Маленькие хэтчбеки дешевле любой новой Лады: 5 моделей с пробегом за 600 000 рублей

Самый медленный, но самый дешёвый Porsche: история бюджетного седана C88
Подборки

Михаил Медведев

Истории про обманутых финансовыми пирамидами вкладчиков вызывают двоякую реакцию. С одной стороны — жаль людей, потерявших деньги. Но и мысль «О чём же вы думали?!» никуда не уходит. Примерно так получилось с очередным героем рубрики «Старые, но не бесполезные»: инженеры Porsche построили в буквальном смысле «фольксваген» — народный автомобиль для китайцев, но остались ни с чем.

Porsche начинала свою историю как инжиниринговое бюро

Мы привычно воспринимаем Porsche как производителя спортивных и гоночных автомобилей, но начинала компания как инженерно-конструкторское бюро. С 1930-х контора Фердинанда Порше бралась за проекты любого уровня сложности: от макетов до автомобилей «под ключ».

И после Второй мировой, когда в австрийском Гмюнде, а потом и немецком Штутгарте наладили выпуск спорткаров, Porsche охотно выполняла сторонние заказы. Подчас деньги, полученные за участие в сторонних проектах, спасали немцев от финансовых затруднений. Так было, например, в середине 1950-х, когда Porsche разработала заднемоторный седан для американского бренда Studebaker. В 1970–1980-х заказы гуру инженерии из Штутгарта подкидывали SEAT, Airbus и даже Волжский автозавод.

Однако далеко не все проекты Porsche превращались в серийные модели, хотя счета за каждый из них исправно оплачивались. До поры!

Фото: autowp.ru

Проект «Семейный автомобиль» задумывался прорывом автопрома КНР

На рубеже 1990-х Китай, на тот момент вообще не напоминавший грандиозную автомобильную державу, решил всерьёз взяться за автопром. Первые иностранные бренды уже открыли в КНР сборочные предприятия, но китайцы хотели строить автомобили под собственными марками. А сами машины должны были быть прогрессивными и доступными. 

От правительства КНР автомобильным и инжиниринговым брендам с мировым именем были разосланы приглашения принять участие в проекте «Семейный автомобиль Китая». По сути, это был творческий конкурс по созданию машины для всех и каждого.

Запрос отправили и в Штутгарт, а инженеры Porsche не без оснований считали себя доками в разработке демократичных моделей. В портфолио немцев входили удачные Seat Ibiza и Lada Samara — почему бы не сделать проект и для китайцев?

В названии концепта читается попытка угодить заказчикам

В Штутгарте предложили сразу три варианта китайского «фольксвагена»: компактный хэтчбек, небольшое шасси со сменными кузовами и классический седан. Только последний вырвался за пределы эскизов и скетчей, превратившись в полноразмерный макет с тщательно проработанным экстерьером, функциональным интерьером и продуманной технической составляющей.

Фото: autowp.ru

В автомобильной прессе прототип для Китая называли Porsche C88, хотя шильдик Porsche отсутствовал на машине. Зато индекс модели давал волю воображению. Одни считали заглавную «С» намёком на слова Cheap, Clean, Comfort — дешёвый, экологически чистый и комфортабельный. Хотя «С» значит China — Китай. С двумя восьмерками ещё проще — это традиционные для китайцев счастливые цифры, приносящие, по преданиям, удачу и богатство.

Некоторые источники утверждали, что 88 намекает на предполагаемую цену серийной машины в тысячах юаней. В реальности же специалисты Porsche видели ценник седана ещё более скромным. В районе 45 тысяч юаней или 14 тысяч долларов по курсу середины 1990-х.

Разработку модели завершили в рекордные сроки

Дело спорилось. Всего четыре месяца спустя после начала работ прототип был готов. Получился классический трехобъёмный седан класса «B», выполненный в актуальном для 1990-х стиле биодизайна. Все аккуратно, но без изюминки.

Фото: autowp.ru

А ещё С88 — один из самых медленных Porsche в истории. Под капотом стояла бензиновая 16-клапанная «четвёрка» рабочим объёмом 1,1 литра и мощностью 67 л.с. Двигатель мог агрегатироваться как 5-ступенчатой «механикой», так и 4-ступенчатым «автоматом».

Понятно, что даже при скромной массе в 980 кг «восемьдесят восьмой» не поражал динамикой. Хотя 16 секунд до сотни и максималка около 160 км/ч вполне могли осчастливить многие китайские семьи. Медленно ездить всё равно лучше, чем быстро ходить.

К слову, о семье. Именно на политику «Одна семья — один ребёнок» (с её помощью в КНР пытались бороться с перенаселением) намекает необычный логотип Porsche C88. Три пересекающихся кольца символизируют папу, маму и одного отпрыска. Именно поэтому в С88 было предусмотрено единственное детское креслице.

Для презентации машины директор Porsche выучил речь на мандаринском

В Штутгарте серьёзно рассчитывали на победу в конкурсе «Семейный автомобиль». Для представления работы своих инженеров и дизайнеров в Пекин осенью 1994-го отправился председатель совета директоров Porsche Венделин Видекинг. Причём он не поленился выучить приветственную речь на мандаринском диалекте китайского языка, который в ходу у жителей Пекина.

Казалось, немцы продумали всё: начиная от концепции самого автомобиля и заканчивая презентацией. Жаль, что в Porsche не смогли понять главного: они ввязались в игру, в которой не может быть победителей.

За разработку с Porsche так и не рассчитались

Проект «Семейный автомобиль» по изначальной задумке должны были реализовывать на производственных мощностях компании FAW (First Automotive Works) — одного из старейших автомобильных брендов Китая. Техническую документацию для подготовки выпуска С88 немцы создавали с учётом возможностей китайских коллег.

Но, выполнив свою часть работы, ничего взамен Porsche не получила! Китайцы поблагодарили всех участников проекта, среди которых были также Opel, FIAT, Mercedes-Benz, а ещё через полгода заявили о его закрытии. Кто стал победителем? Никто.

Фото: autowp.ru

А нет победителей — нет и контрактов. Только тогда участники проекта поняли, что их обвели вокруг пальца. В Porsche попытались пристроить проект С88 в Индии, но тоже получили отказ.

Прошло уже несколько десятков лет, а нанесённое оскорбление в Штутгарте не забывают. И менеджеры Porsche до сих пор сокрушаются, что наработки проекта С88 в итоге совершенно забесплатно появились на серийных китайских автомобилях.


Хотели бы, чтобы в Porsche сделали бюджетный седан?

Почитать ещё