Амфибия УАЗ «Ягуар»: интересные особенности самой удачной советской плавающей машины
Михаил Медведев
Перспективный автомобиль может обладать непревзойдёнными техническими характеристиками и удачным дизайном. Он пройдёт все мыслимые испытания и с лихвой оправдает самые смелые надежды создателей — и всё это для того, чтобы по стечению обстоятельств так и остаться опытным проектом. Перед вами краткая биография уникального внедорожника УАЗ «Ягуар», сегодняшнего героя рубрики «Старые, но не бесполезные».
Удивительная особенность личного дела «Ягуара», равно как и одна из причин незавидной судьбы, — время, потраченное на разработку. Только представьте: изначально требования к новому военному внедорожнику в Министерстве обороны СССР утвердили ещё в 1972 году!
Речь шла об амфибии, которая одинаково хорошо чувствует себя и на суше, и на воде. Она должна иметь скрытный низкий профиль и габариты, подходящие под трюм десантного самолёта. Внедорожнику вменялось работать в любых погодных условиях — в диапазоне от минус 40 градусов до плюс 50 по Цельсию, а также перевозить 6–7 человек или 600 килограммов груза. Особой строкой шла ремонтопригодность в полевых условиях — по сложности сборки/разборки «Ягуар» должен был играть в лиге автомата Калашникова.
Первыми, кстати, на требования военных откликнулись специалисты Волжского автозавода. Уже в 1976-м в Тольятти появились прототипы амфибии ВАЗ-2122 «Река», а годом позже Минобороны подключило к проекту УАЗ. Не то чтобы генералы сомневались в разработке ВАЗа — просто они хотели увидеть альтернативное мнение.
Но до ума своё детище в Ульяновске довели только к 1989 году. Выходит, сроки разработки амфибии действительно антирекордные.
Как и у проекта инженеров Тольятти, амфибия УАЗа получила говорящее имя. На фоне логичного, но простоватого названия «Река» ульяновская машина сразу же демонстрировала решительность и натиск. Конечно, УАЗ «Ягуар» не имел никакого отношения к британским спорткарам из Ковентри. Но такое имя советской амфибии дали не просто так: ягуар — единственный представитель семейства больших диких кошек, который умеет и любит плавать.
В любом случае «Ягуар» — это, конечно, не маркетинговое имя, а скорее кодовое название проекта. Официально военная амфибия проходила как УАЗ-3907. Цифровой индекс машина получила согласно единому отраслевому нормативу, о железной логике которого мы совсем недавно рассказывали.
Из всех хотелок военных — армейские заказчики редко бывают скромными в запросах — главными считались одинаково высокие характеристики передвижения как на суше, так и на воде. Но добиться подобного сложно: большинство амфибий либо хороши на суше, но плохо плавают, либо достойно держатся на воде, зато с трудом ковыляют по земле.
Создателям советского «Ягуара» удалось нащупать золотую середину. И это при том, что за основу по сути взята конструкция обычного УАЗ-469. Естественно, дело не ограничилось установкой водоизмещающего кузова. Пришлось удлинять лонжероны рамы, придумывать конструкцию герметичных распашных дверей, экспериментировать с установкой гребных винтов и рулей управления — от последних в итоге отказались совсем. Но самым сложным ребусом стала система охлаждения.
В амфибии нельзя применить классическую схему с радиатором, расположенным перед двигателем. При движении по воде доступ воздуха к нему ограничен и машина непременно перегреется. Пришлось переворачивать всё с ног на голову. Забор холодного воздуха шёл с задней части капота — в районе лобового стекла, а наружу он выходил через решётки в верхней передней части.
Такое случается не часто, но иногда всё же бывает — опытные «Ягуары» превзошли ожидания военных. Например, согласно техзаданию, машина должна была поддерживать плавучесть с одним человеком и 600 кг груза. Ульяновская «кошка» продолжала плыть даже с нагрузкой в 11 человек и 600 килограммов!
Ещё машина выдерживала штормовую двухбалльную качку. На тестовых испытаниях УАЗ-3907 вплавь преодолел расстояние от Ульяновска до Астрахани и обратно — не меньше трёх тысяч километров. Запас хода на воде составлял около 300 часов, а максимальная скорость равнялась пяти узлам, то есть примерно 9 км/ч.
Такое не было бы возможно без герметичного днища, специальных водоотсасывающих насосов, а главное — удачной конструкции гребных винтов. Расположенные близко друг к другу почти по центру днища «Ягуара», они как бы протягивали воду между передними колёсными арками и позволили обойтись без специальных рулей управления. Направление движения водитель менял как на автомобиле, простым поворотом руля. Радиус разворота на воде составлял приемлемые 19 метров.
Как и требовали военные, «Ягуар» оказался хорош и на суше. Те же винты, например, были расположены над задним мостом и совсем не портили геометрическую проходимость амфибии. Автомобиль получил стандартный двигатель от УАЗ-469, а также полноценную раздатку с понижающей передачей и трёхвальной коробкой отбора мощности. Наконец, «Ягуару» досталась модернизированная четырёхступенчатая «механика» с синхронизаторами на всех ступенях. Такая на обычных уазиках появится только через восемь лет.
Дизайн для военной амфибии дело десятое. Однако внешне «Ягуар» больше походил на обычный внедорожник, нежели на амфибию. С точки зрения военной конспирации — полезная особенность. Из интересных внешних элементов можно отметить уникальную конструкцию передних фар в герметичных отсеках, а также дверные ручки от обычных «Жигулей».
Компоновка салона УАЗ-3907 совсем не напоминает «козлика». Задние ряды сидений расположены вдоль бортов кузова, причём левая скамейка короче правой — одно пассажиро-место отъело запасное колесо. Всего «Ягуар» готов был взять на борт семерых, включая водителя.
Длинный цикл разработки модели сыграл с «Ягуаром» жестокую шутку. В конце 1970-х военные всячески поощряли широту размаха проекта. Для создания амфибии на УАЗе организовали новый отдел специальных автомобилей повышенной проходимости. Не считаясь со средствами, в Ульяновске внедряли в конструкцию плавающего внедорожника свежие технические решения и разрабатывали новые дорогостоящие компоненты. Когда же в конце 1980-х «Ягуар» был готов к выходу в люди, оказалось, что ему не слишком рады.
Да, УАЗ-3907 успешно прошёл все испытания и даже был принят на вооружение. Вот только средств на выпуск даже первой серийной партии в 500 «Ягуаров» у военных не нашлось. Минобороны готово было выкупить готовые машины, но не спонсировать организацию массового производства.
«Ягуар» попал в ловушку. Прогрессивная и удачная амфибия, аналогов которой на момент создания не существовало в мире, оказалась дорогой и ненужной. Тот факт, что ровно такая же судьба постигла вазовскую амфибию «Река», вряд ли можно считать утешением для инженеров и конструкторов из Ульяновска.