Дмитрий Савостьянчик
Аналитики Авто.ру составили по три прогноза продаж новых и подержанных легковых автомобилей на 2021 год: реалистичный, позитивный и негативный. Рассказываем, от чего будет зависеть спрос на машины в России и что об этом думают эксперты.
Для построения прогноза использованы базовые экономические факторы: курсы иностранных валют, цена нефти, ключевая ставка по кредитам, ВВП на душу населения, демография.

Что ждёт рынок новых автомобилей
Реалистичный прогноз аналитиков Авто.ру — это рост продаж по итогам первого полугодия, но спад спроса по итогам полного года примерно на 5 процентов и результат в 1,4 миллиона новых автомобилей.
В первой половине 2021 года позитивное влияние окажет отложенный спрос, сохранившийся ещё с прошлого года. В третьем квартале 2020 года дилеры отмечали высокую покупательскую активность, которая привела к дефициту наиболее востребованных автомобилей. Весной 2021 года складские запасы должны полностью восстановиться, и россияне, не нашедшие нужный автомобиль в прошлом году, смогут закрыть свои потребности в первой половине наступившего года.
Негативный сценарий с падением продаж до 1,25 миллиона машин по итогам года вероятен в том случае, если экономическая ситуация в России будет ухудшаться, а рубль продолжит движение вниз. Тогда 2021 год может закончиться спадом продаж более чем на 10%.
Среди негативных факторов, способных повлиять на российский рынок, — грядущее повышение ставки утилизационного сбора, которое приведёт к новому росту цен на автомобили, особенно на импортируемые модели и модели с низким уровнем локализации. Дешевеющий по отношению к иностранным валютам рубль заставит производителей повышать цены, и видимых причин для укрепления национальной валюты пока нет: цена за баррель нефти превысила отметку 70 долларов, но рубль при этом не укрепился. Повлиять на валютные колебания могут и новые санкции в адрес России.
Помимо пересмотра прайс-листов, ослабевающий рубль отразится на общем благосостоянии населения, чьи реальные доходы продолжают таять. В итоге россияне отказываются от покупки или обновления автомобилей — на это указывает рост среднего срока эксплуатации личного транспорта.
Ещё один фактор, способный повлиять и на мировой, и на российский авторынок, — новая вспышка заболеваемости COVID-19 и усиление связанных с этим ограничений. Среди них может быть уменьшение количества одновременно работающих сотрудников автозаводов и снижение объёмов выпуска автомобилей, машинокомплектов, компонентов и запчастей. Российский авторынок всё ещё зависим от иностранных автопроизводств: многие компоненты для выпускаемых на территории России автомобилей импортируются из других стран.
Возможные ограничения в работе дилерских центров также станут причиной падения продаж, даже несмотря на то, что многие автосалоны уже интегрировали онлайн-сервисы для взаимодействия с клиентами.
Но существует и оптимистичный сценарий — с ростом продаж до 1,6 миллиона автомобилей. Помочь российскому рынку должны меры господдержки — на них в этом году выделено больше 15 миллиардов рублей. А именно: в 2020 году был увеличен порог максимальной стоимости автомобиля, который можно приобрести с помощью программ льготного кредитования (до 1,5 миллиона рублей). Это несколько расширило ассортимент моделей. Однако на фоне роста цен этот порог в скором времени может вновь ограничить выбор моделей. Кроме того, из-за высоких требований по локализации автомобилей не все модели дешевле 1,5 миллиона рублей попадают под действие госпрограмм.
Наконец, положительное влияние на спрос может оказать доступ к «дешёвым» кредитам. Это произойдёт в случае, если Центробанк сохранит ключевую ставку (4,25% на момент публикации) или даже снизит её до 4%. Что вполне вероятно, если в отношении России не введут более жёстких экономических санкций.
Что ждёт рынок автомобилей с пробегом

Для вторичного рынка тоже спрогнозированы три вероятных сценария. При этом реалистичный и оптимистичные сценарии довольно близки: в пределах 2 процентов от результата 2020 года.
