Есть концепт-кары, которые предвосхищают дебют новых моделей. На других отрабатывают свежие дизайнерские и инженерные решения. Бывают и просто шоу-кары, созданные для завлечения публики. Но сегодняшний герой рубрики «Старые, но не бесполезные» Nissan Jikoo — удивительный и внешне, и по конструкции — появился только потому, что у компании случился юбилей.
Потому что машина посвящена двум юбилеям сразу. Во-первых, 70‑летие Nissan, которое праздновали в 2003‑м. Тогда же отмечали 400‑й день рождения сёгуната Эдо — так в древности называли Токио. Именно поэтому в одном маленьком родстере намешано скрытого смысла и пасхалок на пять обычных концептов.
Историко-культурный подтекст очевиден с первого взгляда. По крайней мере, для того, кто разбирается в восточной геральдике. Затейливый узор колёсных дисков Nissan Jikoo — герб династии Токугава, древних властителей Токио.
Логичная реакция на Джику — какой же он крошечный! Может показаться, что габариты родстера укладываются в стандарт кей-каров – 3295 на 1395 и на 1150 мм. Но нет. Концептуальный Ниссан чуть больше: его длина 3730 мм, ширина 1615 мм, высота 1230 мм, а колёсная база — 2400 мм.
А сочетание современных аэродинамических обводов и ретроэлементов в дизайне не совпадение. И пропорции, и экстерьер Jikoo отсылают к классическому Datsun Type 14 Roadster 1935 года. Ничем особенным, кроме возраста и исторической значимости (всё-таки один из первых автомобилей марки Datsun), «Родстер» не примечателен. Но японцы свою историю чтут, несмотря на то что Датсуны с 10‑й по 17‑ю серию — это калька с популярного британца Austin 7.
Вот почему в Джику легко считываются намёки на Type 14. Изгиб передних крыльев, выделенная цветом «решётка радиатора» и, конечно, эмблема, напоминающая застывшего в прыжке зайчика — стильного и задорного капотного маскота Datsun.
По современным стандартам, родстер — это строго двухместный автомобиль, без дополнительного ряда сидений. В середине XX века к вопросу классификации кузовов подходили не столь принципиально. Тогда и на родстерах встречались «лишние» стулья, а то и целая банкетка. Есть такая и у Nissan Jikoo.
Она спрятана на месте традиционного багажника и при необходимости раскладывается, становясь дополнительным местом. Раньше такой тип сиденья англичане называли Rumble seat, немцы — Schwiegermutter Sitz, а в нашей стране оно известно как «тёщино место».
Место это не слишком удобное: тесное, со сложным доступом, а главное — не очень безопасное. С такой галёрки в крутом повороте или при резком старте можно и вылететь. Но ведь это концепт-кар!
Другие ретромотивы Nissan Jikoo не столь очевидны со стороны. Например, капот на родстере открывается вбок: как было принято на машинах 1920–1930‑х. Хотя это — совсем не капот. Под откидной крышкой спереди расположен двухуровневый багажник. Двигатель же стоит сзади, и его данные особо не афишировали.
Осенью 2003-го на презентации модели в Токио официальные лица Nissan уклонялись от вопросов про силовую установку. Но и хвастать там было нечем. Jikoo использовал электромотор и силовые аккумуляторы крошечного электромобиля Hypermini. С 1999‑го по 2001‑й Nissan выпустил 219 таких малышей для изучения потенциального спроса на «электрички». «Хайпермини» разгонялся лишь до 100 км/ч, а запас хода составлял несерьёзные по сегодняшним меркам 115 км.
Насколько разочаровывает потенциал силовой установки Jikoo, настолько же впечатляет проработанность всех элементов интерьера и экстерьера. Дизайнеры студии Nissan Tokyo Creative Box постарались, чтобы детали Jikoo подчеркнули уходящие в века традиции местных ремесленников.
Например, окантовки колёсных арок и бампера Jikoo изготовлены традиционным методом выстукивания. Нужную форму детали придавали с помощью шаблона и деревянного молотка.
Вместо привычного для современных автомобилей ковролина, пол концепта был выложен паркетной доской с изящной гравировкой. В отделке рулевого колеса используется рог буйвола и черепаховый панцирь. Даже фары родстера напоминают о японских бумажных светильниках, а задняя оптика стилизована под Эдо Кирико — традиционное искусство стеклодувов старого Токио.
Как мы уже сказали, прошлое в Jikoo крепко переплетено с настоящим. И лучше всего это заметно по мультимедийной системе. Передняя панель родстера разделена на три зоны. В центре — стильный круглый спидометр с лазерным указателем. Справа и слева — достаточно крупные для начала нулевых дисплеи. Перед глазами водителя — обычная навигация с зашитой в память картой Токио.
А у пассажира ещё более интересный вид. На его дисплей выводятся улицы и переулки Эдо — старого Токио. В некоторых, особо интересных и значимых местах навигатор превращается в гида, рассказывая истории и предлагая увлекательные маршруты.
Концепт-кар от Nissan Tokyo Creative Box тепло встретили пресса и публика. У столь многослойного прототипа просто не было шансов остаться незамеченным! Многие журналисты поспешили записать харизматичный родстер Nissan в потенциальные соперники Mazda MX‑5. Хотя в действительности вопрос о серийном производстве даже не поднимался.
Mazda MX-5