Infiniti FX, которого боятся покупатели: о чём не рассказывает продавец

Камеры, которые штрафуют за телефон и ремень: как они работают и как оспорить штраф
Разбор

Анастасия Разина

Дорожные камеры в Москве стали ещё умнее и теперь будут ловить водителей даже за использо­вание телефона во время движения (1500 рублей), а также за непри­стёгнутый ремень безопас­ности (1000 рублей). На начальном этапе таких комплексов будет восемь, а их располо­жение — тайна за семью печатями. Известно лишь об одной камере на ТТК в районе 2-й Бауманской улицы. Разбираемся и рассказы­ваем, как новая система будет работать и как оспорить её выводы.

Как будут выписывать штрафы и определять нарушения

В ЦОДД утверждают, что камеры умеют безошибочно выявлять на кадрах руль, руки и ремень безопас­ности — при помощи нейросетей и искус­ственного интеллекта. Если камера по реперным точкам определит, что водитель не пристёгнут или пользуется гаджетом на ходу, а инспектор в ходе обязатель­ной проверки перед оформ­лением постанов­ления это подтвердит, то водителю придёт штраф. Но если полученные кадры вызовут у инспекторов сомнения, они будут трактовать ситуацию в пользу автомо­билиста. К примеру, если на человеке тёмная объёмная одежда, из-за которой неочевидно, есть ли сверху ремень, то такой материал обещают отбрако­вывать.

Производители дорожных комплексов в свою очередь уверены, что качество изобра­жений позволит операторам безоши­бочно оценивать ситуацию. «Изобра­жения с камер имеют разрешение от пяти мега­пиксилей и выше, — рассказы­вает замген­директора компании-оператора дорожных камер фотовидеофиксации на территории Московской области «МВС Груп» Михаил Родионов. — Это значит, что все детали на таком изображении хорошо видны, и ошибки, связанные с качеством самого изобра­жения, мало­вероятны. Качество материалов на извеще­ниях о штрафе не отражает качества изображения, которое мы получаем с камер: оно зависит от качества печати».

Лица нарушителей и их попутчиков на изобра­жениях в постанов­лениях замажут. Зачем? В ЦОДД решили подстрахо­ваться от претензий по поводу разглаше­ния персональных данных. Например, при фиксации скорости камера фокусиру­ется на госномере автомобиля, и людей в машине хоть и можно рассмотреть, но узнать их — далеко не всегда. В данном же случае снимать будут не фрагмент автомо­биля, а непосред­ственно людей внутри.

Пока в ЦОДД не говорят о фиксации непри­стёгнутых ремней у пассажиров — только про водителя. Однако ПДД требуют пристёги­ваться от всех, кто находится в салоне. Поэтому не исключено, что, отработав схему на водителях, силы нейросети могут направить и на их спутников — как тех, кто сидит спереди, так и на сидящих сзади.

В случае с телефоном нормы ПДД тоже не оставляют никаких лазеек: любое использо­вание устройства, предпо­лагающее участие рук, будет считаться наруше­нием. То есть неважно, где именно находится телефон: держит его водитель у уха или просто перед собой. «Согласно пункту 2.7. ПДД, водителю запрещается пользо­ваться во время движения телефоном, не оборудо­ванным техническим устройством, позволяющим вести пере­говоры без использо­вания рук», — предупреждают в ЦОДД.

«К каждому постановлению будут приложены фото­графии, на которых чётко видно, что водитель использует телефон – держит его в руках, или что у него не пристёгнут ремень безопас­ности», — объяснил замруко­водителя дирекции фото­фиксации ЦОДД Егор Чернов.

Зачем нужно было учить камеры фиксировать эти нарушения

Согласно недавнему исследованию ГИБДД, почти половина водителей в России (49 процентов) отвлекаются от дороги при управлении автомо­билем, а 5 процентов делают это постоянно. Как нетрудно догадаться, суще­ственную часть внимания отнимают именно гаджеты.

19 процентов водителей смотрят в телефон при медленном движении, а во время остановки на светофоре — почти 42 процента. Наконец, треть респондентов считает, что при отвлечении внимания мыслитель­ные процессы ускоряются, поэтому человече­ский мозг может спокойно справляться с тремя задачами одно­временно.

Но в ГИБДД уверяют: даже один взгляд в смартфон замедляет скорость реакции. Прове­дённые краш-тесты доказали, что реакция водителя при взгляде на телефон замедляется на 3 секунды, за которые авто­мобиль на скорости около 60 км/ч проезжает 49,5 метра.

Что касается ремней безопасности, то, по данным Госавтоинспекции, в 2016 году ими не пользо­вались 40% водителей, погибших в результате ДТП. В 2019-м этот показатель снизился более чем в два раза — до 19%. Однако число погибших всё равно намного больше тысячи — 1330 человек разбились, будучи непри­стёгнутыми.

Если машина стоит и я держу телефон в руках — это тоже штраф?

