На продажу выставлен BMW M5 из 90-х в очень редком кузове универсал

В России кончились новые машины. Автодилеры ждут стабилизации поставок только осенью
Новости

Лера Комарова

Дефицит автомобилей, который стал следствием взрывного роста продаж после каран­тинных месяцев, продол­жается. Причём из российских шоурумов всё так же сметают как бюджетные, так и премиальные модели, а произво­дители пока не могут быстро удовлет­ворить аппетиты покупателей. Дополни­тельно подогревают активность покупателей нестабиль­ность иностранных валют к рублю и угроза второй волны COVID-19. Участники рынка ожидают, что ситуация стабили­зируется только в сентябре, когда спрос будет в большей степени удовле­творён, а поставки новых машин войдут в привычный график.

Что случилось

Первые предпосылки надвигающегося дефицита машин дилеры почувство­вали ещё в июне, когда россияне поспешили за долго­жданными покупками, опустошая шоурумы и склады. Но если в июне дефицит наблюдался лишь по некоторым моделям, то спустя ещё месяц ажиотажного спроса многие продавцы заявляют о значительной нехватке машин по большинству брендов. Среди дефицитных участники рынка называют Ладу, Kia, Volkswagen, Skoda, Mercedes-Benz, Toyota, Audi, а также другие премиальные и массовые марки. В первую очередь, речь идёт о наиболее популярных комплектациях.

Причём на пустые склады жалуются как московские продавцы, где накопленный спрос из-за двух месяцев карантина значительно выше, так и те компании, которые работают в регионах, где вводились жёсткие ограни­чения на перемещения людей. В «Автомире» наблюдают ощутимую нехватку автомобилей самых ходовых комплектаций по большинству марок, причём дефицит наблюдается со второй половины июня и по всем регионам присутствия. В «Авилоне» фиксируют недостаток по некоторым моделям премиальных брендов — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Cadillac, Jaguar и Land Rover. В «Авто­СпецЦентре» сообщают о серьёзном дефиците машин и ожидают его пика в августе. Среди моделей, по которым особенно сильно ощущается нехватка, — Kia Rio, Cerato и Optima, Skoda Karoq и Kodiaq, Hyundai Solaris и Creta, Audi A4 и практически все кроссоверы марки Audi (от Audi Q3 и до Audi Q8). 

Источник в одном крупном дилере информирует о недостатке премиальных брендов, Kia, Toyota, Skoda. Также продавцы заявляют о нехватке некоторых ходовых моделей Lada — об остром дефиците машин российского производителя сообщают петербург­ские дилеры.

1/10
Kia Rio

Однако не все участники рынка испытывают нехватку авто­мобилей. Директор департа­мента рекламы и маркетинга У Сервис+ Наталья Литвинова сообщила, что сейчас дефицита машин в компании нет. Но, по её словам, ожидается дефицит Subaru, Nissan и Infiniti, а в большей степени это коснётся кроссоверов Qashqai и X-trail. Аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов отмечает, что сейчас дефицит носит больше локальный характер. Например, есть проблемы с новыми моделями, произ­водство которых стартовало только в этом году, и заранее не удалось сформи­ровать необходимого запаса комплектующих. Подобная ситуация наблюдается и с новыми импортными моделями и комплектующими для крупноузловой сборки в России. 

Директор аналитической компании Gruzdev-analyze Александр Груздев добавляет, что по некоторым маркам проблемы были решены, по некоторым всё так же остаются актуальными. По его словам, производители и многие дилеры ожидают, что накоп­ленный спрос будет удовлет­ворён и осенью наметится сильная просадка продаж, поэтому опасаются остаться с большими стоками «прошло­годних» машин в 2021 году.

Как заявляют источники в нескольких дилерских холдингах, дистри­бьюторы не всегда реагируют на жалобы продавцов о недостатке тех или иных моделей. Большин­ство опрошенных Авто.ру дистрибьюторов не стали комменти­ровать дефицит машин. Текущую ситуацию прояснили лишь в Chery, сообщив, что у компании нет дефицита, так как поставки идут из Китая, где произ­водство после пандемии восста­новилось раньше и быстрее, чем в Европе и России. В компании Nissan заявили, что на сегодняшний момент дилеры имеют достаточный запас автомобилей на своих складах, есть запас и на центральном складе. «Тем не менее, наблюдается небольшой дефицит. Это связано в первую очередь с быстрым возвраще­нием продаж на рынке РФ к доэпидеми­ческому уровню», — сообщил представитель бренда.

