Валерий Арутин
Мы строили, строили и наконец построили! Ура! Речь Чебурашки из нетленки «Союзмультфильма» отлично подходит, чтобы торжественно встретить новый Rapid. Ведь его предшественник появился в 2012 году — как более практичная версия Polo-седана, дебютировавшего ещё парой лет раньше. Тогда доллар был по 30, Крым — просто курортом, а президент США — чёрнокожим. Те времена кажутся уже почти былинными, но только сейчас, спустя долгих восемь лет, Skoda представляет новое поколение Рапида. Даже принципиально новое», если верить официальному слогану. Хотя постойте-ка…
Уже «на глаз» вера в новизну меняется в зависимости от угла зрения. Сзади или спереди сомнений, конечно, нет: автомобиль свеж и совсем не похож на предшественника. Красив ли? Вопрос вкуса. Бесспорно одно: при взгляде в лицо лифтбека больше не нужно гадать, Rapid это или дорестайлинговая Octavia, которая выглядела почти так же. И даже с Октавией нового поколения различий более чем достаточно.
Но профиль автомобиля знаком до боли, ведь Rapid сохранил нетронутыми дверные проёмы, крышу, багажник... Как, впрочем, и остальную силовую структуру десятилетней давности. В итоге длина машины увеличилась на неощутимые два миллиметра, а параметры, определяющие простор в салоне — ширина и колёсная база — не изменились вовсе.
Никуда не делось и ощущение, будто Rapid привстал на цыпочках. Оно возникает
Влияет подвеска «для плохих дорог» и на то, как Rapid едет. В нём нет уже той жёсткости, что раздражала первых покупателей. Ямы, заплатки, швы и стыки лифтбек глотает легко и упруго — даже на опциональных колёсах с шинами размерности
Впрочем, тактика «больше скорость — меньше ям» здесь до сих пор неприменима. Rapid не Logan, и осмотрительность его водителю по-прежнему нужна. Допустим, оттормаживаться «до шёпота» перед лежачими полицейскими совсем не обязательно — подвеска их отрабатывает достойно. Но лишь до определённого порога скорости: стоит его превысить, и фирменный фольксвагеновский «бум!» от передних стоек вам обеспечен.
Назвать новый Rapid эталоном комфорта мешает и то, как он проезжает мелкие складки асфальта, встречающиеся на загородных дорожках. Они почти не видны глазу, но явственно ощутимы в салоне — вибрацией на сиденьях и даже немного на руле. А там, где волны на дороге становятся длиннее, возникает уже лёгкая, едва заметная раскачка кузова.
Впрочем, на устойчивость это не влияет — Rapid стабилен и на идеальных дорогах, и там, где асфальт не слишком хорош. Вообще, управлять машиной приятно: электроусилитель поддерживает чёткий «ноль», в обратной связи не ощущается фальши, да и чувствительность руля оптимальна для автомобиля этого класса.
Поворчать можно разве что на некоторую нелинейность реакций Рапида на быстрый поворот руля – например, при объезде ямы. Потому что сначала автомобиль немного кренится и только спустя паузу — пусть и совсем короткую — начинает менять направление. Скорее всего, это побочный эффект «лифтованной» подвески, к которому можно привыкнуть. Тем более, что на роль спорткара Rapid не претендует — в повороте стремится уйти на более широкую траекторию, требуя доворота руля. И ESP, по последним VAG-стандартам, здесь не отключается. Деактивировать можно только противобуксовочную систему.
В силовых же агрегатах и вовсе всё по-старому, до последнего болта. На выбор предлагают два двигателя серии ЕА211 — атмосферный 1.6, который, в зависимости от настроек, выдаёт 90 или 110 л.с., и турбированный 1.4 на 125 сил. В комплекте с первым –
Все тестовые машины были с атмосферником (110 л.с.) и «автоматом» — сочетание давно известное пользователям каршеринга, такси и просто владельцам «старого» Рапида. Коробка эта не отличается изысканностью манер, тяготеет к высшим ступеням в режиме Drive, а в «спорте», наоборот, без особой надобности заставляет мотор голосить на высоких оборотах. Впрочем, для более-менее динамичного разгона крутить его и правда придётся — скромный пик тяги в 155 Нм находится ближе к 4000
По факту, максимум новшеств приходится на интерьер и список оснащения. И первое отличие здесь — это руль. С двумя спицами, рудиментарным выступом снизу и парой прорезей по бокам ступицы, которые трудно разглядеть на фотографиях. Зато сквозь них хорошо видны ростки подрулевых рычажков. Но зачем? В общем, такой руль на любителя.
