Михаил Медведев
Турист — это человек, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных или иных целях. Но для отечественных петролхэдов «Турист» — один из самых красивых автомобилей, когда-либо созданных в СССР. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» вас ждёт погружение в 1960-е, когда на «Москвиче» задумали, построили, а потом забыли изящную двухдверку.
По-настоящему красивых автомобилей в Советском Союзе было не так уж и много. Зато вокруг едва ли не каждого из них всегда слагалось множество легенд и мифов. Например, историю появления стильной версии «Москвича»-408 обычно связывают с пожеланиями зарубежных импортёров советских машин.
Якобы бельгийская компания Scaldia Volga, занимавшаяся поставками «Москвичей» в Европу, попросила руководство столичного завода разработать стильную двухдверку. Так сказать, для изучения потенциального спроса. Автомобиль был построен, но потом что-то пошло не так и проект стильного, если не сказать, сексапильного «Туриста» так и остался проектом.
Звучит всё неплохо и, в общем-то, могло быть похожим на правду. Но в действительности всё было немного не так. Возможно, вы удивитесь, но двухдверный «Москвич» — это вовсе не хотелки заграничных товарищей: освоение советской модели класса «гран-туризмо» — инициатива изнутри. А вдохновителем проекта можно считать главного конструктора МЗМА/АЗЛК Александра Андронова.
Одной конкретной причины для создания приспортивленного «Москвича» просто не было. Учитывались и экспортные перспективы, но не в первую очередь. Советский GT нужен был ещё и, например, для развития отечественной индустрии проката автомобилей. Её в начале 1960-х провозгласил Хрущёв.
Учитывались также интересы заводских гонщиков «Москвича». На тот момент, согласно техрегламенту, использование в автоспортивных состязаниях четырёхдверных седанов запрещалось. Но главный аргумент всё же другой: под спортивную версию 408-го можно было подвести необходимость освоения нового двигателя. Речь о верхнеклапанной бензиновой «четвёрке» объёмом полтора литра, которая продвигалась на конвейер с невероятными сложностями. Причём сложностями не только техническими, но и бюрократическими.
Работа над моделью «гранд-туризм» (здесь нет ошибки, в советское время термин, более привычный нам как «гран-туризмо», произносили и писали именно так) не считалась приоритетной. Плотно двухдверкой занялись только в 1963-м, когда почти серийные уже 408-е седаны накручивали тысячи тестовых километров.
Примерно тогда же родилось имя автомобиля. Явно подшучивая над непривычным для советского обывателя сочетанием «гранд-туризм», сотрудники МЗМА назвали двухдверку «Туристом». Прозвище со временем сделалось вторым именем машины.
Велосипед изобретать не стали. Можно сказать, что конструктор Анатолий Веселов, поставленный руководить проектом, сделал ставку на эстетический минимализм. А можно выразиться иначе — поджимающее время и более чем удачный дизайн базового «Москвича»-408 не требовал подвигов.
Убрали лишнюю пару дверей, удлинённые задние крылья сделали из сваренных кузовных панелей седана, а нижнюю часть кузова вообще оставили без изменений. Всего-то делов! Если, конечно, не считать Х-образных усилителей, приваренных к лонжеронам для повышения жёсткости конструкции.
«Турист» получил модную четырёхфарную систему головного освещения, которая обычно ассоциируется с экспортными версиями 408-го, — ещё одна причина популярности версии о заграничной задумке модели. На самом деле у «гранд-туризма» были такие же фары, как и на предсерийном «Москвиче»-408. Из уникальных фишек можно отметить оригинальное лобовое стекло и съёмную крышу, конструкция которой была подсмотрена у Renault Floride.
Стильный французский кабриолет на базе заднеприводного седана «Дофин» разработали в кузовном ателье Ghia, автор дизайна — легендарный Пьетро Фруа. В начале 1960-х «Флорида» попала в конструкторское бюро московского завода и вызвала живейший интерес. Компактный механизм складывания мягкого верха, реализованный на заднемоторной модели, вполне тянул на звание компоновочного шедевра.
Крыша, созданная по образу и подобию «флоридского» топа, появилась и у «Туриста». Причём, помимо мягкого верха, предусматривался и зимний вариант со съёмным хардтопом.
Два ходовых прототипа «Туриста» были готовы ещё в 1963 году. Получился очень стильный автомобиль. Даже в чёрном цвете спортивный «Москвич» производил впечатление хоть и компактной, но породистой машины. Выбор чёрной эмали, кстати, не совпадение. Главный конструктор завода Александр Андронов был уверен, что если машина имеет вид, даже будучи чёрной, то в любых других цветовых сочетаниях она и подавно будет выглядеть отлично.
Сложно не согласиться: взгляните на одноклассников «Туриста» из первой половины 1960-х. Разве советский «гранд-туризм» уступает внешней статью и безупречностью стиля, например, Opel Kadett Coupe, Simca 1000 Coupe или Fiat 1200 Cabriolet?
Другое дело, что все вышеперечисленные модели были доступны в свободной продаже, а на «Москвиче» отсутствовал даже нормальный мотор. Под капотом «Туриста» стояла слабенькая 1,3-литровая «четвёрка» МЗМА-408. Спортивная по определению модель обходилась мощностью всего-навсего в 50 л.с., а разгон до сотни… хорошо, если получалось уложиться в 20 секунд.
По советским меркам, «Турист» был построен в предельно сжатые сроки. Но это, увы, нисколько не помогло освоению серийного выпуска, даже мелкосерийного. Изначальный план предусматривал постройку не более 150 спортивных «Москвичей» в год.
Но до «гранд-туриста» никак не доходили руки. Откладывалось освоение базовых моделей 408-го семейства, задерживался в пути 1,5-литровый мотор, менялись планы по расширению производственных мощностей предприятия. Наконец, провалилась хрущёвская программа аренды автомобилей, а к гонкам в СССР допустили четырёхдверные седаны. Выпуск «Туриста» вдруг резко потерял смысл.
Однако выверенный стиль советского GT действительно оценили представители фирмы «Скалдия-Волга». В «москвичёвское» КБ даже поступил запрос на разработку экспериментальной версии «Туриста» с мотором от Ford Cortina. Но, подсчитав все затраты и сложности, на МЗМА отказались от этой затеи.
Сегодня «Турист» — один из самых известных и почитаемых советских автомобилей. Что неудивительно — при таких-то внешних данных! Поражает другое: на ретровыставках и фестивалях советский «гранд-туризм» встречается подозрительно часто. При том, что в середине 1960-х построили всего два экземпляра модели. А большинство выставочных машин — это реплики и самоделки. Умелыми руками превратить обычный 408-й в модного «Туриста» сравнительно несложно.
Один оригинальный автомобиль был чёрным, другой — синим. Причём некоторые кузовные элементы последнего выполнены не из стали, а из алюминия. Гуляющие же в интернете фотографии «туристов» других расцветок, включая эффектный тёмно-бордовый, — не обязательно фейк или реплика. Не пошедшие в серию двухдверки на заводе ещё долго использовали в испытательных целях. В качестве носителей агрегатов, например. А ещё «Туристов» несколько раз перекрашивали, чем только добавили флёра загадочности в историю одного из самых ярких советских автомобилей.