Константин Новацкий
Будучи по определению автомобилями для эгоистов, двухдверные купе в Советском Союзе не котировались. Крупные автозаводы не рассматривали такие машины как массовые или народные, да и любители самоделок предпочитали создавать что-нибудь более вместительное и практичное. Однако это не значит, что советских купе — заводских и штучных — не было вовсе. Напомним о нескольких удивительных проектах на базе «Москвичей», «Запорожцев» и ГАЗов.
«Спорт-900» из ЗАЗа
Творение группы энтузиастов, созданное в разгар
Один из крайне удачных образчиков самодельных купе получил стильный кузов из стеклопластика, закреплённого на стальном каркасе, и базировался на агрегатах
3,7-метровая двухдверка с посадочной формулой 2+2 получила имя «КД Спорт-900» (без акронима ЗАЗ, но с инициалами Кузьмы Дурнова, покровителя проекта) и предлагала невиданный для «Запорожца» уровень оснащения и пассивной безопасности. В салоне были удобные кресла-ковши и функциональная передняя панель на манер спортивных купе, а стальной скелет кузова имел мощные защитные дуги по периметру, а также зоны программируемой деформации на случай ДТП.
Несмотря на статус мелкосерийной модели, лёгкое купе разошлось скромным тиражом в шесть машин, каждая из которых имела небольшие отличия и предназначалась своим создателям.
«Москвич»-403-424 Купе
Если отмотать ленту истории ещё на десять лет назад, в невозможно далёкий 1951 год, то можно обнаружить купе с эмблемой Московского завода малолитражных автомобилей: если вы не знали, именно так до конца
У модели на базе экспериментальной серии 401-424 был очень интересный кузов: за вытянутым и довольно высоким капотом располагался строго двухместный салон, накрытый горбом покатой крыши, позади которой был оформлен багажник. Поэтому трёхобъёмник казался одновременно стильным и милым.
Впрочем, милота не входила в терминологию тогдашнего времени. Новенькое купе создавалось для автоспорта, с прицелом на достижения союзного значения. И они не заставили себя ждать. В первый же год опытные 33-сильные экземпляры «Москвича» отметились в чемпионате СССР, заняв второе место. А чуть позже подоспел и ряд гоночных рекордов. Серийной модель, увы, не стала, но в
«Москвич-турист»
А этот «Москвич» вы почти гарантированно знаете. Как только речь заходит о редких советских купе, патриотично настроенные мечтатели вспоминают проект «Турист» из
Несмотря на стиль и возможности трансформации, «Турист» получил крайне скромный тираж в... два экземпляра (кое-где говорилось о пяти)! При этом изначальный план производства составлял полторы сотни машин в год. Помимо рядового покупателя внутри страны двухдверные «Москвичи» могли осчастливить зарубежного клиента, став альтернативой «спортивным» Triumph, Opel и Renault. Что до реального спорта, то столичный завод МЗМА всерьёз прочил этой облегчённой и динамичной модели яркое будущее на треке. Но, увы, не срослось — ни с автоспортом, ни даже с серийным выпуском.
«Золотой лист»
Эффектные двухдверки с любопытной начинкой создавались не только на заводах или в кругу инициативных групп, работавших на КБ.
Так, например, появился «Золотой лист» или «Спорт-1100» — штучный двухдверный спорткар работы Алексея Мельника на основе «Запорожца». У самоделки был довольно запоминающийся силуэт, похожий на десяток зарубежных машин. Кроме того, удивляли детали: подъёмные фары, как у Lotus Esprit, воздухозаборники в задних стойках, как у итальянских среднемоторных моделей, обтекаемый багажник на крыше, применение пенопласта в качестве утепления кузова и трёхместный салон с поперечным расположением заднего кресла. Подо всей этой красотой скрывалось «железо» от ЗАЗ-968: его компактный 40-сильный мотор, трансмиссия и шасси.
Как и многие другие советские самоделки 1970–
ЗиС-112
А эта громадина претендует на роль самого внушительного купе своей эпохи. Дело было на заре
Кроме единственной фары неповторимый имидж шестиметрового «Циклопа» (народное прозвище
Кокпит был открытым, но мог оснащаться съёмным обтекаемым колпаком (из металла, конечно же), а под капотом первой, «тяжёлой» версии ЗиС-112 стояла рядная 140-сильная «восьмёрка» от лимузина
Бонус: «Ленинград»
Несмотря на размеры и величественный вид, эта двухдверка не имела отношения ни к ЗИЛу, ни к ГАЗу, хотя и обладала газовскими агрегатами. В 1953 году постройкой родстера занялся энтузиаст Аркадий Бабич, вскоре создавший неповторимый, уникальный автомобиль-шедевр. Однако, несмотря на прошедшие полвека, самоделка не пропала. В 2014 году остов «Ленинграда» случайно обнаружился в Латвии, а вскоре было объявлено о реставрации по оригинальному снимку. К слову, он — в галерее чуть выше. На цветном фото 1958 года, сделанном американским фотографом Джоном Шульцем, двухдверка позирует на улице Герцена в Ленинграде. Машине шли очень низкий кузов без крыши, двуцветный окрас и обилие хрома.
Удивительно, что фотографии было достаточно, чтобы без искажений вернуть олдтаймер к жизни. В прошлом году реставрационные работы были закончены и «Ленинград» предстал перед аудиторией — с тем же комбинированным красно-жёлтым кузовом, блестящими элементами отделки и мягким диваном в салоне. Под невероятно длинным капотом прячется 3,5-литровый V6 от ЗИМа, развивающий 90 лошадиных сил. С ним советский родстер выдавал 180 километров в час и проезжал от Симферополя до северной столицы всего за 20 часов.