Ошибки в постановлении, из-за которых можно отменить штраф

«Крёстные отцы» гиперкаров: кто на самом деле делает гиперкары для автобрендов
Разбор

Борис Закиров

Канадская компания Multimatic — наверное, самая тёмная из всех тёмных лошадок автомобильной индустрии. И несмотря на то, что именно эта фирма была ответственна за множество современных (и очень желанных) суперкаров, вы, скорее всего, ни о каком Мультиматике ничего не слышали. Однако на счету канадцев разработка и производство последнего (и очень успешного) Ford GT, изобретение самых крутых амортизаторов в мире, создание машины Джеймса Бонда и множество других ярких проектов, о которых бренды трубили из всех пресс-релизов. Мы изучили историю загадочных канадцев и достали оттуда самые интересные факты.

От маленькой мастерской до транснациональной корпорации

Началось всё в 1957 году с австрийских иммигрантов Франка Стронаха и Тони Цапка. Они открыли в Торонто небольшую мастерскую и производство штампов под названием Multimatic. О том, как шли дела в первые два года, почти ничего неизвестно, но кажется, всё было неплохо. Ведь уже в 1959-м фирма получила первый крупный контракт от большого производителя.

Первый цех Multimatic выглядел так. Фото: magna.com

У будущей кузницы суперкаров заказали металлические кронштейны солнцезащитных козырьков для местного отделения GM. Незамысловатая деталь обеспечила Стронаху и Цапке не только успех, но и доступ к миру крупных игроков рынка автокомплектующих. И уже в 1962 году фирма открыла второй завод, а также переименовалась в Magna International. Что-то знакомое? Да-да, это та самая Магна, которая в 2009-м вместе со Сбербанком хотела выкупить у General Motors марку Opel. Но это совсем другая история.

Первый головной офис Magna International. Фото: magna.com

В 1965 году США и Канада отменили акцизы на автомобили и запчасти, поэтому торговать комплектующими стало ещё проще, а список клиентов начал расширяться — за водоотводными молдингами пришла компания Ford. В 1969 году Magna решила упростить логистику и открыла первый завод в США. К тому моменту годовой объём продаж уже перевалил за миллион долларов.

Ближе к 1980-м канадцы вышли на рынок автомобильного пластика: их бамперы стали устанавливать на модели Chrysler на платформе K-car. Так Magna получила в свой портфель всю «Большую тройку». Компании к тому моменту было всего 30 лет.

Таких передних бамперов в Magna International выпустили десятки тысяч. Фото: gomotors.net

А история того-самого-Multimatic началась в 1984 году, когда сын Тони, Питер Цапка, открыл собственную компанию, но под вывеской старой мастерской отца и его партнёра. Дело в том, что отношения семьи Цапка и Франка Стронаха не всегда оставались гладкими, поэтому Питер хотел создать собственную компанию, которая была бы сугубо семейным бизнесом, но в тесной кооперации с Магной. Тони Цапка всегда настаивал на том, чтобы Питер и новый Multimatic всем необходимым для ведения бизнеса обеспечивала именно Магна, которая была одним из акционеров компании до 1991 года.

Деятельность новой фирмы поначалу мало чем отличалась от гигантской корпорации: инжиниринг и выпуск разного рода комплектующих. Так и при чём здесь суперкары и ревущие моторы? Просто в её истории появился ещё один человек.

Ларри Холт и дружба с Ford

В 1986 году Multimatic участвовала в конкурсе на разработку и производство домкрата для Chrysler. Получалось плохо: прототипы ломались один за другим. Контракт был для компании очень важным, поэтому Питер Цапка обратился за помощью к инженеру компании Magna Ларри Холту.

Тот создал компьютерную модель домкрата, просчитал слабые точки прототипа и помог выпустить рабочий вариант. Цапка был настолько впечатлен, что сразу же предложил Холту возглавить новое подразделение Multimatic Engineering. Правда, он не знал, что Ларри был заядлым гонщиком. Да и вряд ли у кого-то на собеседовании спрашивают об отношении к автоспорту. Кого вообще волнуют чьи-то увлечения?!

Ларри Холт. Фото: universetestdrive.com

Однако масштабы любви Ларри к гонкам не знали границ. Лохматый британец вырос глядя, как его отец наматывал круги по треку на гоночных мотоциклах BSA. Семья Холтов переехала в Канаду, когда Ларри было 9 лет, и старший Холт устроился управляющим дилерским центром Ferrari в Торонто.

Сам Ларри уже в 14 лет попробовал свои силы в качестве механика, работая со спортивным прототипом Lola T212. То есть уже подростком к автоспорту Холт пристрастился окончательно, а инженерные навыки отточил в политехническом университете. И после получения диплома устроился в Магну.