Завод Nissan в Великобритании

В чём причина дефицита

Основными причинами дефицита участники рынка и эксперты считают накопленный спрос и приостановку произ­водств из-за карантинных мер, введённых во многих странах. Наталья Литвинова из У Сервис+ отмечает, что дистри­бьюторы называют разные причины дефицита — от долгого простоя заводов из-за пандемии до отсут­ствия серти­фикации для российского рынка. Большое количество автомобилей сейчас находятся в производстве, а должны были быть уже отгружены. В «Авто­мире» замечают, что никто просто не ожидал, что люди начнут так активно покупать автомобили. В части спроса, по словам предста­вителя холдинга, свою лепту внесло и падение курса рубля. Покупатели понимают, что если курс рубля останется на текущем уровне или упадёт, то очередное повышение цен на автомобили неизбежно. 

Замдиректора департамента по работе с корпоративными клиентами «АвтоСпец­Центра» Константин Авакян добавляет, что накопленный за время ограничи­тельных мер спрос подстег­нуло и расширение госпрограмм льготного кредито­вания вкупе с увеличением максимальной стоимости автомо­билей, участвующих в программе, до 1,5 млн руб.

Как восстанавливается спрос

Распространение COVID-19 в России и последовав­шие за этим карантинные меро­приятия сильно ударили по авторынку. В апреле продажи машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали на 72,4%. Дилерские центры тогда были вынуждены остановить или суще­ственно ограничить свою деятельность. 

В мае многие шоурумы оставались закрытыми, а онлайн-продажи не давали значимого роста. В итоге за месяц рынок упал на 51,8%. Только в июне, когда власти начали снимать карантин, покупатели стали возвра­щаться в автосалоны. Хорошую поддержку спроса оказали госсубсидии. За июнь продажи просели всего на 14,6%. АЕБ ожидаемо пере­писала прогноз по году: падение на 23,9% до 1 339 000 машин. Несмотря на то, что Ассоциация ещё не опублико­вала данные за июль, опрошенные дилеры сообщают о росте продаж в прошлом месяце по сравнению с июлем 2019 года и ожидают подобные темпы в августе. 

В сентябре же, по мнению ряда экспертов и игроков, возможно падение продаж. Среди негативных факторов, которые способны повлиять на спрос осенью, они называют перенос сезона отпусков с лета на осень, новую волну пандемии в России и мире и, как следствие, перебои с отгрузкой машин и комплектующих из-за рубежа, а также значитель­ное ослабление рубля по отношению к иностранным валютам.

«Дефицит появился из-за сниженных объёмов производства и поставок вследствие пандемии. Автомо­бильные заводы всегда работают в соответ­ствии с чётким циклом и выпускают автомобили согласно заранее разра­ботанным планам. Понятно, что строя планы в конце 2019 года, предугадать карантин никто не мог», — заявляет директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. 

«Дилерские склады в какой-то момент просто перестали пополняться новыми поставками автомобилей: доступность дилеров склады­валась только из уже имевшихся на складе автомобилей, а также из уже произве­дённых и распреде­лённых дилеру авто­мобилей. В то же самое время на рынке установился повышенный спрос по озвученным ранее причинам, вслед­ствие чего товарные запасы автомо­билей начали быстро иссякать», — добавляет Константин Авакян из «АвтоСпец­Центра». Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Ведомостям» говорил, что в 2020 году падение производ­ства автомобилей в России относи­тельно 2019 года составит как минимум 15%. В апреле снижение достигло 80%, в мае — 50%.

Когда закончится дефицит

Стабилизацию ситуации многие участники рынка ожидают не раньше середины сентября. Тогда накоп­ленный спрос должен истощиться, а заводы и дистри­бьюторы отладят производство и поставки машин. Однако всё будет зависеть от эпидемио­логической и экономической обстановки в стране и мире. Подстегнуть покупку машин может угроза второй волны — россияне всё чаще называют личную машину наиболее предпочти­тельным видом транспорта

Главный аналитик ГК Алор Алексей Антонов предупреж­дает, что осенью ситуация с продажами может ухудшиться. «Цены на новые авто­мобили растут, а доходы населения, напротив, падают. Если потребитель не реализует свои намерения по покупке новой машины, то через 2 месяца — а такие очереди, например, в Петербурге уже фиксируются — у него попросту уже может и не оказаться возмож­ности заключить сделку. Либо из-за роста цены автомобиля, либо из-за потери дохода, либо из-за того, что сбережения будут потрачены на другие цели», — считает он.


Сталкивались ли вы с дефицитом машин?

Почитать ещё