«Пит-стоп», «Перехват», скрытое патрулирование: как ГИБДД ловит беспредельщиков

Когда в России введут правила движения для электросамокатов и гироскутеров и какими они будут
Разбор

Влад Зенин

С приходом по-настоящему тёплых дней на дорогах и тротуарах вновь началось броунов­ское движение людей на самокатах, гиро­скутерах, моно­колёсах и прочих персональ­ных средствах пере­движения. Но правовой статус эти средства транспорта пока так и не получили. Поправки в правила дорожного движения, которые должны были установить требо­вания к пользовате­лям такой техники, были подготов­лены ещё год назад, но полноценным законом до сих пор не стали. Разбираемся, как и когда их могут подвести под ПДД и как реализо­вана подобная практика в других странах.

Все эти моноколёса и самокаты вообще хоть где-то регламентированы?

Регулировать использование персональных средств пере­движения с переменным успехом пытаются во многих странах. Но, по меткому выражению начальника Госавто­инспекции МВД России Михаила Черникова, ещё нигде не смогли придумать универсаль­ных правил. Даже в городах Китая, где водителей электро­самокатов сейчас больше, чем обычных пешеходов, пришлось вводить запреты и на езду по авто­мобиль­ным дорогам, и на пере­мещение по тротуарам: в итоге для электро­самокатов уже почти везде проложили отдельные дорожки.

В Германии летом 2019 года, напротив, разрешили движение электро­самокатов по проезжей части, но при соблюдении ряда условий: наличие руля или стойки опреде­лённой высоты, максимальная расчётная скорость не менее 6 км/ч и не более 20 км/ч, а само устройство должно быть оборудо­вано фонарями. В населённых пунктах такие электро­самокаты должны ездить по вело­полосам, дорожкам и вело­сипедным улицам. И самый важный пункт —  обязатель­ное страхо­вание граждан­ской ответ­ственности водителя такого транспортного средства.

В том же 2019 году были приняты изменения в дорожный кодекс Франции, которые ввели новую категорию «Моторизо­ванное личное транс­портное средство». Возраст водителя должен быть не менее 12 лет. Движение по тротуару с использо­ванием двигателя запрещено. Максимальная скорость движения по авто­мобиль­ным дорогам — 20 км/ч, а на дорогах с активным пешеходным движением — 8 км/ч.

В Швеции запрещено выезжать на дороги общего пользо­вания электро­самокатам с электро­двигателем мощностью выше 250 Вт, а максимальная скорость для движения ограни­чена на 20 км/ч. В амери­канской Калифорнии электро­самокатам с максималь­ной кон­структивной скоростью до 20 км/ч разрешается движение по тротуару, а для допуска на проезжую часть установлен минималь­ный возраст 16 лет.

Власти бразильского Сан-Паулу разрешают кататься только совер­шенно­летним и не быстрее 20 км/ч — или по вело­дорожкам, или по авто­дорогам, на которых установлено ограни­чение скорости не выше 40 км/ч.

В Испании мобильные устройства делят на категории. Например, детские, со скоростью не выше 6 км/ч, относятся к первой, а те, которые развивают до 25 км/ч, — ко второй. Такие могут ездить по дорогам с ограниче­нием 30 км/ч, которых в испанских городах более чем достаточно. При этом в Барсе­лоне на электро­самокатах можно ездить только по вело­дорожкам или пешеходным улицам с авто­мобиль­ным движением (есть и такие!), а парковать гаджеты на тротуарах запрещено.

Наконец, в Италии действует эксперименталь­ный закон о микро­мобиль­ности, который позволяет ездить на дорогах не быстрее 30 км/ч, по вело­дорожкам — до 20 км/ч, а в людных зонах развивать не больше 6 км/ч. Тротуары и дороги с трамвай­ными рельсами — под запретом. Водить могут лица от 14 лет и с правами специ­альной категории.

