Самые популярные премиальные модели января в России

Что ждёт рынок новых автомобилей в 2020 году: три прогноза
Про бизнес

В 2019 году в России было зарегистрировано 1,59 миллиона новых автомобилей — на 2,5 процента меньше, чем годом ранее. Предста­вители автобизнеса считают, что 2020-й окажется ещё сложнее и, по разным оценкам, рынок просядет на 2–10%. Узнали прогнозы экспертов и составили несколько своих.

Что говорят аналитики Авто.ру

Негативный сценарий предполагает продолжение роста цен на авто­мобили на фоне ухудшения благо­состояния населения. И пока пред­посылок для улучшения матери­ального положения россиян не наблюда­ется. По этим же причинам удлиняется и средний срок эксплу­атации автомобиля.

Росту цен на новые автомобили способ­ствуют ещё несколько факторов. В 2019 году на пересмотр прайс-листов повлияло увели­чение НДС, а в 2020-м скажется повышение ставок утилизаци­онного сбора. Кроме того, автоконцерны вынуждены бороться за господ­держку, наращивая локальное произ­водство, что требует дополни­тельных инвестиций, которые так или иначе заклады­ваются в цены.

Программ «Первый автомобиль» и «Семейный авто­мобиль», которые продлили на 2020 год, для роста рынка будет недо­статочно: бюджет господдержки состав­ляет 5 милли­ардов рублей, которые закончатся за несколько месяцев, а макси­мальная цена авто­мобиля, на который выделя­ется субсидия, равна 1 миллиону рублей — и это заметно ниже средней рыночной цены на новые авто­мобили. Низкая планка цены также ограни­чивает выбор покупа­телей, поддерживая, в основном, спрос на машины российских произво­дителей. Прави­тельство уже пообещало увеличить объёмы господ­держки, если деньги закончатся раньше срока, но изменять условия программы не планирует.

Негативное влияние не только на автомобильный бизнес, но и на экономику в целом, наверняка окажет эпидемия коронавируса в Китае. В Китае производят автокомпо­ненты и комп­лектующие для большин­ства автомо­бильных брендов, включая те, которые имеют собственные авто­заводы на территории России. 

Оптимистичные сценарии в среднесрочной перс­пективе тоже возможны. Для этого необходимо, чтобы доходы населения начали расти или хотя бы замед­лили падение. Вместе с этим, автоконцернам потребу­ется приложить дополни­тельные усилия для сдержи­вания цен, а правитель­ству важно не создавать дополни­тельную финансовую нагрузку на производителей.

При таком сценарии рынок может показать положительную динамику — в первую очередь, благодаря реализации отложен­ного спроса. Если это случится, то уже в перс­пективе трёх лет мы сможем увидеть итоги продаж, близкие к 2 миллионам автомобилей в год.

Так что же будет в 2020 году на самом деле? Ожидания аналитиков Авто.ру достаточно пессими­стичны. В текущей экономиче­ской ситуации наиболее вероятный вариант — снижение продаж на 5–7%, которое продолжится и в 2021 году. В случае серьёзных проблем в эконо­мике страны, появ­ления новых санкций или резкого ослаб­ления рубля по отношению к иностран­ным валютам падение спроса может превысить 10%, а в ближайшей перс­пективе рынок рискует вернуться к показа­телям 2016 года.

Что говорят эксперты

Коммерческий директор Группы компаний «ТрансТехСервис»Тимур Валиуллин считает, что в 2020 году рынок сократится на 5%. Однако, по его мнению, стабиль­ность рубля и понимание перс­пектив экономики населе­нием обеспечат положи­тельные ожидания в обществе и смогут простимули­ровать кредитные продажи. «Начало роста доходов населе­ния или хотя бы прекраще­ние их падения также создадут позитив­ные настроения и положи­тельно повлияют на сбыт товаров длительного пользо­вания, в том числе и авто­мобилей. В противном случае все эти же факторы скажутся отрица­тельно на автомобильном рынке РФ», — считает эксперт.

В Группе компаний «КЛЮЧАВТО» считают, что падение будет не таким сильным, и по итогам года рынок новых авто­мобилей просядет только на 2%. Положи­тельное влияние на динамику спроса окажет выход на рынок новых моделей в различных ценовых сегментах: новинки всегда вызывают опреде­лённый резо­нанс и обеспечивают рост продаж. Кроме того, одним из позитивных факторов станет эффект обнов­ления парка автомо­билей, приобретённых 5–7 лет назад.

Негативно сказывается на продажах изменение характера потреби­тельского спроса, считают в «КЛЮЧАВТО». Сегодня потребители зачастую пред­почитают брать машину в пользо­вание, а не владеть ею: это приводит к росту популяр­ности кар­шеринга или сервисов по длитель­ной аренде, а также к снижению продаж. Кроме того, среди причин замед­ления темпов сбыта эксперты видят негативные явления в экономике страны в целом и падение покупа­тельской активности. В компании также отмечают, что программы господ­держки «Пер­вый/семейный авто­мобиль» пусть и не могут полно­ценно поддер­живать рынок, но спрос на них всё же высок и обеспе­чивает определённый прирост продаж.

Какой прогноз у вас?

Почитать ещё