И всё же в 2021 году можно ожидать сокращения спроса после прошлогодних рекордов. Ажиотажный спрос серьёзно сократил количество предложений автомобилей с пробегом, и нужно время, чтобы оно восстановилось.
Поводом для увеличения предложений на вторичке и роста продаж может стать реализация отложенного спроса на новые автомобили. Главными вопросами в таком случае будут соотношение «цена-качество» этих автомобилей и «скорость» покупки новых машин: чем доступнее будут новые, тем быстрее в продаже появятся машины с пробегом.
Не исключено, что уход некоторых моделей с рынка приведёт к снижению (или хотя бы не повышению) цен на эти автомобили на вторичке, что усилит их привлекательность для потенциальных покупателей.
Вслед за ростом цен на новые автомобили вверх «поползут» и цены на вторичном рынке. И чем сильнее поднимутся цены, тем ниже упадёт спрос на автомобили. Удлинение среднего срока эксплуатации, в свою очередь, создаст дефицит ликвидных моделей в продаже, а «хорошие» машины, скорее всего, будут продаваться по «верху рынка». Менять автомобиль, даже на подержанный, попросту дорого.
Наконец, ещё один важный фактор, способный повлиять на рынок подержанных машин: продажи новых автомобилей в 2016 году оказались минимальными за последние 10 лет (1,2 миллиона штук), а значит, на рынке может сложиться дефицит моделей с пробегом 4–5-летнего возраста.
Павел Алёшин, генеральный директор «Яндекс.Вертикали»:
«Предстоящий год, скорее всего, окажется для российского авторынка более предсказуемым: дилеры смогут строить краткосрочные прогнозы с учётом сезонного спроса и других факторов, складские запасы автомобилей восстановятся, ажиотажный спрос на машины закончится. Сегодня покупательская активность во многом зависит от внешних факторов, которые влияют на цену как новых, так и подержанных автомобилей. Среди них, например, волатильность рубля, ограничения на автопроизводствах, кредитные ставки. По итогам года мы ожидаем умеренного снижения продаж автомобилей и смещения предпочтений потребителя в сторону вторичного рынка».
Что говорят эксперты
Большинство специалистов, опрошенных Авто.ру, считают, что 2021 год завершится для российского авторынка на уровне 2020 года или с изменениями в пределах 5% в плюс или в минус. Некоторые собеседники оказались настроены ещё позитивнее: они ожидают прироста продаж до 1,7 миллиона единиц (плюс 13% к 2020 году) на рынке новых автомобилей, а на вторичке — до 6,6 миллиона штук (плюс 20%).
Алексей Ткачев, начальник отдела продаж автомобилей с пробегом, «Автодом», Санкт-Петербург:
«Как минимум в первые полгода авторынок получит отложенный спрос. Мы с коллегами ожидаем, что по итогу 12 месяцев рынок выйдет на уровень 2018 года, но спрос сместится в сторону автомобилей с пробегом».
Денис Ким, директор по маркетингу, «РОЛЬФ»:
«Массовая вакцинация населения от коронавируса могла бы стать неплохим фактором для роста экономики, что в итоге привело бы к улучшению благосостояния населения и повышению интереса к покупке автомобилей».
Кирилл Шумаков, директор по продажам автомобилей с пробегом, «Автопродикс Инфинити»:
«Рост не ждём: если получится сохранить уровень продаж 2020 года — будет хорошо. При общем подъёме экономики и увеличении производства новых автомобилей возможен рост продаж и автомобилей с пробегом».
Скорость восстановления рынка, по мнению экспертов, во многом будет зависеть от скорости пополнения складов новыми автомобилями. Вслед за продажами новых машин «подтянется и вторичка». Дилеры считают, что господдержка, а также поддержка со стороны дистрибьюторов, например, в виде хороших предложений по trade-in или финансовых программ, сможет удержать спрос на высоком уровне на протяжении всего 2021 года.