QR-код вместо свидетельства о регистрации на машину: как это работает и где оформить

Штрафы за громкий выхлоп и музыку: что нужно знать автомобилистам
Разбор

Влад Зенин

Начало осени принесло сразу несколько громких заявлений, касающихся слишком шумных авто­мобилей и мотоциклов. В ряде регионов власти напугали автомо­билистов штрафами за установку нештатной музыки, а в Москве мэр Сергей Собянин предложил кратно увеличить ответ­ственность авто­мобили­стов и мото­циклистов за чрезмерно шумный транспорт. Разбираемся, что именно хотят сделать в столице и регионах и как именно будут привлекать к ответственности.

Что предлагают в Москве

Московский градоначальник обратил внимание на высокую громкость нештатных выхлопных систем и музыкальных установок. «Отдельные "отмороженные" авто­мобилисты достали москвичей. Всю ночь напролёт гоняют под окнами на машинах и мотоциклах без глушите­лей и с громкой музыкой. Сегодня на встрече с жителями снова подняли этот вопрос. Что делать с авто­любителями, которым ровным счётом наплевать на людей? Как призвать их к порядку?» — написал Собянин на своём официальном сайте.

Мэр напомнил, что штраф для авто­мобилистов и мотоциклистов с прямоточными глушите­лями сейчас составляет всего 500 рублей. И почти сразу после этого заявления правитель­ство Москвы внесло в городскую думу проект закона за пред­намеренное нарушение тишины водителями транспортных средств. Если его примут, ново­введения заработают осенью.

Этот проект устанавливает штраф за громкий выхлоп в размере от 5 тысяч рублей и выше — в зависимости от мощности транс­портного средства. При мощности выше 200 л.с. сумма штрафа будет увеличиваться на 250 рублей за каждые «лишние» 10 сил. При этом в случае мотоциклов прогрессивная шкала будет применяться уже при мощности более 50 л.с., то есть фактически коснётся любого байка, выходящего из категории городских. Порог для грузовиков — 250 л.с. Кроме того, проект преду­сматривает эвакуацию мотоциклов и машин нарушителей на штрафстоянку. А ещё размер штрафа должен зависеть от причин шума — из‑за прямоточного глушителя или неисправности штатного.

Насколько это законно

В федеральном Кодексе об административных право­нарушениях действительно преду­смотрена ответ­ственность за чрезмерный шум в размере 500 рублей — в статье 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превыше­нием нормативов содер­жания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума». А в столице действует закон города Москвы, который запрещает шуметь с 23:00 до 07:00, и столичный КоАП, который преду­сматривает за нарушения в это время штраф от одной до двух тысяч рублей на физических лиц.

Однако, как пояснил Журналу Авто.ру адвокат Лев Воропаев, региональное законо­дательство не может противо­речить федераль­ному, а московский закон о тишине не может применяться к авто­владельцам с шумными машинами.

Его поддержал адвокат Сергей Радько, который отметил, что просто так ввести в столичный Кодекс повышенную ответ­ственность за шумные машины не получится. Но если столичные власти примут, например, отдельные правила поведения в обще­ственных местах, где пропишут особые требования к автомобилям, то тогда можно будет вводить и ответ­ственность за нарушение этих правил. Примерно так же в Москве работают наказания за парковку на газоне: существуют правила содержания и охраны зелёных насаждений, нарушение которых и влечет за собой ответ­ственность водителей.

Но вот узаконить эвакуацию автомобилей при таких нарушениях в любом случае будет сложно. Задержание транспортного средства — это мера пресечения, и устанавли­ваться она может только федеральным законодательством.

