Цифровой уют: рассматриваем вживую детали нового Mercedes-Benz S-класса

Отмена транспортного налога в России: вспоминаем, чем закончились предыдущие попытки
Разбор

Михаил Кондратьев

В Госдуме вновь предложили отказаться от транспортного налога. И это уже не первая попытка трансформи­ровать систему сбора налогов с автомо­билистов: за последние почти 20 лет транспортный налог неоднократно подвергался критике, его пытались реструктури­ровать или вовсе отменить — в одном только 2020-м появилось сразу несколько таких инициатив! Причём некоторые из них, как нетрудно догадаться, завернули на этапе обсуждения. Мы решили вспомнить историю горячо обсуждаемого налога и то, чем заканчи­вались предыдущие попытки его изменить.

2003–2008 годы: начало

Транспортный налог появился в России в 2003 году, заменив собой упразд­нённый дорожный налог, существо­вавший с 1991 года. Ключевые особенности: введение новых базовых ставок и возможность их пятикратного умень­шения или увеличения — по усмотрению региональных властей.

Для легковушек поначалу действовали такие ставки: 5 рублей за каждую «силу» при мощности до 100 л.с., 7 рублей при 100–150 л.с., 10 рублей при 151–200 л.с., 15 и 30 рублей — для авто­мобилей с 200–250 «силами» и свыше 250 л.с. соответ­ственно. Налог добрался также до мотоциклов с мото­роллерами, автобусов, грузовых авто­мобилей и прочих самоходных ТС, включая гусеничный транспорт и снегоходы, и даже до водных и воздушных судов как с двигателем, так и без. Спустя год налогом начали облагаться и реактивные самолёты.

Но уже в 2005-м Совет Федерации предложил увеличить базовые ставки сразу в 5 раз. Против выступил Минтранс: в ведомстве посчитали, что такая мера в конечном счёте приведёт к росту цен на товары первой необходи­мости, а дополни­тельно усугубит ситуацию продолжа­ющийся подъём цен на топливо.

В последующие несколько лет было множество предло­жений и споров на тему повышения налоговых ставок в отдельных областях — например, в Москве. И в ряде регионов ставки действи­тельно выросли с подачи местных чиновников.

2009–2011 годы: увеличение налогового коридора и первые попытки включить налог в цену на бензин

В 2009-м Госдума принимает поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым базовая ставка транспортного налога увеличи­вается вдвое. Однако Совет Федерации отклоняет изменения и позже одобряет поправки в другой редакции: федеральные базовые ставки остаются на уровне 2003 года, но регионам предо­ставляется возможность уменьшать или увеличивать их не в 5, а в 10 раз. Кроме того, местным властям разрешается устанав­ливать дифферен­цированные ставки, в зависи­мости от года выпуска и экологического класса ТС.

В том же году происходят ещё две примечатель­ных события. Первое — совместный приказ ФНС и МВД о незамедли­тельном обмене информацией об автомо­билях и их владельцах, чтобы гражданам перестали приходить требования оплатить налог за проданные машины (да, это была весьма распро­странённая проблема).

Второе — предложение партии ЛДПР (одно из первых, но далеко не последнее) включить транспортный налог в цену топлива, чтобы авто­владельцы платили только за реальное использо­вание автомобиля, а не за факт владения им. Такая схема, по мнению депутатов, упростила бы и сбор налогов, с чем в те годы наблюдались значитель­ные сложности: в нескольких регионах бюджет недо­получал от одной до двух третей запланиро­ванного объёма.

Это предложение ЛДПР поддержки среди парламен­тариев не нашло. Но в течение всего следующего 2010 года власти неоднократно возвращались к рас­смотрению подобных инициатив, связанных, в том числе, с решением о росте акцизов на бензин в течение следующих трёх лет. На 2012-й было заплани­ровано ещё и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, и всё это привело бы к повышению цен на топливо, а пред­лагаемая отмена транспортного налога компенсиро­вала бы авто­владельцам подорожание бензина.

Но и этого не случилось. Зато в конце 2010 года были приняты поправки, согласно которым базовые ставки сократились вдвое, а субъектам РФ разрешили снижать ставку для автомобилей мощностью до 150 л.с. до 0 рублей за силу. Но сам налог остался, несмотря на рост цен на топливо. Впрочем, в ряде регионов по решению местных властей ставки были снижены, а некоторые категории авто­владельцев получили льготы или были целиком освобождены от уплаты транспортного налога.

2012–2018 годы: налог на роскошь и нежелание местных властей отменять транспортный налог

В 2012-м сразу несколько субъектов РФ решили повысить транспортный налог. Одновременно с этим появился проект федерального закона, предлагающий увеличить минимальную ставку для автомобилей мощностью свыше 410 л.с. до 300 рублей за «силу», причём без возможности снижать её на региональном уровне. Также было предложено в 5 раз поднять налоговые ставки для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Это можно считать зарождением «налога на роскошь» — так как разработан проект был в поддержку основных направлений налоговой политики на 2013–2015 годы, предусматри­вающих повышенное налого­обложение владельцев предметов роскоши.