Lola T212. Фото: autocart.biz

И вот в конце 1980-х Multimatic выполняла очередной заказ для Ford: алюминиевые двери для Ford Taurus. И в процессе Ларри Холт познакомился с гоночным инженером Ford Нилом Ресслером. Понятно, что встреча настолько увлечённых гонками людей не могла закончиться простым разговором за чашкой кофе.

Ларри и Нил решили попробовать силы в канадском кузовном чемпионате Firestone Firehawk. И уже в 1992 году на стартовую решётку выкатился серебристый Ford Taurus SHO с логотипом Multimatic на капоте. Это, конечно, не Формула-1, но уговорить производителя бамперов и кронштейнов зайти в гонки мог бы только очень важный и полезный для компании человек.

Результат с ходу получился очень впечатляющим: 6 первых и 3 вторых места, победа пилота Скотта Максвелла в личном зачёте и серебро в зачёте производителей. Быстрее были только Porsche! А 1993 год оказался ещё успешнее — победа в чемпионате и в личном зачёте.

Естественно, в Ford оценили, что канадцы сделали с не самым выдающимся Таурусом, и доверили им разработку куда более важного проекта — гоночного Мустанга. Та машина тоже имела феноменальный (пусть и немного локальный) успех: она начала громить на треке Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird, а к 1995 году Ford накопил больше поул-позиций и рекордов круга, чем любая другая команда Canadian National Enduroseries. Это был успех!

1/2

Первый гоночный Mustang от Multimatic…

С тех пор именно силами Multimatic делаются все трековые версии Mustang каждого поколения, начиная с четвёртого. А Ларри Холт стал не только отличным разработчиком домкратов, но и уважаемым человеком в гонках.

Главное изобретение Multimatic

Работой с Ford гоночная программа Multimatic в итоге не ограничивалась. Канадцы принесли победу болиду Lola B2K/40 в «24 часах Ле-Мана», помогли Panoz попасть на «тумбу» в Себринге и оттачивали умения в сотрудничестве с Porsche. Параллельно компания продолжала зарабатывать, штампуя детали для Ford F-150, Honda Civic, Volkswagen Jetta и других массовых моделей. При этом широкой известности у Multimatic всё ещё не было.

Всё изменилось, когда фирма запатентовала Multimatic DSSV — амортизаторы с золотниковым клапаном. Такое решение позволяет тоньше настраивать усилие сжатия и отбоя, но делать это в очень широком диапазоне, а также не жертвовать при этом величиной хода подвески. Применяться такие стойки могут на любых автомобилях: от трековых суперкаров до спортивных пикапов для самого жёсткого и техничного бездорожья.

Изображение: multimatic.com

Обкатывать революционную технологию стали ещё в начале 2000-х. Болиды Newman/Haas Racing с амортизаторами DSSV победили в чемпионате CART 2002 года, после чего Multimatic сделалась официальным поставщиком сразу пяти крупных гоночных серий. Помните, как с 2010 по 2013 год команда Red Bull Racing и Себастьян Феттель доминировали в Формуле-1? На болидах «быков» стояли именно амортизаторы DSSV. А к 2016 году золотниковые клапаны Multimatic пробрались уже в половину гоночных прототипов «24 часов Ле-Мана».

Вскоре автопроизводители пожелали видеть канадские амортизаторы и на серийных машинах. Так Multimatic DSSV появились сначала на Aston Martin One-77, а потом и на десятках других быстрых автомобилей, включая Mercedes-AMG GT, Chevrolet Camaro ZL1 LE, Lotus Evija и новейший Ferrari Purosangue.

... А потом начались гиперкары

Скромно оставаясь в тени именитых брендов, Multimatic умудрилась построить огромную сеть предприятий по всему миру. Сегодня фирма предлагает услуги по разработке автомобилей и их компонентов, мелкосерийному производству спорткаров, созданию электроники, подготовке концепт-каров и так далее. У Multimatic даже есть собственный аэродинамический тоннель! Нет, не труба. А именно тоннель.

И долгие годы компания работала в условиях максимальной незаметности. В одном из заявлений фирмы так и сказано: «Обычно мы участвуем в проектах клиентов задолго до того, как они анонсируются, и конфиденциальность является обязательным условием. Поэтому некоторые проекты Multimatic могут навсегда остаться тайной». Не исключено, что каждый крупный автоконцерн хотя бы единожды приходил к Multimatic, пребывая в уверенности, что об этом никто и никогда не узнает.

