Как продавались новые автомобили в январе: инфографика

Что ждёт российский авторынок в 2021 году: прогноз Авто.ру
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Аналитики Авто.ру составили по три прогноза продаж новых и подер­жанных легковых автомобилей на 2021 год: реалистичный, позитивный и негативный. Рассказы­ваем, от чего будет зависеть спрос на машины в России и что об этом думают эксперты.

Для построения прогноза использованы базовые экономи­ческие факторы: курсы иностранных валют, цена нефти, ключевая ставка по кредитам, ВВП на душу населения, демография.

Что ждёт рынок новых автомобилей

Реалистичный прогноз аналитиков Авто.ру — это рост продаж по итогам первого полугодия, но спад спроса по итогам полного года примерно на 5 процентов и результат в 1,4 миллиона новых автомобилей.

В первой половине 2021 года позитивное влияние окажет отложенный спрос, сохранив­шийся ещё с прошлого года. В третьем квартале 2020 года дилеры отмечали высокую покупатель­скую активность, которая привела к дефициту наиболее востребо­ванных автомо­билей. Весной 2021 года складские запасы должны полностью восстано­виться, и россияне, не нашедшие нужный автомобиль в прошлом году, смогут закрыть свои потреб­ности в первой половине наступившего года.

Негативный сценарий с падением продаж до 1,25 миллиона машин по итогам года вероятен в том случае, если экономическая ситуация в России будет ухуд­шаться, а рубль продолжит движение вниз. Тогда 2021 год может закончиться спадом продаж более чем на 10%.

Среди негативных факторов, способных повлиять на российский рынок, — грядущее повышение ставки утилизаци­онного сбора, которое приведёт к новому росту цен на автомобили, особенно на импортиру­емые модели и модели с низким уровнем локализации. Дешеве­ющий по отношению к иностранным валютам рубль заставит произво­дителей повышать цены, и видимых причин для укреп­ления наци­ональной валюты пока нет: цена за баррель нефти превысила отметку 70 долларов, но рубль при этом не укрепился. Повлиять на валютные колебания могут и новые санкции в адрес России.

Помимо пересмотра прайс-листов, ослабевающий рубль отразится на общем благосостоянии населения, чьи реаль­ные доходы продолжают таять. В итоге россияне отказы­ваются от покупки или обновления автомо­билей — на это указывает рост среднего срока эксплуатации личного транспорта.

Ещё один фактор, способный повлиять и на мировой, и на российский авторынок, — новая вспышка заболева­емости COVID-19 и усиление связанных с этим ограни­чений. Среди них может быть умень­шение количества одно­временно работающих сотрудников автозаводов и снижение объёмов выпуска автомобилей, машино­комплектов, компонентов и запчастей. Российский авторынок всё ещё зависим от иностранных автопроиз­водств: многие компоненты для выпускаемых на территории России автомобилей импорти­руются из других стран.

Возможные ограничения в работе дилерских центров также станут причиной падения продаж, даже несмотря на то, что многие автосалоны уже интегри­ровали онлайн-сервисы для взаимодействия с клиентами.

Но существует и оптимистичный сценарий — с ростом продаж до 1,6 миллиона автомо­билей. Помочь российскому рынку должны меры господдержки — на них в этом году выделено больше 15 милли­ардов рублей. А именно: в 2020 году был увеличен порог максимальной стоимости автомобиля, который можно приобрести с помощью программ льготного кредито­вания (до 1,5 миллиона рублей). Это несколько расширило ассортимент моделей. Однако на фоне роста цен этот порог в скором времени может вновь ограничить выбор моделей. Кроме того, из-за высоких требований по локализации автомобилей не все модели дешевле 1,5 миллиона рублей попадают под действие госпрограмм.

Наконец, положительное влияние на спрос может оказать доступ к «дешёвым» кредитам. Это произойдёт в случае, если Центробанк сохранит ключевую ставку (4,25% на момент публикации) или даже снизит её до 4%. Что вполне вероятно, если в отношении России не введут более жёстких экономических санкций.

Что ждёт рынок автомобилей с пробегом

Для вторичного рынка тоже спрогнозированы три вероятных сценария. При этом реалистичный и оптими­стичные сценарии довольно близки: в пределах 2 процентов от результата 2020 года.

