Почти новый BMW X5, который побывал в серьёзном ДТП: о чём не рассказывает продавец

Штрафы, которые отменили: за какие нарушения ПДД водителей больше не штрафуют
Разбор

Екатерина Демишева

Водители привыкли к постоянному повышению штрафов и новым дорожным санкциям. Из года в год в КоАП вносят поправки, ужесточающие наказания для нарушителей за рулём. Но ещё несколько лет назад штрафов было больше! Какие-то отменили совсем недавно, от других отказались много лет назад. 

Журнал Авто.ру вспомнил обо всех облегчениях для российских автомобилистов, которые случились за последние 10 лет. Впрочем, часть этих наказаний скоро могут вернуть…

Задайте нам вопрос в Кью!

Штраф за мелкие неисправности

В апреле 2022 года во все подразделения ГИБДД было разослано распоряжение о приостановке усиленного контроля за мелкими техническими неисправностями автомобиля, которые не влияют на безопасность передвижения. Сотрудникам ГИБДД также рекомендовали не наказывать водителей штрафами за мелкие нарушения ПДД и сосредоточиться на более серьёзных — например, вождении в нетрезвом виде. Такие меры были приняты в том числе из-за проблем с запчастями, которые теперь приходится ждать месяцами. 

Речь идёт о минимальных штрафах в 500 рублей — такие взыскания подразумеваются за отсутствие предусмотренных конструкцией брызговиков на легковых автомобилях, неисправность стеклоомывателей, перегоревшие лампочки и иные незначительные технические неисправности, которые не могут привести к аварийной ситуации. Инспекторам ГИБДД по всей стране наказано вместо штрафов делать водителю устное замечание или предупреждение.

Неожиданная «капсула времени»: на Авто.ру продают Nissan, который проезжал по 7 километров в год!

Отмена техосмотра

Осенью 2021 года власти приняли решение об отмене техосмотра для легкового транспорта, который используется в личных целях. Президент подписал соответствующий указ 31 декабря. С 2022 года получение диагностической карты стало добровольным, за исключением некоторых категорий автомобилей.

Глобальная реформа техосмотра началась в 2019 году, но постоянно переносилась из-за пандемии коронавируса. За два года профильные ведомства так и не смогли наладить систему техосмотра и выработать правила для автомобилистов. Реформа была признана провальной, а глава ГИБДД выступил с просьбой отменить техосмотр — правительство прислушалось. Сперва техосмотр отвязали от ОСАГО, а затем отменили. То есть теперь за отсутствие техосмотра владельцев большинства автомобилей оштрафовать не могут. 

При этом в марте 2022 года в силу вступили штрафы за отсутствие диагностических карт у тех машин, которые всё ещё обязаны проходить техосмотр. К таким автомобилям относятся коммерческий транспорт, машины для пассажирских перевозок, легковые автомобили старше 4 лет при перерегистрации, а также автомобили с изменениями в конструкции. Фиксировать нарушение даже обещали при помощи камер, но фактически такие штрафы не оформляют.

В России скоро появится новый отечественный автобренд: все подробности

Штраф за превышение средней скорости

Много лет водители оспаривали в судах постановления за превышение средней скорости движения, которые с 2013 года рассылали дорожные камеры. С сентября 2021 года, после решения Верховного суда, сотрудники ГИБДД перестали подписывать и рассылать штрафы за среднюю скорость.

Штраф за среднюю скорость рассчитывался исходя из измерений двух разных камер в начале и в конце определённого участка дороги. Устройства фиксировали время проезда каждой камеры и номерной знак, а компьютер рассчитывал среднюю скорость проезда участка. Однако в ПДД и КоАП не содержится определений средней скорости, что позволяло водителям оспаривать такой штраф в судебном порядке. Верховный суд поставил в данном вопросе точку, отменив штраф за среднюю скорость год назад.

Правда, в новой редакции КоАП, которая сейчас находится на рассмотрении в профильных министерствах, появится отдельная глава, посвящённая средней скорости. Новый кодекс обсуждается уже несколько лет, но документ могут принять в следующем году.

Китайские автомобили: названы марки, которые делают самые надёжные машины

Штраф за наклейку «Шипы»

Пункт об обязательном наличии знака «Шипы» при использовании шипованной резины был в Основных положениях ПДД долгие годы, но в марте 2017-го за его отсутствие ввели реальный штраф в размере 500 рублей. Это вызвало ажиотажный спрос на наклейки и их дефицит в магазинах — вместе со спорами о том, нужен ли он вообще.

Четыре года назад норма с наклейкой была исключена из списка обязательных специальным постановлением правительства. Поэтому статья КоАП о нарушении Основных положений больше не может применяться к водителям за отсутствие наклейки «Шипы».

Лимузин из КНР за 10 миллионов рублей: мы познакомились с Hongqi H9

Нулевое промилле

Лишение водительских прав за вождение в нетрезвом виде применяется с 2004 года. И до 2010-го пьяными признавались водители, в крови которых было обнаружено более 0,3 промилле алкоголя. Однако в 2010 году в России была принята норма «нулевого промилле» — то есть под лишение прав попадали водители с любым, даже минимальным наличием алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе.

Нулевая норма вызвала большой общественный резонанс: часто прав лишались и добросовестные автомобилисты, потому что приборы показывали алкоголь из-за погрешности, болезни (например, при диабете) или после приёма безалкогольных напитков (кефир, квас). В 2013 году «нулевой промилле» был отменён, а лишённые удостоверений водители смогли вернуть документы. 

Последние 9 лет в России установлена суммарная погрешность алкотестера в размере 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, что примерно эквивалентно 0,3 промилле в крови. В случае превышения этих цифр водителя ждёт штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Менее года назад с предложением ужесточить существующие нормы выступил зампред правительства Марат Хуснуллин, но пока предложение не рассматривалось.

Минимальное превышение скорости

До 2013 года российские водители могли получить штраф за несоблюдение скоростного режима даже за превышение на 1–20 км/ч, а платить приходилось по 100 рублей. Автомобилисты часто жаловались на несправедливые штрафы, указывая на погрешность радаров и дорожных камер. 

В итоге группа депутатов предложила убрать из КоАП наказание за минимальное превышение скорости: уже 9 лет превышение максимально допустимой скорости менее чем на 21 км/ч в России не наказывается никаким штрафом. Однако некоторые представители власти — например, столичные чиновники — выступают категорически против такой нормы и предлагают отменить действующую погрешность в 20 км/ч. Вопрос регулярно поднимается, но пока нештрафуемый скоростной лимит на российских дорогах сохраняется.


Какой из описанных штрафов стоило бы вернуть?

Почитать ещё