Вторичный авторынок России за год вырос в полтора раза: исследование

Как изменился российский рынок электромобилей в 2022 году: цены, предложение, спрос
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Комменты

Вопреки общему падению рынка и активности покупателей, продажи электрокаров в 2022 году повысились: в декабре новых машин зарегистрировали на 37% больше, чем в январе, а подержанных — почти на четверть. По сравнению с январём-2021 рынки выросли в 3,3 и 2,3 раза соответственно. Во многом внушительная динамика обусловлена не столько подъёмом популярности экотранспорта, сколько эффектом низкой базы: развитие этого сегмента в России только начинается.

Аналитики Авто.ру изучили базу данных классифайда и выяснили, как в 2022 году изменились цены, спрос, ассортимент и объём экологичных автомобилей в продаже в России.

Как менялись цены

Средняя цена подержанных электрокаров в листинге Авто.ру за 12 месяцев выросла только на 14%, до 2,6 миллиона рублей, что по сравнению с общим ростом цен на вторичке — плюс 35% — весьма скромно. С середины марта по середину апреля средний ценник превышал отметку в 3 миллиона, а рекордно высокий показатель зафиксирован 1 апреля — 3,3 миллиона. Далее стоимость стала падать: после весеннего ажиотажа продавцы умерили аппетит. 

В структуре рынка серьёзных изменений почти не было. Как и в начале 2022-го, к декабрю основная доля машин — предложения дороже 5 миллионов, их почти треть. Ещё четверть — варианты за 3–5 миллионов, около 17% рынка занимают машины за 1,5–3 миллиона рублей. Однако к концу года на классифайде сильно выросла доля свежих машин, не старше двух лет: в декабре они заняли более 45% рынка электромобилей — в полтора раза больше, чем в начале года.

При этом цена новых электрокаров снизилась почти вдвое — до 5 миллионов рублей (минус 44%). Но это произошло не из-за снижения цен, а по причине очень сильного изменения структуры рынка после того, как многие автопроизводители приостановили работу в России. Если в первой половине года около 95% моделей в продаже были из ценового сегмента дороже 5 миллионов рублей, то к концу года их осталось не больше 30%. Наибольшую долю рынка — 40–45% — заняли автомобили за 3–5 миллионов рублей, остальные — дешевле.

Сколько электрокаров в продаже

Количество объявлений с «электричками» за год удвоилось, причём как среди новых машин, так и среди вариантов с пробегом — аналитики оценивали среднедневное число предложений на Авто.ру. А если сравнить рынок электромобилей с началом 2021 года, то окажется, что число вариантов без пробега выросло в 5 раз, а подержанных — почти втрое.

Несмотря на официальный уход автомобилей давно знакомых марок, российский рынок вполне успешно пополнился благодаря немалому количеству китайских электрокаров. Многие из них на наш рынок массово не поставляются (по крайней мере пока что), но на Авто.ру в 2022 году появлялось немало интересных моделей. Среди них, например, BYD Han, Qin и Tang, HiPhi X, Hongqi E-HS9, Nio EC6, ES6, ES8, Skywell ET5, Voyah Free, а также Weltmeister E5, EX5, W6. 

Кроме того, росту ассортимента и появлению новых объявлений поспособствовал старт производства российских машин Evolute (слегка изменённых моделей DongFeng), а также параллельный импорт. Вторичный рынок тоже неплохо наполнился импортными машинами, и во многом это стало возможным из-за выгодного курса рубля по отношению к доллару и евро: привозить машины из-за границы для последующей перепродажи сделалось прибыльным бизнесом.

Как менялся спрос

Интерес к электрокарам (количество просмотров объявлений), как и в целом к покупке автомобилей, ожидаемо в прошедшем году падал и оказался ниже, чем в 2021-м.

Трафик в сегменте новых машин к декабрю относительно января просел на четверть, однако с марта по октябрь держался на достаточно высоком уровне, близком к показателям конца 2021 года. В целом же в прошедшем году активность пользователей снизилась втрое по сравнению с 2021-м.

На вторичном рынке в конце года просмотры также просели на четверть по сравнению с январём. Относительно 2021-го активность аудитории упала не так сильно, как среди потенциальных покупателей новых машин: минус 35%. 

Самые популярные модели у пользователей Авто.ру

В рейтингах самых популярных моделей с пробегом — не только относительно недорогие и массовые Nissan Leaf, но и премиальные Tesla, Porsche Taycan. А ещё — малознакомые для многих BMW iX или Volkswagen ID.4 и ID.6. 

В конце 2022 года внимание аудитории привлекли новые Evolute i-Joy и i-Pro, которые быстро ворвались в рейтинг наиболее популярных у пользователей Авто.ру электромобилей (по количеству просмотров телефонов). Однако большую часть рейтинга занимают не очень доступные, но неплохо знакомые россиянам «европейцы» и Tesla.

В рейтинге самых популярных брендов новых электрокаров лидирует Tesla. Почти одинаково популярны Evolute и Volkswagen, которые оказались в топ-3. Вдвое меньшая аудитория у Audi и Porsche. На вторичке популярнее всего Tesla, вдвое меньший интерес к Nissan и ещё вдвое меньше — к Porsche. В топ-5 также вошли BMW и Volkswagen.

Модели, которых больше всего в продаже на Авто.ру

В продаже в сегменте новых машин ожидаемо чаще всего появляются Evolute i-Joy и i-Pro: благодаря налаженному производству в России, с наличием этих моделей проблем нет. Среди новинок в рейтинге также оказался Skywell ET5. Другие модели достаточно привычны и неплохо знакомы российским автолюбителям: например, Audi e-tron и e-tron Sportback, Porsche Taycan, Tesla Model 3 и Model Y.

На вторичном рынке в лидерах традиционно удерживается недорогой и массовый Nissan Leaf. И их почти втрое больше, чем Tesla Model 3, и в 6 раз, чем Model S. Нередко на Авто.ру всё ещё попадаются премиальные Audi, BMW и Porsche — это или остатки, давно завезённые дилерами, или экземпляры, «приехавшие» по параллельному импорту. 

Если искать новый электромобиль, то чаще всего на Авто.ру будут встречаться Evolute, которых в 2,5 раза больше, чем Audi. Без особого труда можно найти Volkswagen, Tesla и Porsche, но число предложений в 8–12 раз меньше, чем c Эволютами. Среди предложений с пробегами лидеры — Nissan (по сути, только с моделью Leaf), Tesla, Porsche, Audi и BMW.


Вам нравятся электромобили?

Почитать ещё