Как узнать реальный пробег автомобиля

Как проверить по VIN историю обслуживания автомобиля
Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Все без исключения автомобили в течение жизни посещают сервис — будь то профилактическое техобслуживание, внеплановый ремонт агрегатов или ликвидация последствий ДТП. Но недобросовестные продавцы подержанных машин стараются скрыть невыгодные для себя факты визитов на СТО. Как изобличить мошенников и избежать покупки автомобиля с сомнительной технической репутацией? Рассказываем.

Что мы ищем?

Ремонт ремонту — рознь. Некоторые можно рассматривать как несомненный плюс автомобилю — например, если они избавляют потенциального владельца от серьёзных трат в будущем. Однако скверно выправленный кузов, коррозия в местах ремонта или сработавшие подушки безопасности способны быстро испортить удовольствие от владения машиной. Как и халтурно — «на продажу» — отремонтированный двигатель.

Не говоря уже о совсем грустных случаях — когда после серьёзной аварии автомобиль буквально собирают из двух. Здесь возникают проблемы пострашнее коррозии — ведь такая машина оказывается вне закона и, обнаружив подобный «ремонт», ГИБДД аннулирует её регистрацию. Автомобиль в лучшем случае разрешат продать на запчасти.

Подводные камни будущей покупки нужно стараться выявить при тщательном осмотре и диагностике. Но до осмотра может и не дойти — достаточно проверить историю ремонтов по электронным базам.

Где искать следы ремонтА?

Кузовные ремонты автомобиля неразрывно связаны с историей его аварий. Поэтому обязательно ищите факты ДТП по VIN-коду или госномеру машины — в базах ГИБДД и страховых компаний. Как это сделать, мы уже писали. Ведь восстановленное после аварии транспортное средство может стать большой проблемой, будь оно хоть трижды юридически чистым и внешне привлекательным.

Впрочем, не всякая авария оформляется документально — например, если её участники договорились «полюбовно» или вторым пострадавшим было безымянное дерево, то бумаг и записей в базах может и не быть.

Факт ремонта после аварии ГИБДД не фиксирует, но подобную информацию тщательно хранят официальные дилеры и крупные сервисные центры. А в страховых компаниях, если кто-то из участников ДТП туда обращался, как минимум делают расчёт стоимости ремонта — и эти цифры тоже не пропадают бесследно!

Дело, казалось бы, за малым — найти все эти данные в интернете, введя в соответствующую форму VIN-код или другие идентификаторы автомобиля. Но в реальности не всё так просто.

Чего ждать от проверки?

Ваша задача — получить данные из реестров дилерских и прочих сервисных центров о проведённых с автомобилем работах и заменах. А также почерпнуть аналогичную информацию из базы Российского союза автостраховщиков (РСА), которые ведут личное дело на каждый, застрахованный по ОСАГО и КАСКО автомобиль.

Дальше вам останется лишь сопоставить полученную в отчете информацию. Скажем, если по данным официальных дилеров машина проходила лишь плановые ТО, а страховщики указывают, что ещё оплатили новые бампер, переднее крыло и капот вместе с их окраской, верить нужно страховщикам. И без тщательной проверки в сервисе (и на дороге) факта сохранения геометрии кузова покупать такую машину точно не стоит.

Но даже если продавец не лукавит, а история автомобиля тщательно отражена по всем доступным базам, с указанием времени и сложности технического обслуживания, то это знание поможет вам более уверенно торговаться при покупке машины.

К тому же по характеру и регулярности проводимого ремонта несложно определить стиль вождения, степень аккуратности прошлых владельцев, а следовательно, и уровень реальной амортизации автомобиля. Речь идёт не только о своевременно проведённых ТО. Все понимают, какая езда приводит к ремонту трансмиссии или частым заменам в подвеске и тормозах.

Словом, кому захочется покупать сильно «ушатанный» автомобиль, пусть он внешне и выглядит как новый? Но, забегая вперёд, спешим остудить ваш пыл — не факт, что столь детальные подробности жизни машины вам удастся легко узнать в онлайн-режиме.

Но попробовать стоит?

Конечно. Никакие данные не будут лишними. Жители Москвы и Московской области некоторую информацию могут получить бесплатно — на сайте Правительства Москвы. Зарегистрировавшись на портале и введя в поисковом запросе VIN или госномер, а также номер СТС автомобиля, можно проследить его историю в рамках столичного региона, в том числе зарегистрированные ДТП, осмотры в коммерческих организациях (например, при попытке продать машину через автомобильный аукцион), пробег и сведения о повреждениях, зафиксированные страховыми компаниями.

Однако практика показывает, что бесплатно выдаваемые здесь сведения не всегда совпадают с действительностью — в частности, сюда не попадают ДТП, случившиеся в другом регионе. Также в момент запроса бывают недоступны смежные базы, на которые опирается столичный ресурс.

А если заплатить?

Тогда информации может оказаться больше. Лучше использовать сервис, предоставляемый Авто.ру. Заплатив 197 рублей, по VIN-коду или госномеру машины легко узнать не только о возможных ДТП и кузовных ремонтах, но и другие факты из истории технического обслуживания автомобиля, зафиксированные в базах некоторых автопроизводителей, дилеров, а также независимых автотехцентров. И ещё один плюс Авто.ру — мобильное приложение, позволяющее осуществить проверку истории техобслуживания прямо у автомобиля. Того, что с настоящим VIN-номером.

На общероссийском портале АвтоКод технической информации больше, чем на бесплатном столичном: помимо федерального охвата, при фактах ДТП кратко описываются и повреждения машины. Но в АвтоКоде за отчёт по одному автомобилю нужно отдать 349 рублей — некоторую экономию даёт только покупка данных пакетом на несколько машин.

В Сети можно найти и менее известные интернет-ресурсы, оказывающие подобные услуги за небольшую плату. Но они, по сути, клоны вышеупомянутых сервисов, поэтому устраивать на каждом из них тотальную проверку нет ни финансового, ни логического смысла.

Что не попадает в Сеть?

Увы, пока что базы данных с историей технического обслуживания развиты в России слабее, чем на Западе. История в них зачастую неполная, причём это касается как информации от техцентров, так и статистики автостраховщиков.

И если продаваемая машина вас серьёзно заинтересовала, лучше совместить онлайн-запросы с проверками «на местах». Как минимум, будет полезно подать официальный запрос в дилерский техцентр соответствующей марки. В последние годы данные по ремонту автомобилей у каждого производителя сведены в общие базы.

Не лишним будет поинтересоваться у продавца, где он обслуживал машину, а затем наведаться в тот техцентр. Даже некрупные автосервисы, как правило, ведут историю ремонтов и ТО по каждому приезжающему к ним автомобилю.

Узнать историю будет сложнее, если машина старая. Лет десять назад учёт обслуживания, равно как и консолидация данных от дилеров и страховых компаний, только начинались – поэтому даже найденная информация вряд ли будет действительно полной.

Почитать ещё