От 2108 до Turbo: объявления недели на Авто.ру

Самые громкие топливные кризисы XXI века
Подборки

Алексей Олефиренко

Казалось бы, в нашем веке трудно представить ситуацию, когда вы заезжаете на заправку, а там нет никакого топлива. Нонсенс! Однако за последние годы такие случаи происходили неоднократно и в разных частях планеты. Вспоминаем самые громкие и значимые истории.

Мексика
1/3

В середине января 2019 года в семи центральных штатах Мексики ощущался дефицит бензина и дизеля. Причиной нестандартной для нефте­добывающей страны ситуации стали контра­бандисты: преступники делали врезки в центральный бензо­провод страны и тоннами воровали топливо. Иногда из-за подобных хищений на топливо­проводе происходили взрывы, приводившие к гибели людей.

Чтобы предотвратить хищение и бессмысленные смерти, президент Мексики Андреас Мануэль Лопес Обрадор распорядился какое-то время доставлять топливо до АЗС исключительно с помощью бензовозов, без использования промежуточных «хабов». А топливную магистраль приказал усилить охраной на стратеги­чески важных участках. Собственно говоря, осложнив­шаяся на несколько недель логистика и привела к перебоям.


Зимбабве
1/4

Примерно в то же время в Зимбабве начались массовые протесты. Причиной недоволь­ства людей стала гипер­инфляция, а также привязка стоимости топлива к доллару. В результате за сутки цена на бензин подскочила на 140 процентов. Учитывая, что гиперинфляция никак не контроли­ровалась, нефтяные компании предпочитали не отпускать топливо, чтобы на следующий день не остаться в минусе. Так в Зимбабве начались митинги и протесты, приведшие к гибели 12 человек.

И на этом история не закончилась. Уже в марте 2020 года заправки Зимбабве снова оказались без топлива, но доллар уже был ни при чём. Просто местные ритейлеры сговорились создать искус­ственный ажиотаж на бензин, чтобы повысить его стоимость. Так цены на бензин вновь выросли вдвое. К счастью, в дело вмешался местный регулятор по противо­действию коррупции и махинациям, поэтому удалось обойтись без массовых протестов.


Венесуэла, Куба и Гаити
1/5

После президентских выборов, прошедших в Венесуэле в 2018 году, политический и экономиче­ский кризис в стране усилился. В результате санкций, наложенных Соединёнными Штатами, нефте­добывающая страна не могла не только производить бензин (венесуэль­ская нефть слишком «тяжёлая», чтобы вырабатывать бензин непосред­ственно из неё), но и экспортировать нефть.

От тупиков в политических процессах пострадала не одна Венесуэла (бензин и дизельное топливо начали отпускать нормиро­ванно), но и страны, в которые Венесуэла экспорти­ровала топливо. Это были, в частности, Куба и Гаити. Многие водители на Кубе осенью 2019‑го вспомнили про преимущества гужевого транспорта, а на заправках в Гаити начали выстраиваться много­тысячные очереди — в надежде урвать хоть немного горючего для техники.


Россия
1/5

Когда случился роковой 2020 год, многие государ­ства забили тревогу и стали жаловаться, что в скором времени их заправки окажутся без топлива. В списке были государ­ства Евросоюза, Австралия… Но ничего на самом деле страшного так и не произошло, хотя на многих АЗС цены успели вырасти.

Из ярких моментов топливного дефицита можно вспомнить разве что локальный «топливный кризис» в Хабаровске, возникший из-за остановки местного нефте­пере­рабаты­вающего завода на модерни­зацию. Тогда на заправках города стали образовы­ваться длиннющие очереди, выгодные места в которых спекулянты продавали за несколько тысяч рублей. Цены на «чёрном рынке» тоже взлетели в несколько раз. К счастью, коллапс продлился всего несколько дней, после чего жизнь в Хабаровске вернулась в прежнее русло.


США
1/3

Но даже в 2021 году нет гарантий, что перебои с поставками топлива прекратятся. Первый «звоночек» раздался весной в США, когда компьютеры одного из крупнейших трубопроводных операторов Colonial Pipeline были атакованы группой хакеров. После чего проток горючего оказался заблокирован, а в юго-восточных штатах на заправках возник ажиотаж.

Чтобы разрешить ситуацию, Colonial Pipeline пришлось выплатить хакерам 5 миллионов долларов в криптовалюте. А пока ситуация с топливом не наладилась, американцы запасались бензином кто как мог: были случаи, когда топливо заливали прямо в поли­этиленовые пакеты и пластиковые вёдра.

Тогда же, весной 2021 года, почти во всём мире выросли цены на топливо — виной стала блокировка Суэцкого канала контейнеро­возом Ever Given. Судно простояло без движения почти неделю и не давало пройти другим кораблям.


Великобритания
1/3

Осенью тревожные новости пришли из Великобритании. Из-за дефицита водителей, многие из которых после брекзита вернулись на континент, стране не хватает дальнобойщиков, которые доставляли бы топливо до АЗС в нужных объёмах. Поэтому британцы начали запасаться бензином впрок, что и спровоцировало неожиданный топливный кризис.

Для урегулирования ситуации были подключены армия и её водители, однако проблему всё ещё нельзя назвать разрешённой. Более того — эксперты прогнозируют, что уже зимой Великобритания может столкнуться с ещё более тяжёлым дефицитом горючего.


Сталкивались когда-нибудь с топливным дефицитом?

Почитать ещё