Что об этом думают в Госавтоинспекции

Недавно автоинспекция Кандалакши припугнула водителей на своём сайте, напомнив о действующем на территории Мурманской области законе «Об обеспечении тишины и покоя граждан». Согласно местному законо­дательству, в регионе запрещено шуметь с понедель­ника по четверг с 22:00 до 8:00 часов, в пятницу и субботу с 23:00 до 10:00, в воскресенье с 22:00 до 8:00, а также ежедневно с 13:00 до 15:00. В ГИБДД края напомнили, что в эти часы недопустимо управление транспортным средством с неисправной системой выпуска отработавших газов, а также спорт­инвентарём и мототехникой, шум от которых делает невозможным покой и отдых граждан.

Региональный штраф за нарушение тишины и покоя составляет от 1 до 3 тысяч рублей для граждан, от 5 до 10 тысяч для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч — для юридических. При повторном нарушении размеры штрафа будут увеличены до 4 тысяч, 30 тысяч и 80 тысяч соответ­ственно, а в третий раз — вплоть до предельных 150 тысяч рублей. Однако, как объяснили юристы, ГИБДД не вправе применить этот местный закон к автовладельцу.

Впрочем, как заявили корреспонденту Журнала Авто.ру в Госавтоинспекции, даже действующая федераль­ная норма КоАП с 500-рублёвым штрафом фактически не является рабочей. Дело в том, что для авто­мобилей уровень шума установлен ГОСТом Р 52231-2004. Согласно этому стандарту, уровень шума легкового автомобиля не должен превышать 96 акустических децибел (дБА). Для сравнения: бензопила выдает 100 дБА, сирена автомобилей экстренных служб — около 115 дБА. При этом уровень шума 95 дБА уже считается очень высоким, а 100 дБА — крайне высоким.

Для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, необходимо доказать, что его автомобиль превышает норму по шуму. Для замера потребуется шумомер. Такие приборы действительно появляются у инспекторов ГИБДД в рамках федерального проекта «Безопас­ность дорожного движения», но на дорогах их пока очень мало. И вероятность того, что на дороге в одном месте окажется машина с прямотоком и инспектор с прибором, крайне мала.

Что грозит любителям громкой музыки

Бороться с громкой музыкой пытаются в Воронеже — там инспекторы ГИБДД в рамках рейда по выявлению автомобилей с незареги­стрированным тюнингом привлекают к ответ­ственности авто­владельцев, у которых установлены нештатная музыка и дополни­тельные колонки. В прессе появились сообщения о том, что ГИБДД штрафует за нештатные колонки, однако МВД выступило с опроверже­нием: никакого штрафа за дополни­тельные динамики нет. А в Воронеже водителям оформляли протоколы только за внесение изменений в кон­струкцию транспортных средств.

Как утверждают юристы, всё зависит от типа установки. Если авто­владелец заменил заводскую магнитолу, но установил новую в штатное место, это не будет считаться внесением изменений в кон­струкцию авто­мобиля. Дополнитель­ные динамики в багажной полке тоже не являются измене­нием конструкции, как и сабвуфер в багажнике, — на безопас­ность эти изменения никак не влияют.

Но если динамики установлены в не предназ­наченных для этого полостях автомобиля либо их установка затронула усилители дверей или кузова, то это прямое внесение изменений в конструкцию.

Впрочем, подобную переделку можно попытаться легализовать — обратиться в специали­зированную лабораторию для получения заключения о возмож­ности таких изменений, обратиться в ГИБДД для получения разрешения на установку, и только после этого поехать к установщику оборудо­вания. А оттуда — снова в лабораторию для проведения испытаний и получения протокола этих испытаний, потом пройти техосмотр и обратиться в ГИБДД для получения нового свидетель­ства о регистрации, в котором будут указаны внесенные изменения.

Если этого не сделать, то инспектор ГИБДД вправе привлечь авто­владельца к ответ­ственности, выписав штраф в размере 500 рублей, а также потребовать вернуть всё в перво­начальный вид. Наказание не очень серьёзное, но если не исполнить требование, то повторная встреча с инспектором грозит уже аннулиро­ванием регистрации автомобиля. А после этого проблем будет гораздо больше.


Стоит ли штрафовать слишком шумных водителей?

Почитать ещё