Влад Зенин
Реформа техосмотра, начавшаяся 1 марта, мало что поменяла в самой процедуре контроля, которая многим кажется слишком сложной, а компетентность экспертов-техников по-прежнему остаётся сомнительной. Систему лихорадит: сроки введения изменений постоянно переносятся и не исключено, что для некоторых категорий автомобилистов осмотр вообще сделают добровольным. И пока в России идут споры о нужности техосмотра и о том, в каком виде он должен существовать, во всех развитых автомобильных странах его проводят в обязательном порядке. Впрочем, разные государства делают это по-разному.
Германия
В стране с безлимитными автобанами жёсткая политика в области безопасности. И обязательный техосмотр! Автосервисы считаются заинтересованными организациями, поэтому машины проверяют сторонние эксперты — это один из основных принципов немецкого техосмотра. Изначально в Германии он проводится одной сертифицированной организацией TÜV (кстати, сама организация турецкая). Но сейчас по этим же правилам работает и много других сертифицированных организаций. Стоимость осмотра — около 100 евро.
При этом в Германии не надо ехать на отдельный пост для проверки технического состояния автомобиля (хотя есть и такая возможность). Обычно представители сертифицированных организаций сами выезжают на СТО — по графику, который вывешен в точке обслуживания. Соответственно, можно подгадать плановое техобслуживание как раз к приезду такого специалиста, чтобы заодно пройти техосмотр.
В отличие от России, немецкому эксперту не требуется много оборудования для проверки автомобиля. Он не контролирует люфты в подвеске и рулевом управлении. Вместо этого он устраивает на автомобиле короткую поездку, чтобы проверить эффективность тормозов и работу приборов. И если лампочки, сообщающие о неисправности, не горят, то этого достаточно. Визуально оцениваются шины, а также рабочее состояние светотехники. Единственное, для чего требуется дополнительное оборудование, — это проверка экологичности автомобиля: с выбросами строго не только в Германии, но и во всей Европе.
Первое ТО в Германии назначается через три года, далее — раз в два года. И такие же правила установлены для техосмотра в Австрии, Голландии, Швеции, Швейцарии и Финляндии.
Испания
В Испании с техосмотром всё строже, но всё равно комфортно для автовладельца. Можно приехать на специализированную станцию либо доверить процесс официальному дилеру — вплоть до того, что тот сам приедет и заберёт машину на ТО за дополнительную плату! Причём дилеры даже предлагают услугу прохождения ТО в ночное время, обещая доставить машину к утру следующего дня. В зависимости от региона и типа автомобиля процедура техосмотра обходится в сумму от 40 до 70 евро (без доставки автомобиля, конечно).
Техосмотр в Испании проводят по полной программе. Сначала проверяют наличие вредных выбросов и уровень шума двигателя, затем — состояние электрооборудования, наличие и серьёзность повреждений кузова и механических сочленений, подвески, тормозов. Потом на электронных стендах оценивают люфты и зазоры в подвеске и рулевом. Завершает процедуру осмотр на яме и оформление документов.
Если в ходе техосмотра у машины нашли какие-то неисправности, то владельцу выдадут их полный список с рекомендациями технических специалистов. Без талона ТО на машине можно доехать только до ремонтной мастерской — для устранения неполадок — и назад, к пункту осмотра. На исправление недостатков и повторное (бесплатное) прохождение техосмотра даётся два месяца. И дилеры, которые обеспечивают прохождение осмотра, не берут денег за повтор процедуры. Но если за два месяца машина не вернётся для проверки, то компания обязана считать её утилизированной и передаёт сведения в дорожную полицию.
США
В тринадцати штатах США автовладельцы полностью освобождены от необходимости прохождения техосмотра. А в остальных штатах осмотр проводят один раз в два года, и обычно по весьма мягким правилам. Главная (и зачастую единственная) проверка — на токсичность выхлопа. Во многих штатах заодно оценивают работоспособность светотехники, стеклоочистителей и ремней безопасности. А самый строгий процесс осмотра автомобилей может включать проверку шин, дисков, тормозов, фар, стёкол, рулевого управления, ремня ГРМ, точности показаний приборов и даже герметичности топливной системы!
