Машины, которым (вроде бы) противопоказан оффроуд. Сумасшедший фотопост

Русский дизайн и рекордные показатели: все особенности прототипа Opel GT
Подборки

Михаил Медведев

Очень редким автомобилям везёт так же, как концепт-кару Opel GT. Он появился на свет простым упражнением в дизайне, затем неожиданно стал серийным, а после превратился ещё и в уникальный рекордный автомобиль, который открыл новую страницу истории «Опель». Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» гостит Opel GT Diesel Rekordwagen — знаковый, но незаслуженно забытый автомобиль из 1970-х.

Спортивный GT в своё время перевернул представление об автомобилях Opel

Вы не поверите, но 60 лет назад «Опели» были не такими как сегодня. Не только по технике, что вполне естественно, — речь про дизайн: к середине 1960-х фирма из Рюссельсхайма завладела монопольными правами на самый унылый дизайн среди немецких автомобильных брендов. Даже наблюдение за сохнущей краской на заборе казалось делом более увлекательным, нежели изучение модельной гаммы марки.

И вдруг в 1965-м посреди серой посредственности «олимпий», «капитанов» и «рекордов» громом среди ясного неба прогремел двухдверный Opel GT. Яркий, стильный, спортивный — эдакий Chevrolet Corvette в миниатюре. И он не был случайностью или ошибкой.

Opel GT Experimental

Унылый дизайнерский статус немецкого филиала заметили даже в Детройте. В спасительную операцию руководство General Motors отрядило Анатоля Лапина — русско-немецкого эмигранта и будущего шеф-дизайнера Porsche. Именно Анатолий Федорович устроил встряску в болоте Рюссельсхайма. И классный GT на деле показал, что, оказывается, и «Опель» умеет в дизайн.

Opel GT гнался за лидерами с дизельными моторами

Из яркого концепта, наделавшего шороху на Парижском автосалоне 1965 года, Opel GT Experimental через три года превратится в серийное купе — один из самых красивых и ценных автомобилей «Опель» за всю историю марки. Но хорош он был не только дизайном.

Opel GT

В начале 1970-х в Рюссельсхайме вплотную заинтересовались перспективами дизельных моделей. В ту пору моторами на «тяжёлом топливе» для легковушек серьёзно занимались только две фирмы — Mercedes-Benz и Peugeot. В Opel очень захотели стать третьими.

На базе серии бензиновых двигателей серии CIH (Cam in Head — распредвал в головке блока) была разработана рядная дизельная «четвёрка». При рабочем объёме 2,1 литра и  благодаря топливной аппаратуре Bosch, обеспечивающей давление впрыска в 22 атмосферы, первый дизельный мотор Opel развивал 60 л.с. и 120 Нм. Чтобы хорошенько прорекламировать всё ещё диковинный для большинства потребителей двигатель, возможности дизеля решили продемонстрировать на гоночной трассе.

Идею немцы подсмотрели у французов

Ничего нового в Рюссельсхайме не придумали: ещё в середине 1960-х ровно тем же занимались французы из Peugeot. Они установили дизельный мотор на шасси доработанной 404-й модели и отправили его наматывать круги на полигоне в Монлери. А потом запихивали рекордные цифры в каждое рекламное объявление.

Peugeot 404 Diesel

В век интернета и смартфонов подобное решение «Опеля» наверняка встретило бы шквал неадекватной реакции в Сети и обвинений в копировании. Тогда же всё было по-другому. К началу 1970-х о подвигах дизельного рекордного купе Peugeot уже стали забывать, да и с точки зрения дизайна прототип Opel был совершенно другим.

За основу будущего рекордсмена взяли серийный Opel GT. И не проявили к его дизайну ни малейшего пиетета. Стойки крыши и саму крышу без жалости срезали. Шасси усилили трубчатой рамой, а сверху конструкцию накрыли пластиковой панелью с фонарём кабины из плексигласа.

