Семейный автоспорт. Как безнаказанно гонять на дедушкиных «Жигулях»: фотопост-анонс

Советский автобус, который мог стать иномаркой: все особенности и судьба ЗИЛ-118 «Юность»
Подборки

Михаил Медведев

Сегодня его бы назвали самым залайканным автобусом 1960-х. Проблема в том, что в те времена всеобщее признание и популярность ещё не гарантировали успеха. Рубрика «Старые, но не бесполезные» добралась до ЗИЛ-118 «Юность» — машине, в любви к которой признавались Никита Хрущёв и Генри Форд.  

Это был, возможно, самый красивый автомобиль СССР

На это звание немало претендентов. Кто-то среди советских машин считает самой прекрасной 21-ю «Волгу», другие — ЗИС-110. Список достойных претендентов продолжают «Москвич»-408, ВАЗ-2103, «Чайка» ГАЗ-13, ЗИМ. Сколько людей — столько и авторитетных мнений. 

Но любой список соискателей короны самого красивого автомобиля Советского Союза не будет полным без ЗИЛ-118 «Юность». Пожалуй, в начале 1960-х это был вообще самый красивый автобус в мире. На тот момент ни один автомобиль СССР не мог похвастать тем, что оказался впереди всей планеты.  

Его создали на добровольных началах

Многие гениальные вещи родились спонтанно, а не по указке сверху: открытие закона всемирного тяготения, изобретение «Виагры», постройка суперкара Jaguar XJ220. Автобус ЗИЛ-118 «Юность» в этой компании отнюдь не лишний. 

В 1950-х, когда на заводе имени Лихачева начали разработку правительственного лимузина ЗИЛ-111, сам подход к автомобилям высшего класса изменился. Топовые ЗИСы прежних лет тянули лямку не только в гараже особого назначения. Время от времени эти машины становились подарками для деятелей спорта и культуры. Некоторые даже работали в маршрутном такси. Соответственно, и ежегодный тираж ЗИСов шёл на сотни экземпляров. 

ЗИЛ-111

Начиная со 111-го концепция изменилась. Советские лимузины зарезервировали строго за правящей верхушкой. Никому, кроме кучки избранных, ЗИЛ-111 не полагался. Разумеется, снизились и объёмы выпуска. Для нужд ГОНа хватало и десятка машин в год, но на ЗИЛе возникла инициативная группа: заводчане решили применить опыт и наработки в создании автомобилей высшего класса для освоения принципиально новой модели. 

Историки не могут договориться, была ли разработка «Юности» по-настоящему подпольным делом. Одни считают, что группа ЗИЛовцев, которую возглавлял Николай Гринчар, работала на свой страх и риск. Чуть ли не под угрозой увольнения: как-никак ЗИЛ — это режимный объект. Другие склонны думать, что руководство предприятия хоть и отнеслось к идее постройки ещё одной модели без энтузиазма, но на самодеятельность сотрудников смотрело сквозь пальцы. Коль скоро работы велись во внеурочные часы и не в ущерб основным проектам.

«Юность» построена на узлах и агрегатах правительственного лимузина

Приступая к созданию «Юности», коллектив инженеров и дизайнеров ЗИЛа лишь смутно представлял формат будущей модели. Ясно было, что при использовании агрегатов большого, основательного и мощного ЗИЛ-111 новинка тоже должна быть большой и вместительной. Очень быстро концептуальным стержнем проекта стала вагонная компоновка. 

В 1960-х казалось, что однообъёмники — завтрашний день всего мирового автопрома. Компактные и среднеразмерные микроавтобусы набирали популярность в Европе и Америке — вспомним хотя бы шумный успех Volkswagen T2. С моделями такой компоновки экспериментировали и в СССР — субкомпактная «Белка», среднеразмерный НАМИ-013, мелкосерийный «Старт».

«Юности» выпала честь стать однообъёмником полноразмерного формата. При длине без малого семь метров и с колёсной базой и колеёй, совпадающими с лимузином ЗИЛ-111, это был автобус, которому решительно не подходила приставка «микро». О том же говорила и расчётная вместимость. На борт «Юность» принимала до 18 человек, включая водителя.

Как мы уже сказали, 118-й разрабатывали на техническом багаже ЗИЛ-111. Большинство узлов и агрегатов на автобус перекочевали с правительственного лимузина: схемы подвески, тормоза, рулевое управление, коробка передач, между прочим, автоматическая! Главные различия — шасси и двигатель. 

