивленная версия Lada Kalina появилась в 2008 году. Ключевыми особенностями стали заниженная и более жёсткая подвеска с новыми амортизаторами и пружинами, дисковые тормоза по кругу, укороченная рулевая рейка и трансмиссия с иной главной парой. При этом такая Kalina не комплектовалась ABS и подушками безопасности.

1/4

Lada Kalina Sport II

После обновления семейства Kalina на рынок вышла модернизированная Kalina Sport, в 2014 году. Она была построена примерно по тому же рецепту, но, в отличие от первой версии, получила доработанный мотор — 1.6 мощностью 118 л.с. (154 Нм). Вдобавок вторая Kalina Sport обладала иным выхлопом и более спортивными сиденьями. В оснащение входили и ABS, и подушки безопасности.

1/5

Lada Granta Sport

Примерно за год до появления второй «подогретой» Калины АвтоВАЗ выпустил Granta Sport. В плане «заряженности» модели были практически идентичны, разве что у Гранты было 120 л.с. Правда, впоследствии отдача снизилась до 114 сил из-за перенастройки 1,6-литрового мотора под нормы Евро-5.

1/4

Lada Kalina NFR

А в 2015-м появилась действительно бодрая Kalina NFR. Она представляла собой омологационную модель и обладала, среди прочего, совершенно иной передней подвеской на подрамнике, самоблокирующимся дифференциалом, а также тормозами и другими деталями производства Renault. В движение её приводил 136-сильный шестнадцатиклапанник. Увы, ценник по тем временам был околокосмический, и всего собрали полсотни таких машин.

1/4

Lada Vesta Sport

В нынешней линейке АвтоВАЗа королева светофорных стартов — это Vesta Sport, которая тоже может похвастать комплексными доработками. У неё 1,8-литровый мотор на 145 сил (187 Нм) с особой выхлопной и впускной системами, изменённая подвеска с набором усиленных компонентов, более мощные тормоза, перенастроенная система стабилизации с возможностью отключения и другие фишки (всего — более 200 оригинальных деталей).

1/5

Tagaz Aquila

Напоследок вспомним Tagaz Aquila — проект Таганрогского автозавода, который наделал немало шума, но быстро сдулся. Модель оснащалась 107-сильным мотором Mitsubishi и в целом была далека от статуса спорткара, хотя всё-таки цепляла взгляд дизайном экстерьера (пусть даже местами неаккуратного и странноватого) и обладала плюс-минус «спортивным» интерьером. Этим, собственно говоря, модель и заслужила место в нашем списке.


Увидели что-нибудь новенькое для себя?

Почитать ещё