Если водитель взял в руку телефон, а машина при этом не находится в движении – это не нарушение. Ещё в 2013 году в МВД пояснили, что гаджетом можно пользо­ваться даже в пробке. Однако в 2019-м пред­ставители ведомства оказались уже более категоричными и един­ственным приемлемым вариантом назвали использо­вание телефона в припарко­ванной машине.

«Если водителю нужно поговорить по телефону во время управ­ления, необходимо использовать bluetooth-гарнитуру, которая подключается к телефону, либо сама машина должна быть оснащена системой, позволяющей набирать нужный номер без помощи рук. Текущая формулировка нормы в законо­датель­стве позволяет выписывать штрафы за телефон в руке совер­шенно обосно­ванно», — объяснил юрист Европейской юридиче­ской службы Дмитрий Беседин.

Таким образом, даже если мобильный телефон находится в удер­живающем устройстве, брать его (почитать сообщения в пробке) всё равно нельзя. Однако некоторые произво­дители камер признают — отследить использо­вание подвешенного гаджета пока практически невозможно. А значит и говорить о том, что дорожные комплексы смогут распо­знавать такой вариант эксплу­атации смартфонов, пока рано — слишком уж много сомнений они будут вызывать. Может быть, водитель просто потянулся, чтобы изменить громкость радио?

А если в моей машине нет места для телефона, а в кармане неудобно?

Очевидно, у вас проблемы. Потому что любой факт эксплуатации устройства, позволя­ющего вести переговоры во время движения, считается наруше­нием пункта 2.7 ПДД, пояснил Беседин.

«Если водитель во время управления автомо­билем использует телефон — это право­нарушение. Формально неважно, что водитель делает: разговари­вает по телефону, прижав его к уху, проверяет сообщения в мессен­джерах, настраивает навигатор в смартфоне. Неважно, смотрит ли водитель в устрой­ство или всё-таки на дорогу: всё равно за это полагается штраф», — объяснил Беседин.

Поскольку с телефоном за рулём можно совер­шать разные мани­пуляции, а спутать устройство с любым предметом тёмного цвета достаточно легко, разра­ботчики комплексов уверены, что поначалу водителей будут наказы­вать, только если нарушение очевидно.

Например, когда водитель держит телефон перед собой или разго­вари­вает, держа его у уха. При этом операторам ЦОДД будет доступна раскадровка, чтобы лучше оценивать ситуацию. Потому что, по словам руково­дителя компании-произво­дителя дорожных комплексов «Астралаб» Сергея Ласкина, потребуются годы, чтобы обучить камеры максимально точно различать предметы и действия водите­лей для полной автомати­зации процесса обработки материала.

«Пока система находится в зачаточном состоянии, — считает Ласкин. — Ведь ситуация на дорогах часто неидеальна: вот на улице темно или идёт дождь, а на водителе тёмная одежда и чёрный ремень, либо светлый ремень на белой одежде — камеры в этой ситуации просто ничего не видят. Человек может быть в чёрных перчатках, что-нибудь покажет руками, и камера не разберёт, перчатка это или телефон. Пока в половине случаев вообще не видно водителя. Поэтому я уверен, что полученные материалы будут отсматривать максимально пристально и штрафовать будут в самых очевидных случаях, когда автомо­билисту уже не доказать обратного».

Можно ли оспорить постановление и как это сделать

Неправомерный, по мнению водителя, штраф традици­онно можно оспорить в течение 10 дней, если за рулём, например, был другой человек. К жалобе нужно будет приложить доказатель­ства: например, договор купли-продажи, если машина продана, или полис ОСАГО с вписанным в него другим водителем.

Если водителя сфотографиро­вали без ремня за рулём автомо­биля, в котором они не преду­смотрены (например, в ретрокарах), такой штраф тоже можно оспорить. Тогда к жалобе нужно приложить документ от произ­водителя, подтверж­дающий, что конструкцией транспортного средства ремни безопас­ности не преду­смотрены. Это может быть выписка из сервисной книги либо официальный ответ от автокомпании.

А вот если у водителя не было телефона в руках, а штраф всё равно пришёл, то придётся объяснить, что именно он держал в руках. Но прецеденты указывают на то, что водителям уже удавалось оспаривать постанов­ления за использо­вание телефона, оформленные инспекторами ГИБДД, предоставив детали­зацию оказанных абоненту услуг оператора сотовой связи. Из таких выписок следует, что водители в момент фиксации нарушения сотовой связью не пользо­вались. Однако в практике есть и обратные случаи, когда суд признавал возможность эксплу­атации водителем не своего, а чужого телефона.

Некоторым водителям удавалось доказать, что они приклады­вали руку к уху, но телефон в этот момент в ней не держали, а говорили именно с помощью специальных устройств. В таких случаях помогут и показания свидетелей, которые смогут подтвердить слова автомобилистов.

«К отмене штрафа может привести использо­вание разных доказа­тельств. Например, если фото­материалы недо­статочно подробно отображают обстановку в авто­мобиле. Неустранимые сомнения должны толко­ваться в пользу водителей», — считает Беседин.


Поддерживаете расширение функционала дорожных камер?

Почитать ещё