Влад Зенин
С приходом по-настоящему тёплых дней на дорогах и тротуарах вновь началось броуновское движение людей на самокатах, гироскутерах, моноколёсах и прочих персональных средствах передвижения. Но правовой статус эти средства транспорта пока так и не получили. Поправки в правила дорожного движения, которые должны были установить требования к пользователям такой техники, были подготовлены ещё год назад, но полноценным законом до сих пор не стали. Разбираемся, как и когда их могут подвести под ПДД и как реализована подобная практика в других странах.

Все эти моноколёса и самокаты вообще хоть где-то регламентированы?
Регулировать использование персональных средств передвижения с переменным успехом пытаются во многих странах. Но, по меткому выражению начальника Госавтоинспекции МВД России Михаила Черникова, ещё нигде не смогли придумать универсальных правил. Даже в городах Китая, где водителей электросамокатов сейчас больше, чем обычных пешеходов, пришлось вводить запреты и на езду по автомобильным дорогам, и на перемещение по тротуарам: в итоге для электросамокатов уже почти везде проложили отдельные дорожки.
В Германии летом 2019 года, напротив, разрешили движение электросамокатов по проезжей части, но при соблюдении ряда условий: наличие руля или стойки определённой высоты, максимальная расчётная скорость не менее
В том же 2019 году были приняты изменения в дорожный кодекс Франции, которые ввели новую категорию «Моторизованное личное транспортное средство». Возраст водителя должен быть не менее 12 лет. Движение по тротуару с использованием двигателя запрещено. Максимальная скорость движения по автомобильным дорогам —
В Швеции запрещено выезжать на дороги общего пользования электросамокатам с электродвигателем мощностью выше 250 Вт, а максимальная скорость для движения ограничена на
Власти бразильского Сан-Паулу разрешают кататься только совершеннолетним и не быстрее
В Испании мобильные устройства делят на категории. Например, детские, со скоростью не выше
Наконец, в Италии действует экспериментальный закон о микромобильности, который позволяет ездить на дорогах не быстрее
Какие правила предлагают ввести в России?
Изначально проект изменений правил дорожного движения, подготовленный Минтрансом и согласованный с ГИБДД, вводил новый термин «Средство индивидуальной мобильности», или СИМ. Под этим понятием объединялись не только электросамокаты, скутеры и моноколёса с электрическим приводом, но и обычные самокаты, а также скейтборды и даже роликовые коньки. Но профильные эксперты были против: нет никакого смысла смешивать в одну кучу средства транспорта, которые по характеристикам соответствуют как минимум мопедам, с теми, которые не дотягивают даже до возможностей велосипеда.
Кроме определения, проект изменений описывал места разрешённого использования СИМ в зависимости от возраста водителя. Так, ребенок до семи лет мог получить право кататься на самокате по тротуару, подросток от 7 до 14 лет — по велосипедным дорожкам, а те, кому больше 14 лет, уже могли бы выезжать на проезжую часть — в местах, где не предусмотрено велосипедных полос и дорожек. Кроме того, взрослым дозволялось двигаться по обочинам.
При этом скорость движения СИМ в смешанном с пешеходами потоке предлагалось ограничить 20 километрами в час. По проезжей части собирались разрешить двигаться быстрее, но не более
Но этот проект в итоге признали недоработанным. Например, в Союзе пешеходов заявили, что эти правила вовсе не обеспечивают безопасность пешеходов и водителей СИМ. Во-первых, наезд на пешехода на скорости
Может быть, есть более простой вариант?
Существует и альтернативный проект поправок, разработанный экспертами Общественной палаты, и он предельно прост. Всё, на чём можно передвигаться, делится на транспортные средства и механические транспортные средства. Но электросамокаты, моноколёса и гироскутеры по проекту приравниваются к мопедам, то есть к механическим ТС. А такими можно управлять только с 16 лет, ездить только по дорогам и только с правами. И по тротуарам на них ездить нельзя. Вроде бы всё просто и логично, но эти поправки тоже едва ли будут приняты в скором времени. И тут уже проблема законодательного характера.
Всё дело в том, что с 1 января нынешнего года вступило в силу постановление правительства о нормативных актах, к которым не применяются некоторые нормы закона «Об обязательных требованиях». Проще говоря, вносить изменения в правила дорожного движения пока нельзя. И если их необходимо будет править, то потребуется утвердить полностью новые правила дорожного движения со всеми приложениями, а также основными положениями по допуску транспортных средств и перечнем неисправностей, при которых эксплуатация транспорта запрещена. То есть отменить предыдущее постановление правительства и выпустить новое.
Короче, лишний раз ПДД никто прямо сейчас менять не будет — ни в части средств индивидуальной мобильности, ни во всех остальных. И броуновское движение СИМов на российских дорогах продолжается.