Автомобильные марки, которые действительно ушли из России

Ленточный руль, поворотное кресло и выдвижная косметичка: все особенности прототипа Mazda MX-81 Aria
Подборки

Михаил Медведев

Итальянские кузовные ателье виновны в сотнях, а то и в тысячах шедевров. И не только итальянских марок. Мы уже подзабыли, что Pininfarina тесно работала с Peugeot, Italdesign дружил с Volkswagen, а Ford — c Ghia. Футуристичная Mazda MX-81 — сегодняшний герой рубрики «Старые, но не бесполезные» — обязана своим рождением (а спустя 40 лет и перерождением) дружбе Мазды с карроцерией Bertone. А ещё — одной истории любви.

Партнёрство Mazda и Bertone началось с романа

В 1960 году 22-летний японский журналист и дизайнер Хидэюки Миякава во время кругосветного (!) путешествия на мотоцикле заехал на туринский автосалон. Там он встретился, во-первых, с молодым, но уже признанным мастером Джорджетто Джуджаро — в ту пору директором студии Bertone. Что важнее, японец познакомился с итальянкой Марией Луизой Бассано — переводчицей стенда Mazda. Через два года Хидэюки и Мария поженятся, а маэстро Джуджаро благодаря деятельному японцу наладит конструктивные контакты с руководством Mazda.

Mazda Luce 1000

Первым итало-японским проектом был седан Mazda Luce 1000, представленный осенью 1963-го. До главной совместной работы Mazda и Bertone — концепт-кара MX-81 Aria — оставалось ещё долгих 18 лет.

В основе концепт-кара — серийная модель

Многое об этом автомобиле говорит название. Буквы MX означают Mazda eXperimental — фирменное обозначение концептов из Хиросимы. Цифра 81 указывает на год дебюта. Новинку специально готовили для салона в Токио — фестиваля безумия и фантастики, где самое важное — ошарашить публику и подсветить перед конкурентами высокий технологический и дизайнерский уровень собственного бренда.

В основе MX-81 Aria — серийный хэтчбек Mazda 323 пятого поколения. Роли в проекте были чётко поделены: дизайном MX-81 Aria занималась Bertone, а технологии оставались на усмотрение Mazda. Впрочем, никаким особым хайтеком по инженерной части японцы не удивили, если не считать турбонаддува, прикрученного к стандартной 1,5-литровой «четвёрке». Мощность со скромных 75 сил подняли до 130, но главное в MX-81 — это дизайн.

Автор концепта сделал десятки других интересных моделей

Автор внешности MX-81 Aria хорошо известен — тогдашний директор Bertone Марк Дешам. Лишь бельгийский паспорт не позволил его имени стать всемирно известным: в мире дизайна второй половины XX века самый короткий путь к признанию открывался итальянцам.

Меж тем работы Дешама неизменно попадают в списки самых ярких творений Bertone. Ученик и наследник Марчелло Гандини нарисовал, например, Citroen Camargue, Lamborghini Athon и Chevrolet Corvette Nivola. Позже бельгиец, уже покинув итальянскую карроцерию, удивит мир внедорожным концептом Heuliez Intruder.

В облике MX-81 Aria явно чувствуется посвящение Volvo Tundra — прототипу, созданному рукой Гандини. Разве что к большой площади остекления, практически бесшовно переходящей в кузовные панели, Дешам добавил ещё больше аэродинамической выверенности.

1/5

Citroen Camargue

Mazda MX-81 Aria кажется обтекаемой не просто так: коэффициент лобового сопротивления 0,29 лишь подтверждает это. Отличная аэродинамика — это ещё и результат внимания к деталям: скрытые ручки дверей, подъёмные фары, дворники, спрятанные за верхней кромкой капота, компактные зеркала заднего вида и так далее.

Внутри прототип тоже был очень футуристичным

Но все чудеса экстерьера MX-81 Aria мгновенно забывались, стоило оказаться внутри. И если поворотное водительское кресло, облегчающее посадку и высадку, — лишь популярная в 1980-х фишка, то невероятный ленточный руль, окаймляющий приборную панель в форм-факторе цветного телевизора, сразу отправлял в нокдаун! Что сейчас, что сорок лет назад.

Смысл этого руля в том, что сама баранка не двигалась, а при «вращении» водитель лишь прокручивал натянутый по периметру обода ремень-ленту...

1/4

Рабочее место водителя MX-81 Aria напоминало игровую приставку времён компьютеров Atari — с настоящим экраном в центре руля и кучей кнопок вокруг, а перед пассажирским креслом располагалось что-то вроде маникюрного столика. Потому что просто перчаточным ящиком эту конструкцию назвать было нельзя. «Бардачок» Mazda MX-81 Aria придвигался вплотную к пассажиру, а его верхняя часть поднималась, открывая доступ к большому зеркалу с подсветкой. На чемпионате мира среди автомобилей, в которых удобнее всего поправлять макияж, MX-81 Aria точно взяла бы первый приз.

Дизайн Aria повлиял сразу на несколько серийных моделей

Как и большинство токийских концептов, MX-81 Aria даже не надеялась на серийный сиквел. Но, изрядно пошумев на главном автошоу в Японии, концептуальная Mazda не исчезла бесследно. Дизайнерские решения MX-81 повлияли на стиль сразу нескольких серийных моделей бренда. Конечно, речь не про ленточный руль, телевизор-приборную панель или чехлы сидений в ромбик. Взгляните на переднюю часть приспортивленной Mazda 323F (заводской индекс BG), и вы удивитесь проценту совпадений с MX-81 Aria. В буквальном смысле — одно лицо! 

Mazda 323 и MX-81

Правда, со временем об эффектном концепте начали медленно, но верно забывать, а его влияние на серийные модели сошло на нет.

После 40 лет забвения прототип родился заново

В начале 2020-го, в ходе торжеств по случаю столетнего юбилея Mazda, кто-то из итальянских журналистов, приглашённых на мероприятие, поинтересовался у руководства компании судьбой «того классного концепт-кара, снятого у миланского собора». Фотосет MX-81 Aria на фоне главной достопримечательности Милана в своё время часто мелькал на страницах автомобильных изданий. Как всегда вежливые и безотказные японцы пообещали разобраться в вопросе.

Оказалось, без малого 40 лет забытая MX-81 Aria простояла в одном из фирменных запасников в Хиросиме и пришла в не самый приглядный вид. Шедевр 1980-х извлекли на свет, отмыли, очистили, завели и отправили на полную реставрацию кузова и салона в Италию. Правда, не в Bertone — знаменитая карроцерия, увы, больше не существует, — а в туринскую реставрационную фирму SuperStile, специалисты которой и подарили яркому концепту вторую молодость.

1/8

Хотели бы, чтобы современные Мазды были похожи на MX-81?

Почитать ещё