И всё же в 2021 году можно ожидать сокращения спроса после прошлогодних рекордов. Ажиотажный спрос серьёзно сократил количество предложений автомобилей с пробегом, и нужно время, чтобы оно восстановилось. 

Поводом для увеличения предложений на вторичке и роста продаж может стать реализация отложенного спроса на новые автомобили. Главными вопросами в таком случае будут соотно­шение «цена-качество» этих авто­мобилей и «скорость» покупки новых машин: чем доступнее будут новые, тем быстрее в продаже появятся машины с пробегом.

Не исключено, что уход некоторых моделей с рынка приведёт к снижению (или хотя бы не повышению) цен на эти автомобили на вторичке, что усилит их привлекатель­ность для потенциальных покупателей.

Вслед за ростом цен на новые автомобили вверх «поползут» и цены на вторичном рынке. И чем сильнее поднимутся цены, тем ниже упадёт спрос на автомобили. Удлинение среднего срока эксплу­атации, в свою очередь, создаст дефицит ликвидных моделей в продаже, а «хорошие» машины, скорее всего, будут продаваться по «верху рынка». Менять автомобиль, даже на подер­жанный, попросту дорого.

Наконец, ещё один важный фактор, способный повлиять на рынок подер­жанных машин: продажи новых автомобилей в 2016 году оказались минимальными за последние 10 лет (1,2 миллиона штук), а значит, на рынке может сложиться дефицит моделей с пробегом 4–5-летнего возраста.

Павел Алёшин, генеральный директор «Яндекс.Вертикали»:

«Предстоящий год, скорее всего, окажется для российского авторынка более пред­сказуемым: дилеры смогут строить кратко­срочные прогнозы с учётом сезонного спроса и других факторов, складские запасы автомо­билей восста­новятся, ажиотажный спрос на машины закончится. Сегодня покупатель­ская активность во многом зависит от внешних факторов, которые влияют на цену как новых, так и подер­жанных автомобилей. Среди них, например, волатиль­ность рубля, ограничения на автопроиз­водствах, кредитные ставки. По итогам года мы ожидаем умеренного снижения продаж авто­мобилей и смещения предпочтений потреби­теля в сторону вторичного рынка».

Что говорят эксперты

Большинство специалистов, опрошенных Авто.ру, считают, что 2021 год завер­шится для российского авторынка на уровне 2020 года или с измене­ниями в пределах 5% в плюс или в минус. Некоторые собеседники оказались настроены ещё позитивнее: они ожидают прироста продаж до 1,7 миллиона единиц (плюс 13% к 2020 году) на рынке новых авто­мобилей, а на вторичке — до 6,6 миллиона штук (плюс 20%).

Алексей Ткачев, начальник отдела продаж автомобилей с пробегом, «Автодом», Санкт-Петербург:

«Как минимум в первые полгода авторынок получит отложенный спрос. Мы с коллегами ожидаем, что по итогу 12 месяцев рынок выйдет на уровень 2018 года, но спрос сместится в сторону автомобилей с пробегом».

Денис Ким, директор по маркетингу, «РОЛЬФ»:

«Массовая вакцинация населения от коронавируса могла бы стать неплохим фактором для роста экономики, что в итоге привело бы к улучшению благосостояния населения и повышению интереса к покупке автомобилей».

Кирилл Шумаков, директор по продажам автомобилей с пробегом, «Автопродикс Инфинити»:

«Рост не ждём: если получится сохранить уровень продаж 2020 года — будет хорошо. При общем подъёме экономики и увеличении производства новых автомобилей возможен рост продаж и автомобилей с пробегом».

Скорость восстановления рынка, по мнению экспертов, во многом будет зависеть от скорости пополнения складов новыми автомобилями. Вслед за продажами новых машин «подтянется и вторичка». Дилеры считают, что господдержка, а также поддержка со стороны дистри­бьюторов, например, в виде хороших предло­жений по trade-in или финансовых программ, сможет удержать спрос на высоком уровне на протяжении всего 2021 года.


Как считаете, какой будет итог продаж относительно 2020 года?

Почитать ещё