1/2

С агрессивного, но милого личика GT исчезли харизматичные поворотные фары. Их заменили стоковым головным светом от седана «Аскона-А» — рекордные заезды продолжаются сутки напролёт. Любители классических «Опелей» вообще найдут в конструкции «рекордвагена» много знакомого. Четырёхступенчатая «механика», например, от модели «Коммодоре», рулевое колесо от «Манты-GT/E», рычаг переключения передач «асконовский», ключ зажигания подошёл бы и «Кадету-B». Самое же интересное, естественно, скрывалось под капотом.

Помимо серийных компонентов, в конструкции GT Diesel были и уникальные решения

К серийному атмосферному 2,1-литровому дизелю прикрутили турбонагнетатель фирмы Eberspächer. Своими размерами он явно выдавал своё грузовое происхождение и повышал отдачу на фантастические 35 лошадей — то есть более чем на 50 процентов!

Огромное внимание уделили системе охлаждения — вопросу жизни и смерти для рекордного автомобиля. Помимо увеличенного объёма картера появился дополнительный масляный радиатор и даже элементы активной аэродинамики. С места водителя можно было активировать заслонки, направляющие дополнительный поток воздуха к системе охлаждения двигателя и коробки передач.

Собственно, поэтому температура охлаждающей жидкости и обороты двигателя стали главными приборами в узком кокпите «рекордвагена». О такой мелочи, как спидометр, никто даже не побеспокоился.

Хотя расчётная максимальная скорость рекордного купе и не была особо рекордной. В Opel ожидали 195–200 км/ч. Немногим быстрее стокового бензинового GT, который выжимал 185 км/ч. Впрочем, целью была не максимальная, а средняя скорость

Он побил целую кучу рекордов, но был максимально неудобным

В июне 1972-го Opel GT Diesel Rekordwagen принял главный старт в своей жизни. На фирменном испытательном полигоне в Дуденхофене дизелёк пробежал два с хвостиком 24-часовых Ле-Мана за один присест!

Поучаствовать в рекордном заезде, помимо профессиональных пилотов Джорджио Пианты и Анри Гредэ, бельгийского журналиста и джентльмен-драйвера Пола Фрера, а также спортивного шефа немецкого автоклуба ADAC Йохаима Шпрингера, позвали раллисток — француженку Мари-Клод Бомон и шведку Сильвию Эстерберг. Кроме сравнительной неизвестности в широких гоночных кругах всех объединял небольшой рост. Иначе уместиться в тесном кокпите «Опеля», между трубами каркаса безопасности и 85-литровым топливным баком не представлялось возможным.

1/2

Комфорта пилотам не добавлял и прозрачный купол крыши. Несмотря на солнцеотражающее зелёное покрытие фонаря, внутри, по воспоминаниям участников процесса, было жарко как в аду. Кондиционер рекордвагену, конечно, не полагался. Каждая смена длилась не менее 500 километров — примерно столько дизельный «джи-ти» проезжал на баке солярки.

Тем не менее миссия была успешно выполнена. За 50 с лишним часов на трассе Opel установил два мировых и пару десятков международных рекордов для дизельных автомобилей. В частности, удалось обновить достижения прохождения дистанции в 10, 100, 500, 1000 и 10 тысяч километров. Средняя скорость при этом составила 190,88 км/ч, а максимальная — 197,498 км/ч.

«Рекордваген» заслужил роскошную старость

Три дня в июне 1972-го — главное и единственное серьёзное испытание в карьере дизельного GT. Машина оправдала расчёты создателей: установленные рекорды помогли успешному запуску линейки легковых дизельных «Опелей». Сам же рекордсмен заслужил статус пенсионера федеративного значения и пожизненное место в фирменном музее Opel.

По сей день Opel GT Diesel Rekordwagen сохраняет отличную форму и полную боеспособность. Машина регулярно выезжает на исторические фестивали, её берут на тест журналисты, а иногда дизельный старичок выходит даже на старт классических гонок. Всем бы на пенсии быть таким бодрячком! 


Любите пёси... то есть дизели?

Почитать ещё