Однако кое-что всё-таки просачивалось наружу, хотя не исключено, что эти «сливы» были программируемыми. Так, в середине 2010-х журналистам стало известно, что Multimatic занялась разработкой и производством нового Ford GT. Причём речь шла не только о дорожной версии, но и о клиентском Ford GT Mk II для трек-дней. Также фирма создала гоночный Ford GT класса LMGTE Pro для гонок в Ле-Мане, и в 2016 году сразу две таких машины заехали на подиум марафона. Кажется, именно тогда о Multimatic узнали не только как о производителе компонентов.

Ещё одна славная страница в истории Multimatic посвящена работе с Aston Martin. Самые известные проекты — карбоновое шасси эксклюзивного Aston Martin One-77 и монокок Aston Martin Valkyrie. Канадцы также помогали разрабатывать лимитированные модели Vanquish Zagato, Lagonda Taraf, Vulcan, концепт CC100, DB10, безумный Valkyrie AMR Pro и так далее. Но и это ещё не всё!

Multimatic создала и построила Ford Bronco DR для гонок по пустыням. А ещё шасси гиперкара Porsche 963 для гонок LMDh. Амортизаторы Multimatic DSSV стояли на болидах гоночных серий IndyCar и Формулы-1, а также на Porsche 919 Hybrid Evo, который установил абсолютный рекорд Нюрбургринга. А совсем недавно Multimatic построила... совместное с Mercedes-Benz предприятие для производства Mercedes-AMG One с двигателем Формулы-1, который установил рекорд круга среди серийных автомобилей!

Канадцы светились и в таких малоизвестных проектах, как de Macross Epique GT1 и Bright Automotive IDEA. Работала компания и с культовым ателье RUF: фирма отвечала за элементы силовой конструкции и подвески модели CTR3. Мощный послужной список, да?

1/6

Porsche 963 Prototype. Фото: autowp.ru

И, кажется, на текущих достижениях в Multimatic останавливаться не собираются — компания регулярно хантит ценные кадры! Один из них — бывший топ-менеджер Ford Радж Наир, который участвовал в разработке предыдущего поколения Ford F-150 и руководил проектом Ford GT. В канадскую компанию ушёл и экс-вице-президент Ford Джим Холланд, отдавший 35 лет жизни Дирборну, и Паскаль Цурлинден, который раньше руководил отделом автоспорта в Порше. 

Были у Multimatic и неудачи

Конечно, Мультиматик не превращает автоматически в золото всё, за что берётся. Одна из самых громких и неприятных историй началась в 2013 году, когда британские фирмы Ecotive и Frazer-Nash Research представили прототип нового лондонского такси Ecotive Metrocab. Компания Multimatic должна была заняться производством модели на своём заводе в Ковентри.

По сути, Ecotive Metrocab — это электрический хэтчбек с бензиновым двигателем, необходимым для увеличения запаса хода. Своей внешностью такси напрямую отсылало к классическим чёрным кэбам, что в итоге и стало большой проблемой.

Дело в том, что главным конкурентом Metrocab был гибридный LEVC TX — потомок классического кэба TX4. Несмотря на британское название (LEVC расшифровывается как London EV Company), корни кэба уходят к Geely, так как в 2013 году право на производство TX4 перешло к китайцам.

Конфликт начался из-за дизайна TX4. Китайцы усмотрели в Ecotive Metrocab опасного конкурента и подали на Metrocab в суд за нарушение товарного знака — да, бывает и так! Британская компания защитила свою честь и выиграла, доказав, что внешних сходств между двумя машинами не так уж и много.

На судебный процесс Metrocab потратила три драгоценных года и невероятное количество денег. Британцы залезли в долги и не смогли довести автомобиль до серийного производства. Multimatic оставалось только бессильно наблюдать, как перспективный контракт утекает из их рук.

Наконец, в ноябре 2021 года Ecotive Ltd. заявила о добровольной ликвидации. К этому моменту LEVC TX уже четыре года как производился серийно, а тираж к маю 2022-го достиг 7000 автомобилей. Война была выиграна, но Multimatic всё равно осталась не у дел.

Вместо послесловия

Ford Bronco DR. Фото: motorauthority.com

Несмотря на редкие неудачи, сегодня Multimatic в самом расцвете сил. Компания развивает партнёрство с Mercedes-Benz и готовит к производству новое поколение гоночных Ford Mustang, а Ассоциация автоспорта признала Multimatic «Компанией года-2022».

Недавно канадцы открыли отдельное подразделение, которое посвящено разработке и производству штучных суперкаров. Достаточно иметь несколько миллиардов долларов на счету, и в Multimatic всё сделают «под ключ». Учитывая трепетное отношение канадцев к коммерческой тайне, вряд ли мы узнаем о каждой из этих машин. Но в том, что они будут впечатляющими, сомневаться не приходится.


Фото на обложке: autowp.ru


Знали раньше про Multimatic?

Почитать ещё