Большая конференция Яндекса и Авто.ру: о чём рассказывали спикеры

Электрокары в России: цены, спрос и самые популярные модели. Исследование Авто.ру
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Мировые автопроизводители стремительно наращивают произ­водство электро­мобилей и постепенно отказываются от моделей с ДВС — таков тренд на ближайшие десятилетия. Россия пока что не готова к резкому переходу на электро­мобили, однако популяр­ность этого вида транспорта стабильно растёт. Несмотря на то, что официально продающихся моделей на отечественном рынке не так много, к началу этого года «электрический» автопарк вырос в 2,5 раза (до 10 тысяч единиц) по сравнению с началом 2019 года, и в 1,5 раза относительно 2020 года. Количество поисковых запросов о покупке электро­мобилей в Яндексе с начала 2019 года увеличилось вдвое. 

Аналитики Авто.ру изучили статистику и базу объявлений классифайда и выяснили, как менялся спрос и количество предложений о продаже электро­мобилей, на сколько за 5 лет выросли цены и какие марки и модели самые популярные у россиян. А ещё мы провели опрос и узнали отношение пользователей к электрокарам.

Какие электрокары — самые популярные

Абсолютное лидерство в российском парке электро­мобилей — за недорогим для этого сегмента Nissan Leaf, на который приходится больше 70% от всех «электричек» в стране. Однако за два года доля этой модели несколько сократилась — за счёт появления на рынке премиальных европейских и американских моделей. Например, немецкие Audi e-tron и Porsche Taycan, продажи которых в России стартовали только в прошлом году, уже сейчас заняли около 10% парка. За 10 месяцев 2021 года Audi e‑tron и e‑tron Sportback купили 324 человека, на Porsche Taycan остановились 466 клиентов. Один из немногих «официальных» новых электрокаров — Jaguar I‑Pace — прибрели всего 50 покупателей.

Среди новых электромобилей высокий интерес (по количеству просмотров объявлений) пользователи Авто.ру проявляют к паре моделей Tesla — Model S и Model X. Однако лифтбеком интересуются на 35% чаще. На компактный Renault Twizy, который втиснулся в «царство» Tesla, заглядывались вдвое реже, чем на кроссовер Model X, и совсем немного чаще, чем на Model 3.

Однако рекордное количество просмотров — у объявления о продаже нового Ford Mustang Mach‑e — почти в 5 раз больше, чем у Model S! А вот популярность одного из первых премиальных электро­кроссоверов в России — Jaguar I‑Pace — заметно падает: им интересовались в 2 раза реже, чем год назад, и в 15 раз реже, чем Tesla Model X.

На вторичном рынке, среди не единичных моделей (не меньше 10 объявлений в 2021 году) повышенный интерес у пользователей вызывает Volkswagen Golf: у этой модели на 70% больше просмотров, чем у Tesla Model S или Porsche Taycan.

А рекордсменом популярности стал один из самых дорогих китайских электро­мобилей — Xpeng P7. Он продавался на Авто.ру в 2021 году в единственном экземпляре (в Белорусcии), и это объявление смотрели почти в 9 раз чаще, чем объявления с Volkswagen Golf. А мы даже сделали про него большой обзор.

Что происходит с ценами

Максимальный «средний чек» на новые электрокары на Авто.ру — 12 миллионов рублей — был зафиксирован летом 2019 года, когда на класси­файде появилось большое количество новых Tesla — в 10 раз больше, чем Nissan Leaf. Но уже к следующему лету цены рухнули в полтора раза: половина объявлений пришлась на Jaguar I‑Pace (в среднем по 7,5 миллиона рублей), а Tesla (по 6–10 миллионов) насчитывалось в 1,5 раза больше, чем Nissan Leaf (по 3 миллиона).

На отметке 8 миллионов рублей средняя стоимость удерживалась до осени 2020 года. К концу четвёртого квартала цены выросли на 13%, до 8,8 миллиона рублей, в следующие полгода поднялись ещё на 10% (до 9,7 миллиона. Лишь к концу третьего квартала 2021 года цены немного снизились — до 8,9 миллиона рублей (минус 8%).

