Машины по ОСАГО разрешили чинить неоригинальными запчастями: что это значит

Самый длинный в мире УАЗ: мы познакомились с машиной, которая едва не стала серийной
Разбор

Иван Ананьев

Представьте себе: в Ульяновске существует лимузин на базе УАЗ Patriot. А совсем недавно о нём вспомнили благодаря скромной заметке в заводской газете. Оказалось, что машина длиной более 5,5 м была изготовлена ещё в 2009 году и затем несколько лет активно использовалась по назначению, а теперь стала частью экспозиции заводского музея. Мы отправились в Ульяновск, чтобы своими глазами взглянуть на уникальный автомобиль и изучить его во всех подробностях.

Во-первых, он действительно существует

Последний раз про эту машину вспоминали в 2018 году, когда журналисты внезапно обнаружили лимузин в базе Роспатента. Правда, сам патент был датирован осенью 2009 года и к моменту появления публикаций уже не действовал — из-за неуплаты взносов. Те публикации сопровождались не слишком качественными фотографиями чёрного Патриота конца нулевых с основательной вставкой посередине, и их вполне можно было принять за фотомонтаж.

Тем не менее в Ульяновске эту машину хорошо знают: как минимум один лимузин был вручную изготовлен в том же 2009 году и регулярно использовался на заводе для экскурсий и перевозки различных делегаций. Кроме того, машина принимала участие в праздничных мероприятиях и даже служила свадебным лимузином для сотрудников завода. Были даже планы наладить мелкосерийное производство, но эту идею в итоге сочли нерентабельной.

И сейчас реальный лимузин стоит в музее на территории завода — правда, уже немного модернизированный. После того, как в 2014 году стандартный Patriot подвергли рестайлингу, на заводе решили обновить и единственный лимузин: появились новые фары, облицовка радиатора и передний бампер, а также более современные колёсные диски. Также машине достались новые зеркала с повторителями поворотников и более элегантные подножки вместо грубоватых труб первоначальной версии. И эти подножки тянутся вдоль всего длинного борта машины!

Во-вторых, он длиннее, чем Maybach и Cadillac Escalade

Технически удлинить внедорожник несложно — достаточно нарастить раму и вварить в кузов вставку соответствующей длины. Вот и Patriot просто растянули посередине при помощи такой вставки с фиксированными стёклами, оставив серийным всё остальное, включая обе пары дверей и створку багажника.

1/2

Длина вставки — почти 80 см. Благодаря ей колёсная база машины выросла до 3550 мм!

Заводских данных о длине кузова нет, но известно, что колёсная база увеличилась до 3550 мм вместо стандартных 2760 мм — то есть общая длина кузова должна была достичь 5575 мм. Это больше, чем у современного Maybach (5469 мм) и Cadillac Escalade (5382 мм), а по размеру базы ульяновский лимузин превышает даже удлинённый Escalade ESV! Как уверяют сотрудники музея, маневрировать на такой длинной машине — сущая мука, и для того, чтобы загнать её в тесный ангар выставки, пришлось постараться. Тем более, что агрегаты у машины совершенно стандартные.

Технически — это обычный УАЗ Patriot

Под капотом лимузина — стандартный впрысковый мотор ЗМЗ-409 мощностью 150 л.с., в паре с которым работает 5‑ступенчатая механическая коробка передач. Здесь был бы уместен 6‑ступенчатый «автомат», но он появился на Патриотах только в 2019 году, и лимузину не достался. А вот полный привод с межосевой блокировкой и понижающей передачей по-прежнему на месте! В трансмиссии пришлось модернизировать только кардан, идущий к заднему мосту, удлинив его почти на 80 см.

У машины есть усилитель руля (без него управлять машиной было совсем тяжело), водительская подушка безопасности и АБС. А ещё — кондиционер.

Подвеску не трогали — даже пружины и амортизаторы здесь остались теми же. И раскачивается кузов точно так же, как у стандартной машины, если попытаться попрыгать на длинной боковой подножке. Очень знакомо!

