Автобренды уходят из России: что будет с продажами, обслуживанием и гарантией

Очередные нововведения для водителей: штраф в 100 тысяч и конфискация автомобиля
Разбор

Екатерина Демишева

Госдума в ближайшее время рассмотрит законопроект, который предусматривает штраф в размере 100 тысяч рублей за вождение после лишения прав и возможность конфискации автомобиля. По словам вице-спикера парламента Ирины Яровой, документ поступил в нижнюю палату 25 мая. И хотя возможность конфискации автомобилей неоднократно вызывала вопросы у общественности, документ отправлен в Госдуму именно с данной нормой.

Разработкой документа занимались семь депутатов, в числе которых и представитель ЛДПР Ярослав Нилов. Журнал Авто.ру побеседовал с законодателем и узнал самое важное о новых штрафах.

Задайте нам вопрос в Кью!

Зачем нужен новый закон и в чём его суть

Законопроект содержится в двух документах — оба выложены на официальном сайте Госдумы. Проект предусматривает внесение изменений сразу в несколько статей КоАП и в статью 264 УК РФ.

«Повышенная административная ответственность предлагается за повторное управление транспортным средством водителем, ранее лишённым права управления. Если лицо без прав в третий раз садится за руль, его ждёт уже уголовное наказание — это, собственно, главное новшество», — рассказал Журналу Авто.ру соавтор проекта Ярослав Нилов. 

Суть нововведений в следующем. Во-первых, увеличивается штраф за повторное вождение после лишения прав. Если водитель не совершил уголовно наказуемого деяния, то проступок будет караться штрафом в размере от 50 до 100 тысяч рублей либо обязательными работами на срок от 150 до 200 часов. Сейчас за такое нарушение автомобилиста ждёт штраф в 30 тысяч рублей или административный арест на 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Во-вторых, предлагается отбирать автомобили у тех, кто уже дважды привлекался за езду без прав и после этого был снова пойман за нетрезвым вождением либо после выезда на встречную полосу, или за превышение скорости на 60 км/ч и более. Сейчас таким нарушителям по статье 264 УК грозят штрафы от 150 до 300 тысяч рублей, административные и принудительные работы, а также запрет занимать определённые должности. А если в результате описываемых действий кто-то погиб или пострадал, закон предусматривает даже тюремные сроки, в зависимости от обстоятельств. 

Какие перспективы у нового законопроекта

Агрессоров на дороге сейчас толком не наказывают, пока они не спровоцируют резонансную аварию или не устроят ДТП с человеческими жертвами, считает депутат Нилов. Поэтому необходимо ужесточить ответственность для тех, кто идёт на многократное нарушение закона и способен нанести вред себе и окружающим.

По словам законодателя, это далеко не первая попытка ужесточить наказание для агрессоров на дороге. Около десяти лет назад на рассмотрение Госдумы вносили похожий документ, но он не получил поддержки. «На этот раз инициатива разрабатывалась по поручению Вячеслава Володина, свои усилия в неё вложили представители нескольких думских фракций. В итоге законопроекты получили положительные отзывы Правительства и Верховного суда — это тоже о многом говорит. Так что надеемся на принятие», — поясняет Нилов.

Новый законопроект уже поддержали в Верховном суде, кабмине, Генпрокуратуре и МВД, а также в Минюсте, ГИБДД и ФССП. Как указано в пояснительной записке к документу, в 2021 году в суды поступило больше 100 тысяч дел по факту управления автомобилями гражданами, лишёнными прав. И такие нарушения, по статистике, характеризуются тяжёлыми последствиями — в них погибает каждый десятый пострадавший.

Возможность конфискации автомобиля придётся доработать

Самый болезненный вопрос нового проекта, отмечает законодатель, — это узаконенное изъятие частной собственности. По новому закону, конфискация может быть произведена только на основании обвинительного приговора суда и предлагается как возможная дополнительная мера. Законопроекты должны пройти три чтения, широкое обсуждение и, вполне вероятно, что к окончательному чтению претерпят какие-то изменения.

«Не могу сказать, войдёт ли в окончательную редакцию предложение по конфискации, но реальная угроза потери автомобиля могла бы стать эффективным стимулом для автовладельцев не пренебрегать ПДД, КоАП и жизнями других людей. Опыт Белоруссии говорит, что эта мера может качественно повлиять на дорожную безопасность», — объяснил Нилов.

Общественники тоже поддерживают факт ужесточения наказания за многократную езду без прав и в состоянии опьянения, но к конфискации у них есть вопросы. Представитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов назвал повышение штрафов справедливым для тех, кто повторно сел за руль после лишения, а вот с конфискацией категорически не согласился. 

«Допустим, привлекаемое лицо вдруг село за руль не своего автомобиля, например, машины своего друга, соседа. Или это корпоративный автомобиль, либо каршеринг либо такси, арендованная машина — в этом случае не совсем понятны правовые основания конфискации. Собственник же не мог знать о том, что взявший эту машину человек уже лишён прав или ездит нетрезвым. Обязанности сообщать такие личные данные у нас нет», — говорит Шкуматов.

Кроме того, собеседник Журнала Авто.ру указал на неравномерность наказания при конфискации: «Если человек сел за руль Жигулей и их конфисковали, то стоимость такой потери составит, к примеру, 50 тысяч рублей. А если нарушитель сел за руль Porsche Panamera, то речь идёт уже о 15 миллионах». Эксперт считает несправедливым, что одно и то же деяние приводит к совершенно разным последствиям.

Руководитель Российского автомобильного союза Антон Шапарин поддерживает нововведения, потому что огромное число автовладельцев в России, несмотря на лишение прав, часто садятся за руль и чувствуют себя комфортно. 

«Существующие наказания их не беспокоят. Многие считают, что смогут откупиться на дороге. Поэтому ужесточать наказание надо. Часть нарушителей за руль уже не сядет, но другая часть, как показывает практика по алкогольным статьям, несмотря на жёсткость наказания и возможную уголовную ответственность, за руль всё равно садится», — говорит Шапарин.

Но конфискация автомобилей, по его словам, может стать коррупционным фактором, потому что её механизм непрозрачный. Впрочем, действенной альтернативы этому методу он не видит. «Конфискация автомобиля — не самая лучшая практика. К глубокому сожалению, на часть людей невозможно воздействовать рационально, в рамках правового поля. И действует только механизм максимальной жёсткости», — считает эксперт.


Как вам идея конфискации автомобилей?

Почитать ещё