К лету 2018 года количество электромобилей в парке страны достигло 2,5 тысячи штук — это в 2,3 раза больше, чем насчитывалось на середину 2017 года. Рост популяр­ности «зелёных» машин спровоцировал снижение их стоимости на вторичном рынке. За год (к июлю 2018 года) их средняя цена на Авто.ру упала на 37%, до 1,2 миллиона рублей. По мере роста парка электрокаров продолжала уменьшаться их цена. Рекордно низкое значение — 883 тысячи рублей — было зафиксировано в сентябре 2019 года.

В 2021 году цены заметно поднялись — вслед за стоимостью новых автомобилей. Кроме того, в перепродаже появилось большое количество дорогих премиальных моделей. В итоге средняя цена электрокаров на Авто.ру к осени приблизилась к отметке в 2,9 миллиона рублей — это в 2,2 раза больше, чем в начале года.

Что с предложениями о продаже

Дефицит новых автомобилей на электрокарах не сказался: с января по октябрь 2021 года опубликовано в полтора раза больше объявлений, чем в этот же период год назад. В сравнении с этим же периодом 2019 года количество предложений выросло на 72%, а с 2018 годом — в 2,5 раза.

Но стоит понимать, что отсутствие дефицита электро­мобилей — следствие низкого спроса на них, в то время многие популярные «топливные» модели раскупают даже с большим количеством допов и наценками.

Больше половины объявлений (53 процента) с новыми электрокарами в 2021 году на Авто.ру пришлось на две модели: Audi e‑tron и e‑tron Sportback (в 4 раза меньше «базовой» модели). Ещё в четверти объявлений предлагался Porsche Taycan. Количество «базовых» e‑tron в продаже за год выросло в 1,5 раза, а Taycan — в 3,5 раза.

На модели Tesla суммарно пришлось только 14% размещений, но в абсолютных показателях их насчитывается больше, чем год назад. В течение 2021 года на Авто.ру встречались и редкие электро­модели — например, кроссоверы Ford Mustang Mach‑e, Audi e‑tron GT и его «заряженная» RS‑версия, минивэн Mercedes-Benz EQV.

Всего в 2021 году больше половины объявлений на Авто.ру — об электро­мобилях марки Audi (почти двукратный прирост в штуках). Новые Porsche и Tesla продавали, соответ­ственно, в 2 и 4 раза реже (плюс 245 и 190%). С прошлого года доля Audi не изменилась, зато доли объявлений с Porsche и Tesla выросли в 1,5 раза.

На вторичном рынке ситуация ещё лучше. В этом году объявлений о продаже было на 35% больше, чем год назад, вдвое больше, чем с январь по октябрь 2019 года, и в 4 раза больше, чем в 2018 году.

На вторичном рынке почти половина «электрических» объявлений (46 процентов) за 2021 год — о продаже Nissan Leaf (плюс 25%). Почти в 4 раза меньше предложений с Tesla Model 3 (пятикратный прирост) и вдвое меньше — с Model S (двукратный рост). Суммарно на эти модели пришлось две трети публикаций.

Редко в перепродаже встречаются новинки: Porsche Taycan (3,3% от всех объявлений), Audi e‑tron (1,6 процента). Изредка на вторичке попадаются «экологичные» версии популярных моделей, например Volkswagen Golf, Kia Soul, Fiat 500.

На электрические Nissan и Tesla в 2021 году пришлось 72% объявлений (47 и 25% соответ­ственно) в категории электро­мобилей. В абсолютных показателях их количество выросло в 1,6 раза по сравнению с 2020 и 2019 годом. Ещё 6% — про автомобили BMW (плюс 150%). Доля остальных производителей не превысила 3%.

Что россияне думают об электрокарах

Большинство россиян лояльно относятся к электромобилям — следует из опроса, проведённого Авто.ру.

Тех, кто против «экологичных» машин, в 4 раза меньше, чем сторонников. А ровно треть опрошенных пока не определились, нравятся им электрокары или нет.

Многие не против пересесть на автомобили с электро­моторами, но сейчас от этого шага их отталкивают низкая автономность машин, плохо развитая инфра­структура зарядных станций и высокие цены.

«Учитывая расстояния в нашей стране, с трудом представляю путешествие на электро­мобиле», — поделился мнением один из участников опроса.

Интересно, что лишь 8% респондентов сказали, что никогда не откажутся от автомобилей с «традици­онными» двигателями.

Среди участников опроса 3% оказались владельцами электрокаров. В 6 раз больше респондентов хотя бы раз ездили на таких машинах. Но большинство россиян никогда не садились за руль электрических автомобилей.


Хотели бы электрокар?

Почитать ещё