1/2

Панель у лимузина старая — её при переделке внешности менять не стали

В салоне семь мест, столик и капитанские кресла

Кондиционер — не единственный элемент комфорта. Во-первых, над водителем и передним пассажиром есть люк с электрическим приводом. А во-вторых… Пассажирский отсек можно даже назвать шикарным! За двумя передними креслами (кстати, оригинальными, собственного производства) располагается стоящий против хода трёхместный диван. Напротив него — два индивидуальных кресла с регулировками положения и угла наклона спинки. И если багажник пуст (кресла стоят почти у пятой двери), а сиденья на салазках сдвинуты вперёд, то их спинки можно разложить почти в лежачее положение.

1/8

Пассажирский отсек хочется назвать салоном. Главные пассажиры сидят в индивидуальных креслах, которые стоят в... багажнике

Между задними креслами есть бокс-подлокотник со столиком внутри — его можно достать и разложить примерно так же, как это делается в самолётных креслах бизнес-класса. Вот только сам столик явно сделан «по обходной технологии», из подручных материалов, и выглядит слишком грубо. Да и в целом этот салон может отпугнуть неподготовленного зрителя простотой и даже некоторой наивностью исполнения — чувствуется, что решения и механизмы придумывали на ходу и собирали из того, что было доступно на складе запчастей и материалов.

С другой стороны, такая отделка вполне отвечает духу УАЗа, который позволяет с относительным комфортом проехать по целине, а потом просто вымыть салон из шланга!

1/4

Из подлокотника можно достать раскладной столик, который обтянут кожей

Но это не первый УАЗ для езды с комфортом

Идеологическими предшественниками лимузина можно считать ряд экспериментальных полноприводных вэнов, ни один из которых в серию так и не пошёл. Хотя концепция казалась перспективной: крепкая рамная конструкция, полный привод, многоместный салон повышенной комфортности — и почти полная унификация с остальными моделями.

Первый опытный вэн с индексом УАЗ-3165 (у него даже было собственное имя «Симба») изготовили в 1999 году. Он имел клиренс 210 мм, полный привод и зависимые подвески с мостами, но при этом оснащался шикарным по тем временам велюровым салоном с индивидуаль­ными креслами (их общее число варьировалось от 7 до 9), а также альтернативной передней панелью. В качестве основного предполагался 150-сильный мотор ЗМЗ-409.

1/7

Минивэн УАЗ-3165 был изготовлен в 1999 году, хотя музейная табличка относит его к 2000-му

Несколько лет спустя ульяновцы показали две модерни­зированные версии — УАЗ-3165М и -3165М2. Первая отличалась более современной (даже по нынешним меркам) внешностью и опытным турбомотором ЗМЗ-405 мощностью аж 200 л.с. (в гамме также предполагались атмосферники ЗМЗ и ЗМЗ, плюс два дизеля), но салон получился намного проще. Вторая выглядела скромнее, а по стилистике соответ­ствовала Патриоту середины нулевых, зато салон оснащался комфортными индивидуаль­ными креслами, расположенными в стиле купе. Но силовой агрегат был стандартным. Существовали также модификации для cкорой помощи и военных, но в серию не пошла ни одна — рыночная ниша этих машин к тому моменту была фактически занята газовскими «Соболями» и «ГАЗелями».

1/3

Модернизированный УАЗ-3165М2 2005 года визуально немного упростили

А ещё в гамме был автомобиль с индексом 22069-030 — это пассажирская «Буханка» в исполнении «Люкс», которая выпускалась в период с 1996 по 2007 год. От стандартного автобуса она отличалась пластиковой облицовкой передка, кенгурятником, условной отделкой передней панели — и улучшенным салоном с девятью индивидуаль­ными креслами (некоторые — с подлокотниками), а также с отделкой железных боковин. Даже современный автобус УАЗ-220695 на его фоне выглядит проще!

1/2

Почти такая же «Буханка» с индексом УАЗ-22069 существует в гамме и сейчас, но уже в модернизированном виде и без внешних украшательств

Помимо лимузина и вэнов, в заводском музее УАЗа ещё много интересных и экспериментальных машин, которые способны удивить: первые грузовики военного времени, классические «козлики» и почти современные Хантеры, «Буханки» всех видов, уникальная амфибия, первые прототипы Патриота и даже гибридные автомобили! Хотите, чтобы мы рассказали о них подробнее? Голосуйте в нашем опросе, и мы обязательно съездим в Ульяновск ещё раз!

О каких ещё машинах из музея УАЗа стоит рассказать?

Почитать ещё