Какие правила предлагают ввести в России?

Изначально проект изменений правил дорожного движения, подготов­ленный Минтрансом и согласо­ванный с ГИБДД, вводил новый термин «Средство индивиду­альной мобиль­ности», или СИМ. Под этим понятием объеди­нялись не только электро­самокаты, скутеры и моно­колёса с электри­ческим приводом, но и обычные самокаты, а также скейт­борды и даже роликовые коньки. Но профильные эксперты были против: нет никакого смысла смешивать в одну кучу средства транспорта, которые по характери­стикам соответ­ствуют как минимум мопедам, с теми, которые не дотяги­вают даже до возможностей велосипеда.

Кроме определения, проект изменений описывал места разрешённого использо­вания СИМ в зависи­мости от возраста водителя. Так, ребенок до семи лет мог получить право кататься на самокате по тротуару, подросток от 7 до 14 лет — по вело­сипедным дорожкам, а те, кому больше 14 лет, уже могли бы выезжать на проезжую часть — в местах, где не преду­смотрено вело­сипедных полос и дорожек. Кроме того, взрослым дозволялось двигаться по обочинам.

При этом скорость движения СИМ в смешанном с пешеходами потоке пред­лагалось ограничить 20 кило­метрами в час. По проезжей части собирались разрешить двигаться быстрее, но не более 60 км/ч. Да и то при условии, что СИМ оборудо­вано электро­двигателем, тормозами, фарой и свето­возвращате­лем. Моноколёсам и гиро­скутерам выезд на проезжую часть по закону был бы запрещён.

Но этот проект в итоге признали недора­ботанным. Например, в Союзе пешеходов заявили, что эти правила вовсе не обеспечи­вают безопасность пешеходов и водителей СИМ. Во-первых, наезд на пешехода на скорости 20 км/ч 15-кило­граммо­вым самокатом, на котором пере­мещается сто­кило­граммовый мужчина, обернётся в лучшем случае травмой. Во-вторых, движение по авто­мобиль­ным дорогам без знания ПДД (а никаких экзаменов на права проект не предполагал) — тоже крайне опасно. Кроме того, в случае аварии водитель самоката сможет без­наказанно скрыться с места ДТП. В итоге рабочая группа по обсуждению поправок отправила документ на доработку и он даже не был внесён в правительство.

Может быть, есть более простой вариант?

Существует и альтернативный проект поправок, разра­ботанный экспертами Обще­ственной палаты, и он предельно прост. Всё, на чём можно пере­двигаться, делится на транс­портные средства и механи­ческие транспортные средства. Но электро­самокаты, моноколёса и гиро­скутеры по проекту приравни­ваются к мопедам, то есть к механиче­ским ТС. А такими можно управлять только с 16 лет, ездить только по дорогам и только с правами. И по тротуарам на них ездить нельзя. Вроде бы всё просто и логично, но эти поправки тоже едва ли будут приняты в скором времени. И тут уже проблема законо­датель­ного характера.

Всё дело в том, что с 1 января нынешнего года вступило в силу постанов­ление правитель­ства о норматив­ных актах, к которым не применя­ются некоторые нормы закона «Об обязатель­ных требо­ваниях». Проще говоря, вносить изменения в правила дорожного движения пока нельзя. И если их необходимо будет править, то потребуется утвердить полностью новые правила дорожного движения со всеми приложе­ниями, а также основными положе­ниями по допуску транспортных средств и перечнем неисправ­ностей, при которых эксплу­атация транспорта запрещена. То есть отменить преды­дущее постанов­ление правитель­ства и выпустить новое. 

Короче, лишний раз ПДД никто прямо сейчас менять не будет — ни в части средств индивиду­альной мобиль­ности, ни во всех остальных. И броуновское движение СИМов на российских дорогах продолжается.


Нужны ли правила для владельцев электросамокатов, гироскутеров и прочих СИМов?

Почитать ещё