Если вы вдруг забыли, то штрафы за превышение средней скорости движения сейчас не выписывают — их отменили год назад решением Верховного суда. Но споры о возврате такого наказания не утихают: депутаты, чиновники и производители камер просят разрешить фиксацию, а ГИБДД пока высказывается против. При этом штраф за среднюю скорость уже прописали в новом проекте КоАП, который рано или поздно будет принят. К тому же наказание может вернуться и раньше — благодаря отмене моратория на внесение изменений в ПДД. Мы изучили историю вопроса и спросили у экспертов, когда автомобилистов снова начнут штрафовать за среднюю скорость. И поинтересовались: а нужен ли вообще такой штраф?
Когда и почему отменили штраф за среднюю скорость
Итак, как работала фиксация средней скорости раньше. Значение средней скорости движения на участке дороги рассчитывалось с помощью двух камер, установленных в начале и в конце участка. Они фиксировали время проезда машины с конкретным номерным знаком, а затем компьютер рассчитывал среднюю скорость проезда.
Первые штрафы за превышение средней скорости с дорожных камер водители стали получать в 2013 году. И много лет автомобилисты оспаривали такие постановления в судах как незаконные — ведь понятие средней скорости движения отсутствует и в КоАП, и в ПДД. Но лишь в сентябре 2021 года после решения Верховного суда сотрудники ГИБДД перестали подписывать и рассылать постановления со штрафами за среднюю скорость.
В новой редакции КоАП, которая сейчас находится на рассмотрении в профильных ведомствах, добавлена отдельная глава, посвящённая средней скорости. Новый кодекс обсуждается несколько лет, но принять этот документ могут в следующем году. Вместе с ним, предположительно, вернётся и штраф за среднюю скорость.
Почему ГИБДД против камер средней скорости
За возвращение штрафа уже много раз высказывались производители камер, депутаты Госдумы и силовики некоторых регионов (больше всего таких штрафов получали водители в Татарстане). В итоге правительственная комиссия по безопасности дорожного движения дала поручение профильным ведомствам проработать данный вопрос.
По словам разработчиков камер, на некоторых дорогах именно контроль средней, а не мгновенной скорости может снизить аварийность. Аварийные точки могут мигрировать по отрезку дороги, а стационарные комплексы этому способствуют — потому что водители знают, где камеры, и тормозят перед ними, чтобы потом снова разогнаться.
Но руководитель ГИБДД Михаил Черников неоднократно выступал против расширения использования автоматических комплексов фотовидеофиксации для решения проблем безопасности движения. Последний раз Черников высказался против новых камер после заявления бывшего главы ГИБДД Татарстана Рифката Минниханова о необходимости вернуть на дороги фиксацию средней скорости и тотальный контроль за передвижением машин.
«Ничего, кроме негатива со стороны водителей, это не принесёт. Камеры должны быть там, где опасно, где есть риск возникновения ДТП, а не повсеместно. И предупреждать водителей о них необходимо, ведь речь идёт именно об опасных участках дорог. Если аварий на участке не происходит, то и камеры там не нужны», — ответил глава ГИБДД.
При этом позиция МВД по данному вопросу неоднозначна. В начале года ведомство заявило, что считает преждевременным повторное введение штрафов за превышение средней скорости — но лишь из-за того, что возвращению мешали правовые пробелы. И в министерстве уже проработали основания для возврата нормы: по мнению представителей МВД, фиксация превышения средней скорости стимулирует автомобилистов соблюдать разрешённую скорость на протяжении длительного отрезка, а не только в конкретном месте перед камерами.
Когда вернут штраф за превышение средней скорости
Опрошенные Журналом Авто.ру эксперты не видят проблемы в возвращении штрафа за среднюю скорость. Тем более, что такая норма уже внесена в проект нового КоАП. Главное, что нужно сделать, — правильно описать процедуру взимания штрафа. Такое мнение высказал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
«Не было правовых основ. Поэтому происходит беспредел: с одного участка дороги вместо одного штрафа могли прислать три. И я сам такие получал: на въезде с первой камеры, на выезде со второй и ещё один за среднюю. Нельзя наказывать за каждый сантиметр, должно быть ограниченное количество штрафов за одно нарушение», — говорит эксперт.
При этом Шумский считает, что штраф за среднюю скорость успокаивает движение, а обмануть эти камеры сложно. Ведь перед обычными камерами водители оттормаживаются, а в случае замера средней скорости это не сработает. Эксперт назвал штраф за среднюю скорость более справедливым.
«За обычное превышение скорости тебе сразу придёт штраф. А в случае измерения средней скорости ты можешь притормозить, если понял, что переборщил, — и штраф не придёт. В каком-то смысле это даже более справедливо. Уверен, что рано или поздно средняя скорость вернётся. Думаю, что в течение 1–2 лет максимум. Но вряд ли прямо сейчас», — предположил Шумский.
Поддерживает возвращение штрафа за среднюю скорость и глава Российского автомобильного союза Антон Шапарин. В разговоре с Журналом Авто.ру он тоже упомянул разносторонний подход к данной теме в разных подразделениях МВД.
«Есть поручение главы правительственной комиссии по ПДД Марата Хуснуллина проработать этот вопрос. Есть глава ГИБДД Михаил Черников, который высказывается против. А есть позиция заместителя министра МВД Александра Горового, который поддерживает среднюю скорость. Она даёт возможность водителям скорректировать свою модель поведения. У меня, как и у большинства водителей, самый популярный штраф за 82 км/ч. Это та ситуация, когда ты безопасно едешь в потоке, но на секунду отвлёкся. В случае средней скорости есть возможность исправиться и не получить штраф», — считает эксперт.
Представители экспертного сообщества уверены, что не существует принципиальной разницы, как именно контролировать скоростной режим: измеряя моментальную скорость или среднюю. Единственный вопрос, который нужно урегулировать и прописать в документах, — методика измерения. Появления нужной правовой базы эксперты ожидают в скором времени.