Константин Новацкий
Зимний сезон давно не преподносил столько снега: горы сугробов выросли на обочинах, во дворах и на площадках. И в ожидании коммунальных служб всё чаще слышны шутки про покупку собственного снегоуборщика — тяговитой машины с отвалом, которая способна расчистить территорию вокруг дома, дачи или гаража. Но реально ли купить такую технику? Какой она бывает и сколько денег попросит продавец? Мы заглянули в соответствующий раздел на Авто.ру и нашли несколько интересных предложений.
И начнём мы с классики — то есть с тяговитого советского ЗиЛ-131, переделанного в аппарат для расчистки дорог. В передней части машины установлен шнекоротор, который, вращаясь, перемалывает снег любой плотности и отбрасывает его в сторону на 25–40 метров. Снегоочиститель готов пробивать дорогу даже через полутораметровые сугробы, а за один «проход» шнека расчищается целая автомобильная полоса.
К слову, о полосах: раньше аппараты, подобные этому, активно работали в аэропортах, приводя в порядок «взлётки» и рулёжные дорожки, а сегодня снегоуборочный ЗиЛ можно смело считать коммунальной «классикой». По словам продавца, 150-сильный автомобиль находится в рабочем состоянии и полностью функционален. Цена вопроса — всего 800 тысяч рублей.
Кстати, гражданские ЗиЛы, начиная с самых старых, мы собрали здесь.
Самым простым способом заполучить недорогой «карманный» снегоуборщик остаётся покупка специально оборудованного квадроцикла. Моделей, оснащённых отвалом и способных расчищать дороги, на Авто.ру хватает, так что выбор подходящего аппарата может стать весьма увлекательным занятием.
Например, 400-кубовый утилитарный Outlander линейки BRP Can-Am развивает 30 лошадиных сил. И этого вполне достаточно для борьбы с сугробами сезона 2021–2022. Да и цена конкретно этого квадроцикла вполне демократична. Особенно учитывая небольшой пробег.
Но для тех, кто не готов тратить несколько сотен тысяч на подобную технику, мы собрали варианты подешевле — в этом списке вы точно найдёте модели для борьбы со снегом.
Встречающееся на дорогах изделие Рыбинского завода вернее называть снегопогрузчиком. Ещё более правильным будет определение «погрузчик с лаповым питателем и скребковым транспортёром». Если вы встречали такую технику за работой, то замечали, что снег она захватывает металлическими лапами, после чего направляет массу по длинному транспортёру, прямо в кузов следом идущего самосвала. Иными словами, ДМ-09 — это половинка довольно эффективного снегоуборочного тандема, который не сгружает снег к обочинам, а увозит с собой.
Дизельный погрузчик, который прямо сейчас доступен на Авто.ру, за пять лет наработал скромные 500 часов, поэтому выглядит и функционирует почти как новый. Кроме того, аппарат поставлен на учёт. Что до цены, то по автомобильным меркам она немалая: более 4 миллионов рублей.
Впрочем, здесь мы нашли варианты подешевле.
Серьёзные дорожные задачи требуют серьёзных инструментов. И если для очистки улиц снегопогрузчикам нужен самосвал-напарник, то уборочная машина на шасси Isuzu способна работать в одиночку. Выставленный на Авто.ру экземпляр из подмосковного Подольска — сам себе и самосвал, и грейдер, и уборщик. И это ещё не всё.
В списке оборудования, которое можно навесить на грузовик, есть пара отвалов (скоростной фронтальный и боковой) с функцией защиты при наезде на препятствие, два варианта ножей (твёрдый стальной и резиновый лемех) и система разбрасывания песка и соли в задней части. Весь инструментарий контролируется и калибруется с 9-дюймового тачскрина в кабине, а ещё снегоуборочный Isuzu может похвастать громадным резервуаром для реагентов: 3000 литров. Как итог — цена: стоимость аппарата превышает 10 миллионов рублей.
Само собой, мы отыскали варианты подешевле. Все они — здесь.
Ярко-жёлтый цвет, 380 лошадиных сил и очень убедительная внешность. Описание, вполне подходящее для Lotus Exige или Jaguar F-Type, относится и к одному из самых крутых снегоуборщиков на Авто.ру!
Подобного вида машины в Японии можно встретить с логотипами Isuzu, Hino или Mitsubishi: их внешний вид практически идентичен, а всё внимание привлекают к себе складные многосекционные отвалы в передней части. В разложенном виде они позволяют за раз прочищать две автомобильные полосы, а в сложенном (по команде с пульта в кабине) не увеличивают габаритную ширину, позволяя технике перемещаться в плотном потоке. Разве что привинченный к носу грузовика массивный отвал прибавляет полтора метра и без того немалой длины.
Увы, описание автомобиля на Авто.ру предельно скромно: указаны лишь снаряжённая масса снегоуборщика и цена.
На всякий случай здесь мы собрали несколько альтернативных вариантов на базе российских КамАЗов. Взгляните.
За 11 с небольшим миллионов рублей можно стать счастливым обладателем рамного Lexus LX и остерегаться бездорожья, а можно купить «Кировец», который сам решает, где сегодня пройдёт дорога. Как и в случае с Ниссаном выше, вся крутость аппарата сосредоточена в носовой части. Но вместо хитроумного отвала колёсный трактор снабжён громадным фрезерно-роторным очистителем, чья производительность может доходить до 1200 тонн снега в час!
При этом, сдавая задом (для удобства в кабине есть реверсивный пост управления), снегоуборщик тоже может сдвигать снежные заносы: на корме закреплён стальной бульдозерный отвал. В этом смысле «Кировец» можно привлекать к работе круглый год: зимой делать дороги чистыми, а летом — ровными. С учётом тяги в 50 тонн (1108 Нм крутящего момента) аппарат отлично подойдёт и в качестве мощного сельхозтрактора. Универсальное предложение для гигантомана-хозяйственника!