(Не)обычные «капсулы»: заурядные машины, которые почти не ездили

Впечатляющие пожарные машины, сделанные в России или для России

Подборки

Михаил Кондратьев

В суперответственной работе пожарных ключевое значение имеет не только профессионализм людей — важна ещё и техника, которая помогает спасателям делать их нелёгкое дело. И в первую очередь — те самые красные машины, что мчатся под вой сирен на места происшествий. 

Пожарные автомобили имеют массу назначений, поэтому в их классификации наберётся пара десятков аббревиатур и определений. Мы не будем нагружать вас знаниями, которые вряд ли пригодятся даже на какой-нибудь дружеской посиделке, а расскажем лишь о нескольких классах и некоторых особо впечатляющих машинах, которые выпускаются в России и соседних странах.

АЦ

Автоцистерна пожарная (АЦ) — один из наиболее распространённых типов пожарных машин. В её задачи входят доставка боевого расчёта и запаса воды, а также различного оборудования для проведения спасательных работ. В том числе — непосредственно тушения огня. 

1/8

АЦ 4,0-40 (Урал Next) от завода «Спецавтотехника»

Комплектации, понятное дело, бывают разные, но перво-наперво АЦ отличаются по объёму цистерны, который указывается прямо в названии модели. Вот, например, машины на шасси Урала Next от компаний «Спецавтотехника» из Екатеринбурга и «Приоритет» из Миасса. Оба производителя работают более 20 лет. 

Четырёхколёсная АЦ 4,0-40 укомплектована цистерной на 4000 литров и подаёт до 40 литров воды в секунду (за секунду можно наполнить средне­статистический домашний аквариум), но способна доставить к месту возгорания только троих пожарных, включая водителя. Шестиколёсная модель АЦ 7,0-50 вместительнее во всех отношениях: она рассчитана на боевой расчёт из шестерых и возит до 7000 литров воды (насос тоже более производительный — до 50 литров в секунду). Эта машина оснащена также пено­образователем с отдельным 420-литровым баком.

А вот АЦ от фирмы «СТ-Авто» (на фото ниже) — ещё крупнее. Машина на шасси Урала-4320 берёт «на борт» до 8000 литров воды и шесть человек, включая водителя. Автоцистерна на базе КамАЗа-65115 ещё больше — этот почти 10‑метровый грузовик перевозит до 10 000 литров и семи человек, а при полной загрузке весит без малого 24 тонны!

1/7

АЦ 8,0-40 (Урал-4320) производства «СТ-Авто»

АЦЛ

Частенько автоцистерны доукомплектовывают лестницами, что прибавляет одну букву в названии и сразу две важнейшие функции. Ведь лестница — это не только способ подобраться к огню в многоэтажном здании, но и возможность эвакуировать людей. Вот пара примеров от уже упомянутых фирм «Спецавтотехника» и «Приоритет» — на шасси Урала и КамАЗа соответственно. 

1/5

АЦЛ 4,0-40-24 (Урал-4320) от «Спецавтотехники»

Первая машина оснащена 24-метровой лестницей и может транспортировать боевой расчёт из шести спасателей. У второй конфигурация другая: она рассчитана на трёх пожарных, зато её лестница имеет рабочую высоту в 30 метров. Запасы воды у таких моделей не слишком впечатляющие, особенно на фоне АЦ, но обычно у них есть возможность забора из открытого водоёма или через гидрант.


АПК

Если очаг возгорания находится очень высоко, например, выше девятого этажа, то на помощь отправляют самый настоящий автомобиль-лестницу. Точнее, пожарный автоподъёмник, так же известный, как автомобильный коленчатый подъёмник. Для примера возьмём машины белорусской компании «Пожснаб», которая занимается пожарной техникой с 2002 года и продаёт её и в России.

1/9

АПК-50 на шасси МАЗ-6516

АПК на мазовских шасси поднимают люльки на высоту 50, 59 и 75 метров! Среди других важных характеристик подобных моделей — время, которое необходимо на подъём и на поворот стрелы, и оно впечатляет! «Короткий» АПК достигает максимальной рабочей высоты за 120–150 секунд и выполняет поворот стрелы на 360 градусов за 150 секунд. Тяжеловесу АПК-75 на это требуется 240–270 и 320 секунд соответственно. Полная масса такой машины достигает 47 тонн!