Стоимость процедуры зависит от количества операций и может варьироваться от 5 долларов за простой осмотр до 35 долларов за более серьёзную проверку. На устранение неисправности даётся 20 дней (в соседней Канаде — только десять).
Исправные машины получают стикер на лобовое стекло, но он не обязателен — достаточно чека из сервисной станции. За отсутствие ТО есть штраф, а страховая компания откажет в выплате возмещения после аварии, если машина не прошла техосмотр.
Китай
В Поднебесной постоянно корректируют правила дорожного движения, исходя из зафиксированных прецедентных ДТП, но работающая система техосмотра уже есть. Проводит осмотр полиция. Сам процесс стандартный: загнали на яму, потом на стенде изучили тормоза, свет. При выявлении неисправности всё можно починить в соседнем сервисе. Помимо технического состояния автомобилей, полиция проверяет наличие неоплаченных штрафов. Без их уплаты квиток о прохождении техосмотра не выдаётся.
Согласно китайскому закону о безопасности дорожного движения и положениям о технической эксплуатации транспорта, ежегодному техосмотру подлежат все машины старше шести лет. А не достигшие этой отметки — раз в два года. Ежегодную инспекцию проходит также коммерческий пассажирский транспорт, а если он старше пяти лет, то проверка обязательна два раза в год.
Бразилия
Примерно 20 лет назад в этой стране кардинально изменилась политика государства по отношению к безопасности дорожного движения, и теперь одна из самых строгих систем техосмотра в Латинской Америке — именно в Бразилии. Техосмотр можно пройти, если у вас не только исправный автомобиль, но и уплачены все налоги и штрафы — большинство их выносится с помощью камер или портативных систем фиксации нарушений, которыми оснащены полицейские патрули.
На ТО проверяют наличие огнетушителя, знака аварийной остановки, правильность работы светотехники и стеклоочистителей, а также чистоту выхлопа. А вот установленное дополнительное оборудование не подлежит контролю — во всяком случае, если оно явно не влияет на безопасность движения. Без техосмотра нельзя купить страховку, а она в стране обязательная. Контролирует прохождение ТО местный Минтранс.
Великобритания, Япония, Австралия
Строгость британских законов компенсируется простотой их соблюдения. С одной стороны, обязательный техосмотр контролируется министерством транспорта. С другой — пройти его можно в любом автосервисе. А если обнаружатся недостатки, то за отдельную плату их устранят прямо на месте. Автовладелец просто оставляет машину в сервисе, в котором обслуживается. Причём, если это официальный дилер, то владелец может даже получить подменный автомобиль. А потом приехать и забрать машину — вместе с сертификатом о прохождении техосмотра. Автомобили старше трёх лет проходят процедуру ежегодно. Проверяют общее состояние кузова и шасси, световые приборы, рулевое управление, колёса и тормоза, а также токсичность выхлопа. Заплатить придётся около 60 евро — почти 6000 рублей!
О строгости японского техосмотра ходят легенды — это очень серьёзная инструментальная проверка машины по сотне параметров с разборкой некоторых узлов, которая стоит минимум 1500 долларов! За машины старше пяти лет придётся платить ещё больше. Избежать проверки можно, только… продав автомобиль с условием вывоза из страны! Собственно, поэтому японцы так и делают, ведь ездить в стране без стикера, подтверждающего проверку, запрещено.
Наконец, в Австралии есть символический 10-минутный техосмотр перед регистрацией или перерегистрацией автомобиля, стоимость которого входит в плату за регстрационные действия (около 60 долларов). Без него невозможно оформить обязательную страховку. Впрочем, для машин моложе 5 лет и такой осмотр не нужен.