Алексей Олефиренко
Казалось бы, в нашем веке трудно представить ситуацию, когда вы заезжаете на заправку, а там нет никакого топлива. Нонсенс! Однако за последние годы такие случаи происходили неоднократно и в разных частях планеты. Вспоминаем самые громкие и значимые истории.
В середине января 2019 года в семи центральных штатах Мексики ощущался дефицит бензина и дизеля. Причиной нестандартной для нефтедобывающей страны ситуации стали контрабандисты: преступники делали врезки в центральный бензопровод страны и тоннами воровали топливо. Иногда из-за подобных хищений на топливопроводе происходили взрывы, приводившие к гибели людей.
Чтобы предотвратить хищение и бессмысленные смерти, президент Мексики Андреас Мануэль Лопес Обрадор распорядился какое-то время доставлять топливо до АЗС исключительно с помощью бензовозов, без использования промежуточных «хабов». А топливную магистраль приказал усилить охраной на стратегически важных участках. Собственно говоря, осложнившаяся на несколько недель логистика и привела к перебоям.
Примерно в то же время в Зимбабве начались массовые протесты. Причиной недовольства людей стала гиперинфляция, а также привязка стоимости топлива к доллару. В результате за сутки цена на бензин подскочила на 140 процентов. Учитывая, что гиперинфляция никак не контролировалась, нефтяные компании предпочитали не отпускать топливо, чтобы на следующий день не остаться в минусе. Так в Зимбабве начались митинги и протесты, приведшие к гибели 12 человек.
И на этом история не закончилась. Уже в марте 2020 года заправки Зимбабве снова оказались без топлива, но доллар уже был ни при чём. Просто местные ритейлеры сговорились создать искусственный ажиотаж на бензин, чтобы повысить его стоимость. Так цены на бензин вновь выросли вдвое. К счастью, в дело вмешался местный регулятор по противодействию коррупции и махинациям, поэтому удалось обойтись без массовых протестов.
После президентских выборов, прошедших в Венесуэле в 2018 году, политический и экономический кризис в стране усилился. В результате санкций, наложенных Соединёнными Штатами, нефтедобывающая страна не могла не только производить бензин (венесуэльская нефть слишком «тяжёлая», чтобы вырабатывать бензин непосредственно из неё), но и экспортировать нефть.
От тупиков в политических процессах пострадала не одна Венесуэла (бензин и дизельное топливо начали отпускать нормированно), но и страны, в которые Венесуэла экспортировала топливо. Это были, в частности, Куба и Гаити. Многие водители на Кубе осенью 2019‑го вспомнили про преимущества гужевого транспорта, а на заправках в Гаити начали выстраиваться многотысячные очереди — в надежде урвать хоть немного горючего для техники.
Когда случился роковой 2020 год, многие государства забили тревогу и стали жаловаться, что в скором времени их заправки окажутся без топлива. В списке были государства Евросоюза, Австралия… Но ничего на самом деле страшного так и не произошло, хотя на многих АЗС цены успели вырасти.
Из ярких моментов топливного дефицита можно вспомнить разве что локальный «топливный кризис» в Хабаровске, возникший из-за остановки местного нефтеперерабатывающего завода на модернизацию. Тогда на заправках города стали образовываться длиннющие очереди, выгодные места в которых спекулянты продавали за несколько тысяч рублей. Цены на «чёрном рынке» тоже взлетели в несколько раз. К счастью, коллапс продлился всего несколько дней, после чего жизнь в Хабаровске вернулась в прежнее русло.
Но даже в 2021 году нет гарантий, что перебои с поставками топлива прекратятся. Первый «звоночек» раздался весной в США, когда компьютеры одного из крупнейших трубопроводных операторов Colonial Pipeline были атакованы группой хакеров. После чего проток горючего оказался заблокирован, а в юго-восточных штатах на заправках возник ажиотаж.
Чтобы разрешить ситуацию, Colonial Pipeline пришлось выплатить хакерам 5 миллионов долларов в криптовалюте. А пока ситуация с топливом не наладилась, американцы запасались бензином кто как мог: были случаи, когда топливо заливали прямо в полиэтиленовые пакеты и пластиковые вёдра.
Тогда же, весной 2021 года, почти во всём мире выросли цены на топливо — виной стала блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given. Судно простояло без движения почти неделю и не давало пройти другим кораблям.
Осенью тревожные новости пришли из Великобритании. Из-за дефицита водителей, многие из которых после брекзита вернулись на континент, стране не хватает дальнобойщиков, которые доставляли бы топливо до АЗС в нужных объёмах. Поэтому британцы начали запасаться бензином впрок, что и спровоцировало неожиданный топливный кризис.
Для урегулирования ситуации были подключены армия и её водители, однако проблему всё ещё нельзя назвать разрешённой. Более того — эксперты прогнозируют, что уже зимой Великобритания может столкнуться с ещё более тяжёлым дефицитом горючего.