Lexus IS, который после аварии ходил по рукам перекупщиков: о чём не расскажет продавец

Неисправность? Штраф! За что и как могут наказать на дороге
Разбор

Анастасия Попова

Проверять техническое состояние автомобиля и содержать его в исправном виде — обязанность водителя. И если в машине что-то сломалось, необходимо сразу же отправляться на ремонт. Но что делать, если поломка произошла прямо в пути? Например, перегорела фара, потекла тормозная жидкость, заело крышку багажника, отказали «дворники» или перестала закрываться дверь? 

О проблемах водитель иногда узнаёт только от остановившего его инспектора ГИБДД. Разбираемся, когда за это грозит штраф или предупреждение, а когда вообще можно остаться без машины.

С какими неисправностями нельзя выезжать на дорогу

Согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить машину, а в пути «обеспечить её исправное техническое состояние». Полный перечень технических проблем, с которыми нельзя выезжать на дорогу, указан в ПДД: запрещено движение при неисправностях тормозной системы, рулевого управления, световых приборов, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, колёс и шин, двигателя, а также прочих элементов конструкции.

К числу последних ПДД относят в том числе отсутствие брызговиков, неработающий звуковой сигнал, установку госномеров не по ГОСТу (но не их полное отсутствие!) и множество других мелких неисправностей.

Когда инспектор ГИБДД имеет право проверить техническое состояние

Сотрудник ГИБДД вправе проверить исправность автомобиля только в том случае, когда проблема заметна визуально. Об этом недавно рассказывал заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. По его словам, такие уточнения потребовались после жалоб водителей на инспекторов, которые, цитата, «до них докапываются».

«Инспектор ГИБДД может проверить автомобиль, только если визуально наблюдает, что у автомобиля, к примеру, нет болтов на колёсах или кардан отваливается, масло течёт ручьём. Если видимых признаков технических проблем нет, то инспектор ничего не может проверять, никаких фар, лампочек и других вещей», — уточнял Кузин.

Более того, если у инспектора, по словам Кузина, нет технической возможности для проверки своих подозрений, машину могут отправить в передвижную испытательную лабораторию. Но тут речь идёт о специальных рейдах, а в обычном трафике встретить на дороге спецавтомобили-лаборатории можно крайне редко.

Как объяснил Журналу Авто.ру юрист Дмитрий Дугин, если инспектор ГИБДД остановит автомобиль с явными проблемами, водителю за управление такой машиной грозит штраф 500 рублей или предупреждение — норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Если автомобиль на ходу, и его нахождение на дороге общего пользования не связано с риском устроить ДТП, водителю разрешат доехать до станции техобслуживания после составления протокола. При этом законодательство не предполагает повышенной ответственности за повторное нарушение. И если водитель просто продолжит движение, проигнорировав предписание, в следующий раз его точно также могут оштрафовать на 500 рублей.

Могут ли наказать, если водитель не знал о неисправности

Если неисправность можно починить прямо на месте, водитель вправе попросить инспектора ограничиться устным предупреждением на основании ст. 2.9 КоАП. Например, если есть возможность подкачать колесо, прикрутить недостающую гайку, починить заклинивший замок в двери или багажнике.

Но довод о том, что автомобилист просто не знал о проблеме, от протокола не спасёт. В этом уверен адвокат Сергей Радько: «Водитель обязан и в пути отвечать за исправность автомобиля. Поэтому объяснения инспектору ГИБДД о том, что поломка произошла только сейчас, не сработают. Факт нарушения есть, и спорить с этим бесполезно. Водителю выпишут штраф 500 рублей — это небольшая сумма, и сотрудник ГИБДД вряд ли захочет долго разбираться, почему так произошло».

Действующий инспектор ГИБДД на условиях анонимности объяснил корреспонденту Журнала Авто.ру, как можно избежать штрафа в такой ситуации: «Водитель может честно признаться, что увидел проблему в пути и прямо сейчас едет на ремонт. Например, если фара перегорела во время движения, водитель не мог этого предвидеть. Но начинать отнекиваться и убеждать инспектора, что водитель не виноват в неисправности, бессмысленно. Тем более, что у новых автомобилей на щитке приборов высвечиваются сообщения о таких неисправностях».

