Каким будет румынский брат новой «Нивы» Dacia Bigster. Наша версия

Дечипирование: разбираемся, куда пропали микросхемы для автомобилей
Разбор

Константин Новацкий

Едва справившись с последствиями коронавирусных ограни­чений 2020 года, авто­мобильные компании по всему миру столкнулись с новой проблемой — нехваткой электронных чипов. Дефицит микросхем вмешался в планы премьер многих новинок и вынуждает крупные бренды останав­ливать произ­водство авто­мобилей. Насколько велика проблема с чипами, в чём её причины и когда всё разрешится? Разбираемся.

Что случилось?

Дефицит! На автомобильных конвейерах наблюдается острая нехватка электронных компонентов. Если в 2020 году произво­дители говорили о сложностях с поставкой жгутов для электро­проводки, то в настоящий момент особо «дефицит­ными» стали микросхемы и чипы. Без этих элементов не способны функци­онировать блоки управления двигате­лями и трансмиссиями, мульти­медийные системы, тахографы и панели приборов. Зависи­мость от поставок чипов была неодно­кратно названа высочайшей, а решения, которые принимались и продол­жают приниматься руковод­ством авто­мобильных брендов, носят всё более радикальный характер.

Весной компания Toyota в очередной раз перенесла премьеру внедорожника Land Cruiser 300 из-за сложностей с поставками электроники. А теперь и Toyota, и Nissan, а также ряд других компаний в США, Европе и Азии заявляют о сокращении или даже приостановке работы крупных сборочных площадок.

Насколько велика проблема?

Простой конвейеров и паузы в поставке новых автомобилей способны сильно ударить по бизнесу. В июне у одной только Тойоты будут простаивать сразу три производ­ственных линии на двух японских заводах. По предваритель­ным подсчётам, вынужденный простой оценивается в 20 000 невыпущенных автомобилей. Nissan, остановивший произ­водство на своём «домашнем» заводе, временно закрывает ещё три пред­приятия в Мексике. Концерн Stellantis, куда с недавних пор входят бренды Fiat, Peugeot, Citroen, Jeep, Alfa Romeo, Opel и другие, сообщил о потере 11 процентов годового объёма выпуска в первом квартале, предупредив об ухудшении показателей во втором. 

Если же смотреть глобально, то эксперты предрекают недостачу примерно в четыре миллиона автомобилей, и возможно, цифры ещё будут скорректированы.

Фото: Fiat Chrysler Automobiles

Не стоит забывать и то, что дефицит новых машин из-за пауз при их сборке подталкивает к смещению покупатель­ского фокуса на вторичный рынок. И это, в свою очередь, приводит к резкому росту цен на машины с пробегом. В апреле в США из-за ажиотажного спроса некоторые подержанные автомобили оценивались дороже новых.

Куда делись чипы?

Дефицит микросхем не возник сам по себе — он стал лишь продолже­нием длитель­ного кризиса, вызванного ковидным локдауном. Из-за сокращения количества заказов в 2020 году и простоя многих производств компании, выпускающие электронные компоненты, попросту не успевают быстро выйти на прежние объёмы выпуска.

Проблема осложняется и самим процессом изготов­ления полу­проводнико­вых чипов (при их произ­водстве выращива­ются кристаллы кремния, а цикл может доходить до полугода), а также приоритетами в поставках. Восстанавли­вающиеся после кризиса произво­дители предпочитают направлять свои микро­схемы в первую очередь заказчикам из сферы мобиль­ной электроники — они пользуются привилегиями из-за более крупных заказов. У авто­мобильной отрасли в этом смысле таких преимуществ нет — машин каждый год выпускают на порядок меньше, чем гаджетов.

Производство электроники для гибридных и электромобилей. Фото continental.com

Как долго может продлиться дефицит?

Эксперты предполагают, что проблема дефицита чипов будет актуальна не только в нынешнем году, но и в 2022-м. По мнению главы компании-производителя компьютерного оборудо­вания Logitech, глобальная нехватка микро­схем может наблюдаться ещё минимум три-шесть месяцев, а в отдельных отраслях — до года. 

Гендиректор компании Intel считает, что потребуется пара лет, прежде чем произ­водство сможет догнать спрос на чипы. А учитывая особен­ности распре­деления электронных компонентов по отраслям, можно пред­положить, что автомо­бильный сегмент получит нужное количе­ство чипов не очень скоро.

Чтобы не вводить конвейеры в длительный простой и минимизировать убытки, компании разными путями пытаются компен­сировать остроту этой проблемы. Российский Минпромторг в мае объявил об экстренной перестройке схемы логистики для ускорения поставок микрочипов на российские конвейеры и включения в цепочки отечественных разработ­чиков. А некоторые автоконцерны в спешном порядке начали работы по упрощению электронных систем — ради снижения количества применяемых чипов. 


Фото на обложке: continental.com

Слышали о проблеме с чипами?

Почитать ещё