В конце того же 2012 года Владимир Путин выступает за отмену транспортного налога как отдельного платежа. Президент посчитал целесо­образным и более справед­ливым включение этого платежа в цену топлива. Однако правитель­ство оказалось не готовым к такому решению. Против данного подхода высказыва­лись и некоторые губернаторы: если транспортный налог целиком идёт в региональный бюджет, то акцизные сборы распре­деляются между местным и федеральным бюджетом иначе. Позднее и ФНС выступила против такой инициативы, заявив, что от этого решения пострадают доходы регионов.

Зато в 2013 году вносятся действующие по сей день дополни­тельные правила исчисления транспортного налога: появилась целая сетка повышающих коэффи­циентов для автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей. Размер налога рассчиты­вается исходя из стоимости и возраста машины, а список «роскошных» моделей с этого момента ежегодно публикуется на специальной страничке Минпромторга. Министер­ство предлагает также изменить порядок расчёта налога и отталки­ваться не от мощности, а от от экологиче­ского класса и года выпуска, но развития эта инициатива не получает.

В 2014–2018 годах правительство рассматривает предложения отмены налога для владельцев электрокаров и авто­мобилей, работающих на газе, но и они не получают развития. Регулярно обсуждается реформиро­вание транспортного налога в пользу введения дополнитель­ного акциза на топливо вместо отдельного платежа, но результат этого всем известен. Как и прежде, доводы «за» в общих чертах следующие: сколько ездишь — столько и плати, суще­ствующая схема двойной платы (сам налог плюс акцизы, заложенные в цену топлива) несправедлива, а исчисле­ние в зависи­мости от мощности не всегда корректно. Довод «против»: регионы недополучат средства в бюджет.

2019–2020 годы: упрощение расчёта и новый подход к отмене транспортного налога

В 2019 году с транспортным налогом случились некоторые изменения. Госдума, например, приняла законопроект, который полностью освобождает владельцев угнанных автомобилей от уплаты налога. Ранее для этого потерпевшим нужно было получать в полиции специальный документ, подтверж­дающий факт угона. Причём делать это надо было ежегодно. Согласно новому законо­проекту, налогом не облагаются не только автомобили, находящиеся в розыске, но и те, в отношении которых следствие уже закончено — начиная с месяца начала розыска до месяца его возврата человеку, на которого оно зарегистрировано.

В том же 2019-м упростился и расчёт «налога на роскошь» — теперь для для автомобилей стоимостью 3–5 миллионов рублей не старше 3 лет действует единый повышающий коэффи­циент 1,1 (прежде коэффи­циенты в этой категории были 1,3 и 1,5 соответ­ственно — чем новее машина, тем выше коэффициент).

Владельцев электрокаров в Москве освободили от уплаты транспортного налога до конца 2024 года. Инициатива, направ­ленная на расширение использо­вания экологиче­ского транспорта, принад­лежала мэру Сергею Собянину. В 2017-м с таким же предло­жением выступал замглавы Минфина, но тогда комитет Госдумы по бюджету и налогам отказался поддержать идею, хотя количество эксплуати­руемых на дорогах России электрокаров исчисляется в лучшем случае тысячами штук.

В 2020 году на рассмотрение Госдумы опять попадают предложения по отмене транспортного налога. Так, группа депутатов от ЛДПР вновь назвала действующую схему несправед­ливой, так как налог привязан к мощности, а не к сроку эксплуатации и другим характери­стикам. Правительство в очередной раз не поддер­жало идею, сославшись на сокращение доходной части бюджетов, а также на то, что предложенный способ компенсации этих доходов в виде трансфертов из федерального бюджета не соответ­ствует бюджетной системе государства.

В августе 2020 года ещё один законопроект об отмене налога и замещении его акцизами от продажи топлива в Госдуму внёс уже депутат «Единой России» Андрей Барышев. В качестве аргументов в пользу такой меры он привёл неодно­кратные индексации топливных акцизов и невысокую собираемость транспортного налога. Помимо этого, автор проекта считает, что на данный момент налого­обложение некоторых категорий граждан является избыточным. Правительство своё решение по этой инициативе пока не озвучило.

Также ещё не решена судьба двух других инициатив. Первая: освобож­дение от уплаты налога водителей, которые не пользуются своими автомобилями по каким-то причинам (длительный ремонт, переезд и так далее). С такой инициативой выступил депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам Евгений Федоров. Он предложил разрешить не платить налог в случаях, когда машина не используется более полугода — при этом владельцу необходимо будет сдавать регистраци­онные знаки на хранение в ГИБДД.

Вторая идея, выдвинутая депутатом от ЛДПР Василием Власовым, заключается в освобождении от уплаты налога владельцев российских автомобилей, так как эти модели приобретают граждане с невысоким уровнем благо­состояния. Он попросил Минфин проанализи­ровать, насколько реально внедрить такую схему.

Все эти предложения пока находятся в режиме ожидания. А судя по тому, что в сентябре 2021 года должны состояться выборы депутатов нижней палаты парламента, проектов по реформи­рованию транспортного налога будет ещё много. Ведь каждое из них привлекает к себе много внимания избирателей.


Транспортный налог должен быть включён в стоимость топлива?

Почитать ещё