АНР и НРК

А ещё на те происшествия, где не обойдёшься универсальной техникой типа АЦЛ, прибывают насосно-рукавные автомобили. Вроде АНР 150-3,0 на базе КамАЗа-65111 от завода «УралПОЖТЕХНИКА», выпускающего более 50 моделей пожарных машин. Как подсказывает название, задачи такой машины — подвозить запас напорных рукавов и работать насосом (подавать воду от источника к месту возгорания или к цистерне, работающей на перекачку). Эта модель оснащается насосным оборудованием, которое выдаёт до 150 литров воды в секунду.

1/3

АНР 150-3,0 (КамАЗ-65111) от компании «УралПОЖТЕХНИКА»

Другой интересный пример — мобильный насосно-рукавный комплекс НРК-А производства нижегородской фирмы «Пеленг», который предназначен для работы с очень большими объёмами воды (в том числе для её откачки). 12-метровая машина возит с собой 1200 метров рукавов и подаёт до 170 литров воды в секунду в режиме пожаротушения. При водоотведении она способна перекачивать жидкость по двум линиям со скоростью уже 500 литров в секунду.

1/4

НРК-А (КамАЗ-6560) производства фирмы «Пеленг»

АА

Отдельная категория пожарных машин — это модели, созданные для работы на аэродромах. Вариаций среди них тоже немало, так как существуют разные классы аэропортов и разные угрозы происшествий, но главное, что АА должны соответствовать определённому набору требований. Они касаются времени разгона до 80 км/ч, максимальной скорости (то есть её минимальной планки), производительности насосов и многих других параметров, не говоря уж о специальном оборудовании для борьбы со специфическими пожарами.

Вот примеры аэродромных машин на шасси Урала Next («Варгашинский завод ППСО») и МАЗа-63182M (белорусского завода «Пожснаб»). Первая модель комплектуется цистерной на 7500 литров воды и 700-литровым баком для пенообразователя. Более крупный МАЗ вмещает до 11 000 литров воды и располагает 1400-литровым пенобаком. Среди другого интересного оснащения этого АА — система защиты шасси и колёс от пламени, в которой используется набор форсунок по периметру автомобиля.

1/8

АА 8,7(60)-50/3 134ВР (Урал Next) от компании «Варгашинский завод ППСО»

АГВТ

А такие необычные машины пожарные используют для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также при возгораниях технологических установок нефтеперерабатывающих и химических предприятий. Для этого АГВТ имеют авиационный двигатель в роли газо-водяной пушки, сбивающей пламя. Вот несколько примеров моделей от фирмы «Пеленг» из Нижнего Новгорода и компании «Унимод» из Миасса.

1/7

АГВТ 150 (КамАЗ-5350) от компании «Пеленг»

Кстати, как нетрудно догадаться, находиться рядом с реактивным двигателем во время работы не особо приятно и безопасно, поэтому обычно у АГВТ есть пульт дистанционного управления установкой.


АСА, ПСА

После огромных грузовиков эти машины могут показаться не особо крутыми, но они впечатляют своей многозадачностью. Аварийно-спасательные и пожарно-спасательные автомобили предназначены для работы в зонах ЧС и ликвидации последствий ДТП. В качестве примеров — модели компаний «Спецтехника пожаротушения» из Москвы и «Уральский завод спецтехники» из Челябинска.

1/9

АСА-30-0,8-0,6/100-3,0 (КамАЗ-5387) фирмы «Спецтехника пожаротушения»

Они умеют если не всё, то очень многое: транспортировать боевой расчёт из пяти-шести человек, тушить небольшие пожары благодаря собственным мини-цистернам и пенобакам, растаскивать машины после аварии с помощью крано-манипуляторной установки и так далее. А ещё обе модели оснащаются лебёдками. В общем, им по плечу если не всё, то очень многое.


Мечтали когда-нибудь водить пожарную машину или ещё какой-нибудь спецтранспорт?

Почитать ещё