Влад Зенин
Машины продолжают дорожать, но купить их по рекомендованным производителями ценам в 2021 году почти невозможно: дилеры не стесняются накручивать сотни тысяч рублей, продавая автомобили только с дополнительным оборудованием. И если в премиальном сегменте такие наценки не слишком пугают клиентов, то в бюджетном могут оказаться очень чувствительными!
Мы попробовали выяснить, насколько реальные цены в автосалонах выше тех, которые объявляет производитель. Выбрали несколько популярных моделей недорогого сегмента — и обзвонили ряд дилеров. Разница в ценах оказалась существенной.
Почему вообще возник дефицит
Корни проблемы следует искать в пандемии. Помните, как год назад закрывались автосалоны, останавливались заводы, а дилеры несколько месяцев фактически сидели без работы? Когда автосалоны открылись, возник большой отложенный спрос: дилеры забыли про скидки, машины продавались без задержек, на популярные модели выстроились очереди.
Причина номер два — дефицит полупроводников. Большой спрос на электронику оставил автопром без микросхем для электронных компонентов. В результате многие производители откладывали выход новых моделей или вовсе останавливали производство. Несмотря на все заверения Минпромторга, российский рынок по-прежнему не оправился от этих потрясений, поэтому дефицит никуда не делся, а дилеры продолжают пользоваться ситуацией: зачем продавать машины дешевле, если покупатели готовы брать их по завышенным ценам?
Как формируются цены
Цена у дилера формируется из назначенной производителем рекомендованной розничной цены (РРЦ) и стоимости дополнительного оборудования, которое устанавливает автосалон. На цену также влияет наличие кредита: чаще всего при банковской ссуде дилер делает скидку от 50 до 150 тысяч рублей. Дополнительную скидку можно получить, сдав свой старый автомобиль в трейд-ин.
Разумеется, вашу машину оценят ниже рынка, а кредитный договор не всегда можно без потерь закрыть сразу после получения автомобиля — в каждой ситуации надо внимательно изучать документы. Например, в кредитном договоре может быть прописано условие, что при досрочном погашении банк возьмёт штраф, а дилер заставит полностью оплатить дополнительное оборудование, на которое предоставлялась скидка. Но если договор не содержит таких требований, то имеет смысл согласиться на кредит — даже если ради этого придётся ехать за машиной в другой город.
Есть ли в салонах «живые» машины
Обзванивая дилеров, мы выяснили, что автомобили в салонах действительно есть. И даже самые массовые! Помимо традиционных лидеров вроде Lada Granta и Vesta, высоким спросом в России сегодня пользуются Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris. Рядом — парочка близнецов Volkswagen Polo / Skoda Rapid, стабильно высок спрос на Renault Duster. И все они в том или ином виде есть в салонах.
Почти в любом дилерском центре найдутся как минимум несколько свободных машин, но выбрать комплектацию под себя, скорее всего, не получится — придётся или оформлять заказ, или брать то, что есть. Мы искали самые ходовые варианты упомянутых моделей: двигатель объёмом 1,6 литра, автоматическая трансмиссия. Единственное исключение — Renault Duster с «механикой», поскольку именно такие в России наиболее популярны.
Hyundai Solaris: + 350 000 рублей
Базовая цена Hyundai Solaris с двигателем 1.6 и 6‑ступенчатым «автоматом» в комплектации Comfort составляет 1 016 000 рублей. В одном из столичных автосалонов нам предложили такой автомобиль, но с замшевой отделкой сидений (завод такую не выпускает), светодиодными ходовыми огнями, климат-контролем и парктрониками за... 1 410 000 рублей. В другом нашлась машина с дополнительной обработкой днища антикором, установленными парктрониками и тонировкой за 1 300 000 рублей.
В автосалоне Нижнего Новгорода «наш» Solaris с салонными ковриками, антикоррозийной обработкой и парктрониками предложили за 1 350 000 рублей. В Рязани седан дополнили зимним пакетом с подогревом лобового стекла и запросили 1 395 000 рублей. Если брать эти машины в кредит, то можно получить скидку от 90 до 100 тысяч рублей. Но один из московских салонов предложил разброс от 35 до 150 тысяч — в зависимости от выбора кредитной программы.
Hyundai Creta: + 500 000 рублей
Переднеприводный кроссовер с двигателем 1.6 и 6‑ступенчатым «автоматом» в комплектации Classic официально стоит 1 270 000 рублей. В Москве нашлась живая машина в такой комплектации за целых… 1 720 000 рублей! Хотя из допоборудования на ней был лишь зимний пакет. В другом салоне стоит машина с сигнализацией и ковриками — за 1 585 000 рублей.
Также Creta Classic есть у дилеров в Нижнем Новгороде и Рязани, но по одинаково высокой цене 1 750 000 рублей. При этом конкретного списка «допов» дилеры по телефону не озвучили, обозначив лишь, что речь идёт о стандартном наборе с ковриками, антикором и сетками в бамперах. Скидка при покупке Креты в кредит составляет около 100 тысяч рублей.
Kia Rio: + 300 000 рублей
На Kia Rio в комплектации «Комфорт» с двигателем 1.6 и АКП производитель установил цену 1 044 900 рублей. В одном из московских автосалонов седан предложили с примерно тем же стандартным набором опций за 1 394 900 рублей. В другом за такой же вариант запросили ровно 1,5 млн рублей, но при покупке в кредит обещали сразу же скинуть 200 тысяч.
В Санкт-Петербурге такой набор опций оценили в 224 тысячи рублей. Но при покупке машины в кредит седан обещали отдать… по базовой рекомендованной цене вместе с опциями! Опции в этом случае идут как подарок, но скидки уже не будет. А самое разумное предложение с тем же набором нашлось в Калуге: 1 250 900 рублей за наличные или 1 200 000 рублей в кредит.
Volkswagen Polo: + 200 000 рублей
Базовый Volkswagen Polo с «автоматом» в комплектации Respect стоит 1 121 900 рублей. Один из столичных дилеров предложил такую машину без опций за 1 476 400 рублей. Другой запросил меньше — 1 266 400 рублей.
В Санкт-Петербурге Polo Respect из наличия отдавали за 1 321 900 рублей. При этом дилер также предлагает машину по базовой РРЦ при оформлении кредита. А самый доступный Polo нашёлся в Нижнем Новгороде — «всего» за 1 219 800 рублей. При покупке в кредит дилер готов был снизить цену ещё на 50 тысяч рублей.
Renault Duster: + 200–300 тысяч рублей
Наиболее популярная в России версия Renault Duster — в комплектации Life с мотором 1.6, полным приводом и механической коробкой передач. Базовая стоимость такой машины — 1 199 000 рублей. В Москве такую версию предложили за 1 446 000 рублей, а в Туле — за 1 399 000 рублей.
В Смоленске подобной комплектации не оказалось, зато мы нашли нечто иное — кроссовер в максимальной пакетной версии Duster Edition One, которые сейчас уже исчезли из прайс-листов дилеров. И эта машина продавалась по своей базовой цене без всяких допов — за 1 609 000 рублей.
Lada Granta/Vesta: без наценок
Обзвон дилеров Лады показал, что модели из Тольятти вполне реально купить без наценок и забрать прямо из салона. Даже несмотря на те же самые проблемы с нехваткой комплектующих. Но автомобили у дилеров есть, и чаще всего купить их можно без всяких «допов» на 200–300 тысяч. Впрочем, дилер обязательно предложит и коврики, и антикор, и сеточки в бампер. Всё, как в старые добрые времена.