Насколько безопасны китайские автомобили в 2022 году

Обслуживание и ремонт китайских автомобилей: особенности и траты
Разбор

Команда Авто.ру

Китайские автомобили становятся всё популярнее — казалось, совсем недавно они были экзотикой, а сейчас их доля на российском рынке приближается к 10 процентам. И очевидно, что эта цифра будет только расти. Но как обстоят дела с техобслуживанием, ремонтом, гарантией на машины китайских марок? Разбираемся с особенностями эксплуатации и ремонта автомобилей из Китая.

Где обслуживать автомобиль из Китая

В начале 2000-х первые партии китайских машин в Россию завозили обычные предприниматели. Причём особенности сертификационного законодательства диктовали продажу моделей маленькими тиражами — так что такой «дистрибьютер» мог проработать всего несколько месяцев, а дальше переключиться, например, на автомобили других марок. В таких условиях надеяться на гарантийные обязательства было наивно, а главной проблемой незадачливых покупателей становился поиск запчастей. Требований к дилерам у китайских производителей в те времена просто не было.

Сейчас же у всех популярных в России китайских марок сформированы мощные дилерские сети. По всей стране работает более 700 полноценных площадок, построенных по тем же принципам, что и у дилеров европейских или корейских марок. Есть единые склады запчастей и современные техцентры, где могут ремонтировать даже сложные агрегаты. А официальные продавцы автомобилей из Китая поддерживают фирменную гарантию производителей. У китайских марок гарантийный срок заявляется достаточно щедрый — от 3 до 5 лет!

Как устроена гарантия на китайские автомобили

Да, гарантийные обязательства на китайские машины имеют свои ограничения — как и у многих других марок. Например, у автомобилей Chery непосредственно пятилетняя гарантия (или 150 тыс. км пробега) распространяется только на «долгоиграющие» узлы и детали — такие как блок цилиндров и ГБЦ, поршни, коленвал и распредвалы, а также на шестерни и валы трансмиссии и т.п. Но на основную часть потенциальных поломок (включая, к примеру, форсунки впрыска или мультимедийную систему) обязательства бесплатного ремонта ограничиваются уже на отметке трёх лет или 60 тысяч километров. А на большинство деталей подвески гарантия составляет 2 года или 40 тысяч километров.

Chery Tiggo 8

Очень похожая гарантийная политика и у компании Geely. Для её моделей производителем заявлена максимальная гарантия в течение 5 лет после покупки или 150 тыс. км пробега, но в реальности ещё до наступления этого срока многое владельцу придётся менять за свой счёт.

Для автомобилей марки Haval гарантия меньше — она действует 3 года или 100 тыс. км. Причём содержание её весьма туманно. В исключениях — некие «быстроизнашиваемые детали», точный перечень которых придётся уточнять у дилеров в каждом конкретном случае. Зато на роботизированную коробку передач 7DCT собственного производства компания Great Wall установила продлённую гарантию в 5 лет или 200 тыс. км пробега. И это хорошо — потому что к «роботам» в России всё ещё относятся настороженно. 

Haval Jolion

Среди китайских компаний у Haval максимальная гарантия от сквозной коррозии кузовных деталей: внушительные даже по европейским меркам 6 лет (такая же, к примеру, у автомобилей Renault и Nissan). Тогда как Chery и Geely дают лишь пятилетнюю гарантию (в этом случае её уместно сравнить с марками Hyundai и Kia), а Changan — всего 3 года. Хотя в остальном обязательства этой компании такие же, как у других «китайцев», — 5 лет и 150 тысяч км. Своеобразная гарантийная политика у марки JAC: при заявленном трёхлетнем периоде и 200 тыс. км пробега длинный список узлов и агрегатов готовы бесплатно отремонтировать только до пробега в 30 тысяч км или в первый год владения автомобилем.

Проблемы кузовного ремонта «китайцев»

Современные китайские автомобили уже не сгнивают «до дыр» за 5–7 лет, как бывало прежде, — по крайней мере, нынешние трёх-четырёхлетние машины никаких опасений пока не вызывают. Но само лакокрасочное покрытие у них по-азиатски тонкое и достаточно нежное. А ещё оно быстро мутнеет и покрывается сколами. Так что покрытие защитной плёнкой наиболее уязвимых зон (капота, переднего бампера, стоек и подверженных «пескострую» мест порогов) лишним не будет точно. Как и дополнительная антикоррозионная обработка снизу. Защитное покрытие на китайских заводах наносится, но экономно — как по толщине слоя, так и по площади всех потенциально уязвимых участков.