В первом случае использовали не стандартную раму 111-го, а специально созданный несущий кузов с передним подрамником. Двигатель тоже лишь отчасти повторял лимузиновский. Кажется, будто они близнецы-братья. Одинаковый рабочий объём: 5969 кубических сантиметров, такое же количество и расположение цилиндров: восемь, V-образное. Принципиальный момент — головки блока. Для «Юности» использовали грузовую версию мотора от грузовика ЗИЛ-130. Главная разница — в мощности: 150 л.с. против 200, а также в способности переваривать бензин качеством похуже.

Даже с дефорсированным мотором большая и статная «Юность» (снаряжённая масса около 3,3 тонны) не жаловалась на динамику. Машина уверенно набирала скорость, а максималка в 120 км/ч для тех времён и тех дорог казалась более чем приемлемой.

В дизайне напрасно искали американские корни

По меркам советского автопрома технические решения «Юности» можно назвать передовыми. Как-никак автобус создавался на базе правительственного лимузина, который по умолчанию должен демонстрировать последние достижения отечественного автопрома. Однако на фоне последних европейских или американских моделей, ЗИЛ-118 не вызывал прилива патриотизма. Скорее, это был набор стандартных для своего времени решений. Дизайн — вот что поднимало «Юность» на недосягаемую высоту.

Ещё большего уважения создатели экстерьера 118-го, а это прежде всего молодые и очень талантливые дизайнеры (пардон, художники-конструкторы) Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий, заслуживают за то, что к великолепному результату пришли с первой попытки!

Сам подход к созданию модели — в свободное от работы время и на общественных началах — не предполагал длительного и методичного поиска идеала. По сути, стилисты ЗИЛа сотворили шедевр с первого раза. Потрясающие пропорции и фантастическое внимание к деталям превратили «Юность» больше чем просто в автобус. Ему больше подошёл бы титул многоместного «Гран Туризмо». Динамичный, устремлённый вперёд, прогрессивный — такого автобуса мир ещё не видел.

Иногда «Юности» ставят на вид схожесть с заграничными аналогами — участь, которой избежали считанные советские автомобили. В качестве прототипа обычно вспоминают Chevrolet Corvair Greenbrier — малоизвестную, но стильную версию заднемоторного компакта. Что-то общее есть в дизайне передней части, прежде всего фары, при желании действительно можно обнаружить. Всё же правильнее назвать большинство стилистических решений ЗИЛ-118 актуальными трендами эпохи.  

1/2

Chevrolet Corvair Greenbrier

У автобуса были шансы стать иномаркой

В восторг от «Юности» приходили все. Первым высокопоставленным фанатом стал Никита Хрущев. На правительственном показе он даже назвал ЗИЛ-118 «настоящим народным автомобилем»! Ну да — с длиной под семь метров, мотором V8 и расходом топлива около 28 литров на 100 км. Дальше — круче. «Юность» показала кузькину мать и за рубежом. На автобусном фестивале в Ницце многоместный «Гран-Туризмо» из СССР забрал в общей сложности 12 наград различного достоинства. Ни до, ни после советским машинам такое не удавалось.

Но, пожалуй, главной похвалы в карьере ЗИЛ-118 удостоился от Генри Форда-второго. Во время визита в Советский Союз внук Генри Форда и директор Ford Motor Company отказался от предложенного лимузина и выбрал в качестве транспортного средства именно «Юность». Более того, очарованный стилем и комфортом автомобиля Генри, как утверждают, предложил освоить выпуск модели на «фордовских» мощностях в США!

Увы, едва ли не единственный случай, когда советский автомобиль имел шансы стать полноценной иномаркой, был упущен. Генри поблагодарили, но ответили решительным отказом. Советская гордость не продаётся!

«Юность» пережила рестайлинг, но осталась штучным товаром

Решение отказать президенту Ford Motor Company можно было понять, если бы «Юность» ждала счастливая конвейерная жизнь на родине. Но, увы: красивый, стильный и востребованный ЗИЛ-118 был ещё и дорогим в производстве. Экономически оправданным, по некоторым подсчётам, представлялся выпуск от тысячи автобусов в год. Для этого ЗИЛу требовались новые промышленные мощности, которые не входили в первостепенные планы советской экономики. Ещё один замкнутый круг.

1/7

ЗИЛ-118К

На протяжении 30-летней карьеры «Юность» выпускалась буквально штучно. Машина получила множество исполнений — от скорой помощи до версии для КГБ с подслушивающим оборудованием. Многоместный GT из СССР даже пережил рестайлинг и ребрендинг. В 1970-х появилась версия с более современным исполнением передней части, а в начале 1990-х машина обрела новое имя — ЗИЛ-3207. Всё это не меняло главного: общий тираж прекрасного автомобиля не дотянул и до сотни экземпляров. Так «Юность» пролетела почти незаметно. 


Вам довелось увидеть «Юность» живьём?

Почитать ещё