Бюджетные новинки параллельного импорта: что можно купить в России

АР-НАТИ: советский внедорожник круче Джипа. Грустная история очень талантливого автомобиля
Подборки

Михаил Медведев

Невозможно сосчитать талантливые автомобили, которые не получили известность, потому что появились не вовремя. Сегодняшний герой рубрики «Старые, но не бесполезные» — как раз из таких. Советский военный внедорожник АР-НАТИ был создан в рекордные сроки, а его характеристики поражали воображение. Но вы уже поняли — не то время, не то место.

Военные внедорожники в СССР разрабатывали ещё до Виллиса

На вопрос, как называется первый разведывательный вездеход Советского Союза, есть готовый ответ: ГАЗ-64 образца 1941 года — «Русский Виллис», или «Иван Виллис», как его ещё называли. В силу разных причин по-настоящему массовым он не стал. Как минимум из-за того, что конструкция ГАЗ-64, как и последовавшего за ним ГАЗ-67, требовала основательных доработок.

В тени этой модели остаётся другой советский вездеход — куда более продвинутый и способный. Это АР-НАТИ — Автомобиль-Разведчик Научно-Исследовательского Тракторного Института, впоследствии переименованного в НАМИ. По многим показателям он превосходил одноклассников, включая знаменитый Willys MB.

АР-НАТИ. Фото: autowp.ru

Идею советским инженерам подкинул немецкий вездеход

Импульсом для разработки АР-НАТИ стало знакомство с зарубежной техникой. Правда, осенью 1940 года во дворе НАТИ появился отнюдь не американский внедорожник — примерно в то же самое время на другом конце света будущий Виллис ещё только проходил испытания. 

А к советским инженерам попала интересная модель малоизвестной немецкой фирмы Tempo. Оснащённый не только полным приводом, но и двумя двухтактными двигателями мощностью 19 л.с. каждый, Tempo 1200 — настоящий единорог своего времени. Каждый 600-кубовый мотор приводил в движение колёса своей оси, а кроме полного привода немецкие инженеры реализовали ещё и концепцию полноуправляемого шасси!

Большой эксперт и знаток немецких автомобилей Вернер Освальд называл Tempo 1200 «смешным и нелепым». На пробных испытаниях вермахта полноуправляемый двухмоторный автомобиль провалился и не был принят на вооружение. 

Зато советских специалистов восхитили ходовые характеристики Tempo и в первую очередь — внедорожные качества. Вскоре было принято решение силами НАТИ построить свой вариант.

Это была полностью авторская конструкция

Разработкой занялись Александр Андронов и Василий Родионов — в будущем главные конструкторы АЗЛК и ЗИСа. При том, что идею АР-НАТИ подсказал немецкий внедорожник, ни о каком копировании конструкции Tempo 1200 речи не шло. И это тот редкий случай, когда в оригинальности конструкции советского автомобиля можно не сомневаться.

Главной фишкой разведчика стала конструкция рамы. Не просто пара сваренных швеллеров, а настоящий шедевр инженерного искусства. Рама АР-НАТИ имела волнообразную форму. Высокая спереди, затем она опускалась вниз в районе салона, а после снова поднималась выше. Таким образом удалось высвободить место под длинные рессоры передней и задней подвески, а также максимально низко опустить уровень пола. В результате автомобиль-разведчик получил не только низкий центр масс при достаточном дорожном просвете, но и небольшую габаритную высоту.

Однако рама, а также подвеска, созданная на основе компонентов от правительственного ЗИС-101, стали одними из немногих кастомных элементов конструкции. В остальном Андронов и Родионов активно использовали агрегатную базу Горьковского автозавода.

От схемы с двумя моторами решили отказаться

Изначально АР-НАТИ планировалось оснастить двумя двигателями на манер исходного Tempo 1200. Но в итоге вместо пары моторов от КИМ-10 ограничились одним — от ГАЗ-М1. 

Рядной «шестёрке» объёмом 3,2 литра немного увеличили степень сжатия, поставили новый впускной коллектор и установили сдвоенные карбюраторы. Причём работали они в последовательном режиме. При движении на твёрдом покрытии и плавной работе газом разведчик ехал только на одном карбюраторе. Выезжая на бездорожье, водителю нужно было посильнее нажать на акселератор, и в дело включался второй.

Но в конструкции было много и совершенно серийных узлов. От грузового ГАЗ-ММ (улучшенной версии ГАЗ-АА) взяли 4-ступенчатую «механику» и сцепление, раздатку позаимствовали у полноприводного штабного седана ГАЗ-61, а тормозную систему — от модернизированной «эмки», ГАЗ-11-73.

Отчасти благодаря унификации работы над проектом заняли всего три месяца. За это время специалисты НАТИ построили два полностью работоспособных прототипа, к тому же оснащённых прицепами. В начале апреля 1941-го они вышли на первые испытания.

Машина понравилась всем, но это не помогло

Грамотная конструкция и серийные компоненты АР-НАТИ стали залогом успеха на тестах. Автомобиль-разведчик демонстрировал великолепные внедорожные характеристики — ничуть не хуже Tempo 1200. При этом был проще конструктивно и потому дешевле, не в пример быстрее и практичнее. По плавности хода отечественный вездеход и вовсе не имел себе равных. Длинные рессоры обеспечивали АР-НАТИ удивительное для военного внедорожника сочетание комфорта и энергоёмкости.

В конце апреля автомобиль вместе с газовским прототипом Р-1 представили высшему руководству страны. На смотринах в Кремле АР-НАТИ понравился Сталину больше, чем конкурент ГАЗа. Для чистоты эксперимента прототипы обоих заводов отправили в пробег до Вязьмы с прицепленными сзади 45-мм противотанковыми пушками. Эту гонку также выиграла машина Андронова и Родионова.

Наконец, по итогам обстоятельных и жёстких испытаний на танковом полигоне в Кубинке ходовые качества АР-НАТИ признали великолепными. Автомобиль был рекомендован к серийному производству и поступлению на службу в ряды Красной армии. Вот только случилось это в июле 1941-го.

Война изменила все планы

В другой ситуации над выбором места производства столь важной и нужной машины хорошо бы подумали. Но тогда медлить не стали: раз большинство агрегатов АР-НАТИ газовского происхождения, то туда ему — в Горький — и дорога. 

Надо ли говорить, что газовцы, разработавшие внедорожник собственной конструкции, отнеслись к этой идее без энтузиазма? Впрочем, освоить выпуск АР-НАТИ на ГАЗе не удалось по другой причине. При бомбардировке завода один из снарядов угодил в экспериментальный цех, где находился автомобиль. Второй экземпляр разведчика вместе с другими прототипами и оборудованием НАТИ отправился в эвакуацию.

Конечно, задним числом легко делать выводы. Но в теории АР-НАТИ казался очень серьёзным соперником тому же Willys MB. Не уступал в мощности, превосходил по внедорожным качествам, комфорту подвески, продуманности салона и конструкции.

Возможно, сложности могли бы возникнуть с массовым производством довольно сложной рамы и затейливой системы питания с двумя карбюраторами, но с инженерной точки зрения АР-НАТИ совершенно точно достоин имени, начинающегося сразу с двух больших букв.


Слышали раньше о таком автомобиле?

Почитать ещё