К сожалению, кузовное «железо» страдает не только от коррозии, но и при авариях. И в этом случае владельцев китайских автомобилей могут поджидать неприятные сюрпризы. Во-первых, не надо рассчитывать, что кузовные элементы будут стоить дёшево. Скорее наоборот: цены на детали для китайских автомобилей чаще оказываются выше, чем на аналогичные для европейских или японских моделей! Например, за «популярный» при авариях набор из капота, фары и переднего крыла придётся заплатить в 1,5–2 раза больше (причём примерно в равной степени дороже будет каждый из этих элементов). Неудивительно, что страховые компании часто списывают в «тотал» китайские автомобили с такими повреждениями, которые у других моделей обернулись бы просто ремонтом. Например, когда фронтальный удар не ограничивается крыльями, бампером и оптикой. 

Во-вторых, чем свежее модель, тем запчасти для неё не только дороже, но и менее доступны: некоторые заказы придётся ждать и по два месяца. Ситуация усугубляется тем, что новые модели и их рестайлинги китайские производители выпускают очень быстро, порождая разнообразие версий одних и тех же деталей. Так что ездить, избегая аварий, на китайских автомобилях нужно особенно тщательно. И желательно с действующим полисом каско.

А от покупки повреждённой машины, даже с существенным дисконтом, лучше вообще отказаться. И обязательно внимательно изучайте китайские автомобили с пробегом, уже восстановленные после аварий: нередко вместо замены детали восстанавливаются всеми возможными способами, включая кустарные.

Трудности с подбором китайских запчастей

Увы, есть вопросы и к ситуации с другими запчастями, просто пока она не слишком очевидна во всём своём масштабе. Ведь заметное повышение спроса на китайские автомобили случилось не так давно, и сейчас большая их часть ещё на гарантии — а значит, задача обеспечения их всем необходимым лежит на дилерах. Но что будет дальше? По-настоящему большими центральными складами запчастей, подобно европейским компаниям, китайские производители пока так и не обзавелись, и поиски даже элементарных компонентов подвески могут затягиваться. А порой приходится ждать доставки запчастей из Китая.

Особенно сложно бывает найти элементы внешней отделки и детали интерьера, компоненты электрики, ремкомплекты для агрегатов. А ещё не всё, что приходит из Китая, отличается отменным качеством, — особенно если дело касается восстановленных узлов или аналогов оригинала, которые кажутся более привлекательными по цене. Более того, есть сложности даже с фирменными каталогами (которые и бывают-то не для каждой модели), по которым можно найти нужные артикулы деталей. И чем свежее модель, тем эта ситуация заметнее.

Поэтому альтернативным решением для замены сложных и дорогостоящих агрегатов (например, роботизированных коробок передач, цена за которые может доходить чуть ли не до половины стоимости всего автомобиля) является подбор умельцами деталей от похожих европейских или японских механизмов. Со всеми вытекающими плюсами и минусами.

Где ремонтировать китайский автомобиль после гарантии

По счастью, с самим обслуживанием и ремонтом китайских автомобилей сегодня проблем нет. Помимо хорошо оснащённых официальных сервисных центров уже появились и мастерские, специализирующиеся именно на автомобилях из Поднебесной. Да и многие небольшие многопрофильные сервисы и частные мастера давно освоились с китайскими конструкциями.

Но как и в случае с регламентным обслуживанием не стоит рассчитывать на дешевизну, особенно при выборе официального дилера. Проведение ТО китайских кроссоверов по цене сопоставимо с европейскими конкурентами и зачастую выходит дороже по сравнению с корейскими.

Geely Tugella и Haval F7x

Кстати, периодичность плановых ТО у китайских автомобилей — фиксированная по километражу и обычно по-тойотовски короткая. Для автомобилей Chery и Geely стандартная рекомендация — визит раз в 10 тыс. км или один год, в зависимости от того, что наступит раньше. С маркой Haval всё запутаннее: интервалы ТО отличаются не только для разных моделей, но и для одного автомобиля в зависимости от года его выпуска! Они могут быть 10, 12 или 15 тыс. км.

Итог

Процесс «ассимиляции» китайских автомобилей в России идёт: их эксплуатация за последние десять-пятнадцать лет стала проще и намного более цивилизованной. Однако и проблемы пока остаются. Поэтому машины из Китая для некоторых покупателей до сих пор не кажутся столь же понятными и привлекательными в содержании, как при покупке. Особенно после окончания гарантии, когда возникает главный их минус — низкая доступность запчастей. Владельцам «китайцев» остаётся надеяться, что он временный и что с развитием рынка эта проблема полностью исчезнет.


Приходилось ремонтировать китайский автомобиль?

Почитать ещё