Михаил Лобачёв
Россия — страна большая и разнообразная. И дорожные условия на этих бескрайних просторах таковы, что даже возможностей автомобиля повышенной проходимости хватает не всегда. Да и дороги сами по себе есть не везде. Где-то вместо них лишь бескрайняя тундра или степь, а зимой — снежная целина. Сегодня мы расскажем об автомобилях, превращённых в покорителей сугробов и ледников. Тем более, что есть отличный повод сделать это: с него и начнём.
УАЗ на гусеницах
Шестьдесят лет назад, в конце 1960 года, конструкторы Ульяновского автозавода начали работу над снегоходной версией своего «головастика». Причём в качестве основы для полугусеничной машины была взята редкая заднеприводная версия ульяновского грузовичка – УАЗ-451.
В модификации 451С автомобиль получил управляемые лыжи вместо передних колёс. А вместо задних смонтировали гусеничные движители. На лето всё это оборудование предполагалось снимать, превращая снегоходный автомобиль в обычный грузовик.
Заводские испытания опытного экземпляра «головастика» на лыжах и гусеницах начались зимой 1963 года, а в
При этом автомобиль был в состоянии перевезти 600–800 кг груза. Ходовая часть по итогам этого пробега длиной 4000 км в целом продемонстрировала надёжность: поломки были только у самих траков резинометаллических гусениц. Несколько экземпляров УАЗов на гусеничном ходу впоследствии были переданы для опытной эксплуатации «в народное хозяйство», однако широкого распространения гусеничный движитель для «уазика» так и не получил. В 1971 году на заводе работы по этому направлению прекратили.
Вездеходы ЗВМ
Впрочем, массово поставить УАЗы на гусеницы всё же удалось — вернее, водрузить кузов УАЗа на шасси компактного гусеничного вездехода. Но не силами самого завода: такую технику и сейчас выпускает Завод вездеходных машин из Нижнего Новгорода во множестве модификаций — с салоном от «Хантера» или «Буханки» во всех её вариантах.
В ассортименте ЗВМ есть даже двухзвенные гусеничные транспортёры. Заказчику предлагается на выбор несколько видов гусениц, с двигателями также есть варианты — отечественный ЗМЗ или Cummins. Цена подобной спецмашины — не менее 2,5 млн рублей.
В ассортименте производителя есть даже машина с кабиной от УАЗ и шнековым движителем: подобные конструкции более полувека назад разрабатывал легендарный конструктор машин высокой проходимости Виталий Грачёв.
ГАЗ 3409 «Бобр»
Узнаваемые очертания и у кабины вездехода «Бобр» от Заволжского завода гусеничных тягачей — в её конструкции применены детали от серийной «Газели»! Это и неудивительно, ведь завод входит в тот же холдинг «Русские машины», что и сам ГАЗ.
«Бобр», снабжённый дизелем Cummins мощностью 130 л.с., способен не только передвигаться по земле, но и плавать со скоростью 5–
«Приборы Кегресса»
К началу шестидесятых, когда на УАЗе экспериментировали с гусеничным модулем для своего грузовичка, эта идея была уже далеко не нова, в том числе и для России. Ещё в первые десятилетия XX века подобные конструкции разрабатывал и применял Адольф Кегресс – французский гражданин на русской службе.
В 1904 году 25-летний выпускник Высшей технической школы в Монбельяре был принят техником на завод «Лесснер», а впоследствии был личным шофёром императора Николая II и заведующим императорским гаражом.
Движитель Кегресса с резинотканевыми гусеницами был успешно испытан в 1913 году и запатентован в
Один из самых известных примеров этой конструкции — переоборудованный Rolls-Royce, который и поныне находится в музее В.И. Ленина в подмосковных Горках. Сам Адольф Кегресс в 1917 году покинул революционную Россию, вернулся на родину и устроился на работу в компанию Citroen. Умер инженер в 1943 году.
ЗИС-42
В период Второй мировой войны полугусеничные грузовики проектировали и планировали применять в качестве артиллерийских тягачей. Соответствующие разработки велись и на ГАЗе, и на московском ЗИСе. Однако массовыми эти автомобили так и не стали.
Яркий пример конструкции того времени — ЗИС-42, построенный на базе массового грузовика
Эталонные образцы ЗИС-42 были готовы летом 1941 года, однако их производство пришлось отложить
К тому же в процессе эксплуатации обнаружились существенные недостатки: по быстроходности этот грузовик не мог сравниться с обычными автомобилями, часто ломался и неважно управлялся. Кроме того, 73-сильный мотор от
ГТ-СМ
Попытки скрестить обычный грузовик и гусеничный трактор конструкторские бюро заводов не оставляли — вспомним хотя бы «юбиляра» нынешнего года, УАЗ-451С. Однако в практическом применении на Крайнем Севере и в других труднодоступных районах прочно закрепилась гусеничная техника с минимумом автомобильных корней.
Типичный пример «рабочей лошадки» для нефтяников и полярников –
Урал-5920
Даже в колёсном исполнении грузовики «Урал» отличаются хорошей проходимостью и применяются в самых отдалённых и неприспособленных для автомобилей частях страны. Но снегоболотоход «Урал-5920» создавался для таких задач, которые не под силу и полноприводному грузовику.
Разработка этой модели стартовала в конце шестидесятых. В то время в СССР началось активное освоение нефтяных месторождений Сибири, и нефтяникам понадобился транспорт высокой проходимости. За ориентир при проектировании гусеничного транспортёра взяли канадский Foremont Husky.
Прототип вездехода, впоследствии превратившегося в «Урал-5920», создали в НАМИ к 1973 году, а в
В конструкции модели активно применялись детали от серийных грузовиков ЗИЛ и «Урал». На грунте этот транспортёр способен развить скорость в
«Тюмень»
Сочленённый болотоход «Тюмень», разработка которого началась в конце семидесятых, построен по похожей схеме. Но выглядит эта машина куда более монументально.
В её основе лежит уже не автомобиль, а тяжёлый трактор «Кировец»
Основной заказчик «Тюмени», имевшей помимо собственного имени и совершенно незапоминаемый индекс БТ361А-01, — всё те же нефтяники. Машину разрабатывало профильное КБ «Газстроймашина». «Тюмень» способна перевозить грузы массой до 36 тонн. Помимо базового исполнения с грузовой платформой выпускались и особые модификации. Например, цистерны.