Кому не нравится, может доплатить от 5500 рублей (в зависимости от комплектации) за спортивный вариант с тремя привычными спицами, перфорированной кожей и скосом на нижнем секторе.
Второй элемент интерьера, делающий его модным и современным, — «планшет» мультимедийной системы. О необходимости и рациональности размещения экрана таким способом можно поспорить — учитывая, что в итоге он всё равно не выступает над панелью. Но сама мультимедийка с диагональю 8 дюймов симпатичная. Сенсорные кнопки крупные и срабатывают без задержек, экран, благодаря матовому покрытию, почти не бликует и не собирает отпечатки пальцев, а разрешение дисплея в два раза выше, чем у прошлого Рапида. Хотя по функционалу система «третьего поколения», как её называет Skoda, приросла разве что протоколами Smart Link, взаимодействующими со смартфонами, в том числе и через Bluetooth.
Но в целом электроника лифтбека сделала ощутимый шаг вперёд. Теперь Rapid оснащается светодиодными фарами, системой контроля давления в шинах, круиз-контролем с ограничителем скорости, может сигнализировать об усталости водителя, а главное, сам тормозить, если тот «проспал» критическое сокращение дистанции. Надеюсь, вы мне простите, что я не стал проверять на практике, как работает эта система.
Много чего осталось вообще без изменений. Прежде всего, простор на втором ряду и огромный, на 530 литров, багажник. А ещё — лёгкость трансформации и возможность перевезти «негабарит», которой лишены конкуренты-седаны. На месте и всякие штучки из набора Symply Clever: скребок для льда, «мусорка» в кармане двери, зонтик под сиденьем…
В общем, все «базовые ценности» сохранены — Rapid по-прежнему самый практичный автомобиль в этом классе. И он стал лучше, это тоже бесспорно. Но вот степень этого улучшения… Они строили, строили и наконец построили новый Rapid. Который на самом деле просто рестайлинговый. С другой мордой, несколькими новыми функциями и парой дополнительных дюймов экрана, но по-прежнему на старой платформе PQ25. Не слишком ли скромный прогресс за восемь лет?
Однако весь мой скепсис легко побеждает всего одна бумажка — прайс-лист. Согласно ему, новый Rapid получился дешевле или совсем чуть-чуть дороже старого в той же версии! А оснащён при этом он лучше. Более того, сейчас Skoda и вовсе устроила аттракцион неслыханной щедрости, подбросив первым покупателям дополнительные скидки по программе Start Edition.
Так, самый востребованный Rapid 1.6 AT в средней комплектации Ambition сегодня отдают за 978 000 рублей (без учёта опций). У машины уже будут ESP, светодиодные фары и фонари, противотуманки, 4 подушки безопасности, круиз-контроль, кондиционер, подогрев передних сидений и приятные мелочи для перевозки груза в багажнике. Уже есть и популярная в народе версия Hockey Edition, в которой за 48 тысяч рублей добавляются кнопки на руле, климат-контроль, парктроник сзади и откидной подлокотник спереди. Для сравнения: «старый» Rapid Hockey Edition с тем же силовым агрегатом стоит
Так что цены — весомая заявка на то, что Skoda как минимум укрепит своё положение в бюджетном сегменте. В конце концов, конкуренты с французскими или корейскими эмблемами тоже не слишком свежи по конструкции, несмотря на фейслифты и «смены поколений». Такие уж правила игры диктует самый массовый и беспощадный класс российского рынка.
Как вам новый Rapid?
Комплектация
1.6 AT (110 л.с.)Двигатель
1.6 / 110 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПереднийКузов
ЛифтбекРасход топлива
6.1
Разгон до 100 км/ч
11.8Цена, ₽
1 125 000