Mazda CX-5 без сколов и царапин — и без лица: о чём не рассказывает продавец

В России вводят штрафы за шины не по сезону: когда это случится и кому грозит
Разбор

Анастасия Попова

С 1 марта 2023 года инспекторы ГИБДД должны получить право наказывать водителей, которые вовремя не сменили сезонные покрышки. Таким наказанием водителей пугают несколько последних лет, но теперь новые штрафы, кажется, действительно введут. Рассказываем, как будет работать нововведение и когда именно придётся менять шины.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Кого и как будут штрафовать за неправильные шины

О планах ввести ответственность за езду на летних шинах зимой и на шипах летом в МВД России говорили уже давно. Чаще всего речь шла о том, чтобы внести использование покрышек не по сезону в перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобилей запрещена. Также в этот перечень должны были попасть другие технические неисправности, с которыми на дорогу выезжать нельзя, — например, некорректно работающее освещение.

Одна из финальных версий документа должна была вступить в силу 1 марта 2022 года, но изменения так и не заработали. На пути законопроекта оказался мораторий на внесение точечных изменений в ПДД: правительство временно запретило редактировать документ. И лишь недавно принцип так называемой «регуляторной гильотины» в правительстве отменили, и в МВД решили в очередной раз доработать документ.

Мы изучили проект МВД — в предложенных изменениях раздел «Колёса и шины» содержит не только общие требования, но и новые нормы, касающиеся сезонности использования покрышек. Во-первых, ездить на автомобиле нельзя, если он «укомплектован шинами, не соответствующими эксплуатационной документации транспортного средства по размерности, категории скорости и несущей способности». Во-вторых, нельзя ездить и в том случае, если транспортные средства укомплектованы шипованными шинами в летний период (июнь, июль, август). Ответственность грозит и тогда, когда транспортные средства категорий M1 (легковые автомобили) и N1 (грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 т) не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль).

В документе указано, что региональные власти могут самостоятельно продлевать сроки, в которые в субъекте действуют зимний и летний периоды. Кроме того, шины с шипами должны стоять на всех колёсах — установка таких покрышек только на одну ось не допускается.

Предполагается, что наказывать водителей будут согласно нормам ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Санкция за такое нарушение составляет 500 рублей, штраф можно оплатить со скидкой 50%. Впрочем, не исключено, что размер штрафа за такое нарушение вскоре увеличат — проект нового КоАП тоже дорабатывается. 

В соседней Белоруссии наказание за шины не по сезону уже существует, но применяется только в случае использования летних шин зимой. В первый раз штраф составит 32 белорусских рубля, что соответствует почти 800 российским, а за повторное нарушение в течение года выпишут от 64 до 160 рублей (1500–3900 рублей). Штраф будет выше в несколько раз, если из-за летних шин водитель создал аварийную ситуацию или совершил ДТП. Однако инспектор может и вовсе ограничиться предупреждением, если прежде водителя за это нарушение не наказывали. Зимний сезон в Белоруссии действует строго с декабря по март включительно.

Кстати

Помимо запрета на шины не по сезону, обновлённый перечень неисправностей содержит список оборудования и аксессуаров, которые теперь в машине возить не обязательно и за отсутствие которых оштрафовать не могут. Это, к примеру, аптечка и огнетушитель: недавно власти уже упразднили необходимость иметь такой набор при прохождении техосмотра. Это уточнение нужно было внести и в новое постановление, чтобы стандартизировать законодательные нормы.

Почему за неправильные шины не наказывают сейчас

Прописанные в документе нормы практически полностью перекликаются с требованиями действующего сейчас Технического регламента. В нём же описывается понятие зимних шин: это шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S», «M S». А визуально от летних они отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами. 

Однако, как объяснил основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который занимается юридическим консультированием сотрудников ГИБДД, до вступления в силу изменений у инспекторов нет никаких законных оснований задерживать или наказывать водителей, которые едут на покрышках не по сезону. Даже в опасное время смены сезонов.

«Сейчас парадоксальная ситуация: у инспекторов ГИБДД есть возможность наказать водителя, если у него на одной оси стоит шипованная резина, а на другой — летняя. Или если колёса разного размера. А если на улице зима и все четыре колеса летние, мы наказать за это не можем. Таких понятий, как зимний или летний период, резина не по сезону, в КоАП и ПДД просто нет. Новый перечень эти понятия должен внести», — объяснил Ильинов.

Как инспекторы будут выявлять нарушения

Как предположил Ильинов, наиболее эффективный способ выявлять такие нарушения — проводить специальные рейды в момент смены сезонов. Например, в начале зимы, перед началом снегопадов и гололёда.

«Зимой многие водители ездят на летней резине, не переобуваются. И на улицах в крупных городах фиксируют по 50 ДТП в день. Бьются машины, одни врезаются в других, пока оформляют мелкие аварии, страдают сотрудники ГИБДД, которых вызывают для составления документов. Поэтому самое логичное — с началом зимы заставлять водителей переобуваться», — отметил Ильинов.

При этом пока непонятно, как дальше действовать инспекторам после оформления штрафа и можно ли задерживать автомобиль до устранения причины наказания. Появятся ли эти уточнения в документах, тоже пока неизвестно. «Статья 12.5 КоАП не предусматривает задержания транспортного средства до устранения нарушения. Запрещение эксплуатации со снятием номеров из законодательства давно убрали. А оформить предписание на устранение, как это работает с тонировкой, тоже странно — водитель ведь поедет дальше. А если идёт снег, гололёд, то этот водитель будет просто опасен, он может устроить ДТП через 100 метров», — заявил эксперт.

Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин предположил, что региональные власти не смогут адекватно определить, когда у них в регионе наступает лето или зима. Он уверен, что никаких дополнительных нормативов для определения сроков смены шин власти субъектов не получат. 

«При этом возникает ещё вот какой вопрос. Представим, что житель Сочи решил поехать на машине куда-нибудь на Колыму. Погода будет меняться от региона к региону. И как ему действовать? Менять резину несколько раз? Даже ехать из Сочи зимой в Москву уже рискованно, так как на юге жители ездят в основном на летней резине даже в декабре, январе и феврале. Или им надо выезжать сразу на "зиме"?» — рассуждает Шапарин.

Как предположил Ильинов, инспекторы в такой ситуации будут оценивать нарушение на месте: одно дело, если водитель только приехал в зиму из летнего региона и не успел переобуться, и другое — если он принципиально не тратится на покупку второго комплекта. Шапарин, в свою очередь, вообще не ожидает, что ГИБДД действительно начнёт штрафовать за неправильные шины. По его мнению, появление нормы с шинами по сезону и другими неисправностями — не более чем формальное внесение в законодательство технических требований, которые есть в Техрегламенте с 2011 года. «Нормы просто стандартизируют, и всё на этом закончится», — считает Шапарин.


Нужно ли штрафовать за покрышки не по сезону?


Почитать ещё