Михаил Кондратьев
В феврале стало известно, что «Сбер» выкупил компанию «Ё-инжиниринг». Именно эта фирма работала над так и не состоявшимся и немного революционным
Что было раньше
Раньше был Ё-мобиль. Ну, почти был — проект стартовал в 2010 году, а его целью заявляли создание современного российского автомобиля с продвинутой гибридной силовой установкой (роторно-лопастным двигателем и суперконденсаторами), революционным кузовом из полипропилена, интересным оснащением и ценой в 350–500 тысяч рублей.
Занимались всем этим группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, компания «Яровит моторс» и «Ё-инжиниринг», которая отвечала за НИОКР — по сути, разработку новинки. Запланированный объём инвестиций составлял 150 миллионов евро. Проект включал в себя в том числе строительство завода, где выпускалось бы по 45–90 тысяч машин в год. Амбициозно?
Но в следующие пару лет всё стремительно меняется: и внешний вид, и форм-фактор, и агрегаты, и прогнозируемая цена. В конце концов
Среди официальных причин называются ослабление рубля, рост цен на оборудование, а также спад авторынка. Однако основной, но неафишируемой причиной становится вопрос экономической целесообразности: несмотря на проделанную конструкторскую работу и почти существующий завод,
Что было дальше
В НАМИ развивать подаренную ё-документацию не планировали и не стали. В то же время права на бренд, немаленькая производственная база с оборудованием, сохранившиеся компоненты и, что самое главное, конструкторские наработки и ряд патентов остались у упомянутого «Ё-инжиниринга».
Тут нужно поднапрячься, чтобы не заскучать от цепи юридических связей, но мы попробуем изложить всё кратко. Фирма эта состояла из офиса в Москве и инженерного центра в Минске. Там-то и осталось фактическое, а не бумажное, наследие
Однако в 2015 году, после постройки четырёх «серийных»
С тех пор сам «Ё-инжиниринг» официально ничего не делал, а в штате числился лишь один человек. Но в Белоруссии кое-что происходило! И это не то, о чём вы подумали...
Что же было дальше
Во-первых, команда, можно сказать, всё же выпускала автомобили. «Серийные» экземпляры
До этого та же команда помогала с разработкой гибридной Лады Гранты — в части электропривода. Вместе с тем у Гинзбурга была проработанная идея по превращению почти любого автобуса с ДВС в гибридный или электрический — с помощью портальных мостов с интегрированными электромоторами (по его словам, технология уже продана в Китай). Был и проект маленького электрофургона с системой быстрой замены батареи и, возможно, автопилотом — но он пока существует только на бумаге.
Участвовала «Кейджи Импекс» также в создании первого белорусского электрокара (его построили на базе седана Geely), а в прошлом году представила электробайк Punch, вызвавший интерес даже за рубежом. Это — компактный городской мотоцикл с необычным дизайном и низковольтной силовой установкой, что позволяет обслуживать его в обычных мастерских. А благодаря легкосъёмным аккумуляторам, которые можно взять с собой и поставить на зарядку в помещении, ездоку не придётся искать розетки. Инженерный процесс и производство некоторых комплектующих планируется наладить в Белоруссии и России, но основную сборку — в одной из стран Евросоюза, на целевом рынке.
Короче говоря, бывшие ё-конструкторы без дела не сидели — были бы заказы и инвестиции. От
Что будет дальше
Дополнительных подробностей о сделке между «Сбером» и «Кейджи Импекс» по-прежнему нет. Для начала вопрос вызывает само приобретение «Ё-инжиниринга» как «пустой» фирмы с набором старых патентов — ведь в «Сбере» говорят о сделке как о привлечении некоей команды специалистов к своему проекту. Вероятно, суть всё же сводится к своеобразному найму Гинзбурга и его сотрудников. Хотя в чём тогда заключался смысл покупки «Ё-инжиниринга» — всё же непонятно.
Во-вторых, проект SberAutoTech нацелен на разработку платформы для автономного транспорта и создание работоспособных беспилотников. Первые шаги — начало тестирования собственной системы автопилота на улицах Москвы, стартовавшее в конце
Зачем всё это «Сберу» — хороший вопрос. Понятно, что для развития многофункциональной экосистемы, но чего ждать на выходе? Различные мнения в общих чертах сводятся к одному направлению — коммерческие перевозки. Это могут быть беспилотные такси или самоходные лёгкие грузовички — как наиболее логичное на сегодня применение автомобилей с автопилотом. А мы пока будем наблюдать за новыми проектами. Может, и не зря были те самые ё-потуги…