В пользу водителя работает и норма административного регламента МВД, который регулирует порядок надзора за соблюдением требований в области безопасности движения. Она говорит, что водителю в первую очередь всё-таки нужно дать шанс починить машину на месте или доехать до ближайшего СТО.

«Сотрудником при возбуждении административного дела предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено», — говорится в документе.

Когда машину могут задержать

Если же продолжать движение с неисправностью опасно, инспектор может задержать машину и отправить её на спецстоянку. Согласно тому же регламенту, движение транспортного средства запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритных огнях (но только в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости), а также при недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При перечисленных недостатках эксплуатация автомобиля запрещается. Во всех прочих случаях водитель имеет право проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности — что вовсе не гарантирует отсутствие штрафа.

«Если сотрудником полиции будет установлено управление транспортным средством с серьёзными неисправностями, то, помимо наложения штрафа по ч. 2 ст. 12.5 КоАП в размере 500 рублей, инспектор может задержать транспортное средство и переместить его на штрафстоянку. Обнаружить неисправность он может визуально, а в случае необходимости вправе назначить экспертизу», — уточнил специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин.

Почему норма со спецстоянками почти не работает

Норма об отправке неисправного автомобиля на спецстоянку на эвакуаторе прописана в ст. 27.13 КоАП «Задержание транспортного средства». Согласно этой статье, автомобиль должен храниться там до устранения причин задержания. Однако сразу несколько опрошенных Журналом Авто.ру юристов, адвокатов и инспекторов ГИБДД заявили, что норма с эвакуацией по сути не работает и до перемещения неисправных автомобилей на спецстоянки дело обычно не доходит. Ведь если машину увезли, то починить её, пока она находится на стоянке, невозможно.

«Согласно моей практике и информации от инспекторов ГИБДД, автомобили в таких ситуациях не эвакуируют на спецстоянки, а отправляют на эвакуаторе на СТО, — рассказал юрист Сергей Архипов. — Эвакуируют машины, как правило, только в спорных ситуациях. Например, когда автовладелец сбежал. Слышал про частные случаи, когда машины не отдавали автовладельцам сами сотрудники таких стоянок, но у них нет на это никаких полномочий, если речь не идёт о наложенных приставами ограничениях».

По словам того же Архипова, на данный момент у ГИБДД нет никаких инструментов, чтобы после оформления протокола проверить, исправил автомобилист проблему или нет. Обязательства об извещении инспекторов законодательство не предусматривает.

«Если машину не починить, в следующий раз автомобилиста опять оштрафуют на те же 500 рублей, — объяснил Архипов. — Возможно, инспектор ГИБДД обратит внимание на то, что водителя уже наказывали за точно такую же оплошность. В таком случае не исключено, что сотрудник ГИБДД решит вновь вызвать эвакуатор».

Как ещё могут заставить водителя устранить неисправность

До недавнего времени подтверждением исправности автомобилей на дорогах служил техосмотр. Диагностические карты на частные автомобили старше четырёх лет нужно было оформлять раз в год. Хотя большинство водителей делали «серый» техосмотр без фактического заезда на проверку, формально именно этот документ считался основным инструментом для контроля за состоянием машин на дорогах.

После перевода техосмотра на добровольную основу для частного транспорта в МВД планируют запустить нововведение — ввести обязательное внеплановое прохождение техосмотра для автомобилей, у которых обнаруживали технические неисправности. Причём даже для тех, кому техосмотр изначально проходить не нужно. Но пока введение новой нормы находится на стадии обсуждения и сопряжено со множеством бюрократических сложностей — в ближайшее время такие изменения вряд ли случатся.


У вас в машине что-то ломалось на ходу?

Почитать ещё