Лера Комарова
Дефицит автомобилей, который стал следствием взрывного роста продаж после карантинных месяцев, продолжается. Причём из российских шоурумов всё так же сметают как бюджетные, так и премиальные модели, а производители пока не могут быстро удовлетворить аппетиты покупателей. Дополнительно подогревают активность покупателей нестабильность иностранных валют к рублю и угроза второй волны COVID-19. Участники рынка ожидают, что ситуация стабилизируется только в сентябре, когда спрос будет в большей степени удовлетворён, а поставки новых машин войдут в привычный график.
Что случилось
Первые предпосылки надвигающегося дефицита машин дилеры почувствовали ещё в июне, когда россияне поспешили за долгожданными покупками, опустошая шоурумы и склады. Но если в июне дефицит наблюдался лишь по некоторым моделям, то спустя ещё месяц ажиотажного спроса многие продавцы заявляют о значительной нехватке машин по большинству брендов. Среди дефицитных участники рынка называют Ладу, Kia, Volkswagen, Skoda, Mercedes-Benz, Toyota, Audi, а также другие премиальные и массовые марки. В первую очередь, речь идёт о наиболее популярных комплектациях.
Причём на пустые склады жалуются как московские продавцы, где накопленный спрос из-за двух месяцев карантина значительно выше, так и те компании, которые работают в регионах, где вводились жёсткие ограничения на перемещения людей. В «Автомире» наблюдают ощутимую нехватку автомобилей самых ходовых комплектаций по большинству марок, причём дефицит наблюдается со второй половины июня и по всем регионам присутствия. В «Авилоне» фиксируют недостаток по некоторым моделям премиальных брендов — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Cadillac, Jaguar и Land Rover. В «АвтоСпецЦентре» сообщают о серьёзном дефиците машин и ожидают его пика в августе. Среди моделей, по которым особенно сильно ощущается нехватка, — Kia Rio, Cerato и Optima, Skoda Karoq и Kodiaq, Hyundai Solaris и Creta, Audi A4 и практически все кроссоверы марки Audi (от Audi Q3 и до Audi Q8).
Источник в одном крупном дилере информирует о недостатке премиальных брендов, Kia, Toyota, Skoda. Также продавцы заявляют о нехватке некоторых ходовых моделей Lada — об остром дефиците машин российского производителя сообщают петербургские дилеры.
Однако не все участники рынка испытывают нехватку автомобилей. Директор департамента рекламы и маркетинга У Сервис+ Наталья Литвинова сообщила, что сейчас дефицита машин в компании нет. Но, по её словам, ожидается дефицит Subaru, Nissan и Infiniti, а в большей степени это коснётся кроссоверов Qashqai и
Директор аналитической компании Gruzdev-analyze Александр Груздев добавляет, что по некоторым маркам проблемы были решены, по некоторым всё так же остаются актуальными. По его словам, производители и многие дилеры ожидают, что накопленный спрос будет удовлетворён и осенью наметится сильная просадка продаж, поэтому опасаются остаться с большими стоками «прошлогодних» машин в 2021 году.
Как заявляют источники в нескольких дилерских холдингах, дистрибьюторы не всегда реагируют на жалобы продавцов о недостатке тех или иных моделей. Большинство опрошенных Авто.ру дистрибьюторов не стали комментировать дефицит машин. Текущую ситуацию прояснили лишь в Chery, сообщив, что у компании нет дефицита, так как поставки идут из Китая, где производство после пандемии восстановилось раньше и быстрее, чем в Европе и России. В компании Nissan заявили, что на сегодняшний момент дилеры имеют достаточный запас автомобилей на своих складах, есть запас и на центральном складе. «Тем не менее, наблюдается небольшой дефицит. Это связано в первую очередь с быстрым возвращением продаж на рынке РФ к доэпидемическому уровню», — сообщил представитель бренда.

Завод Nissan в Великобритании
В чём причина дефицита
Основными причинами дефицита участники рынка и эксперты считают накопленный спрос и приостановку производств
Замдиректора департамента по работе с корпоративными клиентами «АвтоСпецЦентра» Константин Авакян добавляет, что накопленный за время ограничительных мер спрос подстегнуло и расширение госпрограмм льготного кредитования вкупе с увеличением максимальной стоимости автомобилей, участвующих в программе, до 1,5 млн руб.
Как восстанавливается спрос
Распространение COVID-19 в России и последовавшие за этим карантинные мероприятия сильно ударили по авторынку. В апреле продажи машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали на 72,4%. Дилерские центры тогда были вынуждены остановить или существенно ограничить свою деятельность.
В мае многие шоурумы оставались закрытыми, а онлайн-продажи не давали значимого роста. В итоге за месяц рынок упал на 51,8%. Только в июне, когда власти начали снимать карантин, покупатели стали возвращаться в автосалоны. Хорошую поддержку спроса оказали госсубсидии. За июнь продажи просели всего на 14,6%. АЕБ ожидаемо переписала прогноз по году: падение на 23,9% до
В сентябре же, по мнению ряда экспертов и игроков, возможно падение продаж. Среди негативных факторов, которые способны повлиять на спрос осенью, они называют перенос сезона отпусков с лета на осень, новую волну пандемии в России и мире и, как следствие, перебои с отгрузкой машин и комплектующих из-за рубежа, а также значительное ослабление рубля по отношению к иностранным валютам.
«Дефицит появился из-за сниженных объёмов производства и поставок вследствие пандемии. Автомобильные заводы всегда работают в соответствии с чётким циклом и выпускают автомобили согласно заранее разработанным планам. Понятно, что строя планы в конце 2019 года, предугадать карантин никто не мог», — заявляет директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский.
«Дилерские склады в какой-то момент просто перестали пополняться новыми поставками автомобилей: доступность дилеров складывалась только из уже имевшихся на складе автомобилей, а также из уже произведённых и распределённых дилеру автомобилей. В то же самое время на рынке установился повышенный спрос по озвученным ранее причинам, вследствие чего товарные запасы автомобилей начали быстро иссякать», — добавляет Константин Авакян из «АвтоСпецЦентра». Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Ведомостям» говорил, что в 2020 году падение производства автомобилей в России относительно 2019 года составит как минимум 15%. В апреле снижение достигло 80%, в мае — 50%.
Когда закончится дефицит
Стабилизацию ситуации многие участники рынка ожидают не раньше середины сентября. Тогда накопленный спрос должен истощиться, а заводы и дистрибьюторы отладят производство и поставки машин. Однако всё будет зависеть от эпидемиологической и экономической обстановки в стране и мире. Подстегнуть покупку машин может угроза второй волны — россияне всё чаще называют личную машину наиболее предпочтительным видом транспорта.
Главный аналитик ГК Алор Алексей Антонов предупреждает, что осенью ситуация с продажами может ухудшиться. «Цены на новые автомобили растут, а доходы населения, напротив, падают. Если потребитель не реализует свои намерения по покупке новой машины, то через 2 месяца — а такие очереди, например, в Петербурге уже фиксируются — у него попросту уже может и не оказаться возможности заключить сделку. Либо из-за роста цены автомобиля, либо из-за потери дохода, либо из-за того, что сбережения будут потрачены на другие цели», — считает он.