Самые продаваемые автомобили 2020 года в России

Едут за рублём: подорожают ли машины из-за обвала рубля и на сколько
Про бизнес

Валерия Комарова

Не успели потребители оправиться после первого роста цен на новые автомобили в начале года из-за повышения утильсбора, как не за горами очередное повышение. Спровоци­ровать подорожание машин может дальнейшее ослаб­ление рубля по отношению к евро/доллару. При этом на фоне нестабильной экономи­ческой ситуации уже обострился спрос со стороны потреби­телей, которые пытаются сохранить свои накоп­ления. Но, как ожидают игроки и отраслевые эксперты, покупа­тельский ажиотаж не продлится долго и может смениться резким падением продаж на российском авторынке.

Что случилось

В конце прошлой недели страны ОПЕК и ОПЕК+ (Россия, Казах­стан, Азер­байджан) не смогли догово­риться об условиях сделки по сокращению добычи нефти. На этом фоне 9 марта произошло одно­дневное — самое сильное с 1991 года — падение цен на нефть Brent до $35 за баррель, что потянуло за собой резкое ослаб­ление рубля по отношению к паре евро/доллар. На открытии торгов 10 марта стоимость доллара на Москов­ской бирже взлетела до 72,99 руб. (+6,44%), евро — до 85 руб. (+9,66%). В течение дня курс скорректи­ровался, ЦБ РФ на 11 марта установила 72,02 руб. за доллар (+4,5%) и 81,85 руб. за евро (+6,01%). Чем это грозит российскому авторынку?

Чего ждут автодилеры

Большинство опрошенных Авто.ру участников рынка считают, что в случае продол­жительного ослаб­ления рубля по отношению к евро/доллару цены на новые авто­мобили непременно вырастут. В пресс-службе АГ «Авилон» сообщили, что стоимость автомо­билей коррели­рует со стоимостью валюты, и измене­ние курса рубля непосред­ственно влияет на цены. Гене­ральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин отмечает, что автопроиз­водители уже начали пере­смотр цен. На этой неделе процесс завер­шится, и уже на следующей неделе мы сможем увидеть первые изменения.

«Цены на автомобили реагируют на динамику курса с большой задержкой, сейчас рост не превысит 3–5%», — добавил он. Но дальнейший рост цен, по мнению опрошенных Журналом Авто.ру, будет зависеть от экономи­ческой ситуации в стране и от того, как долго и как сильно рубль будет терять позиции по отношению к евро/доллару.

Если ситуация не изменится в ближайшие недели, то стоит ждать очередного витка увели­чения цен на все авто­мобили, который обычно происходит в течение года, отмечают в пресс-службе «Авилона».

При этом очередное переписывание прайс-листов может значительно ухудшить спрос на новые машины. В «Рольфе» подтвер­ждают, что дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, на каком уровне зафикси­руется курс рубля. «После удовле­творения спроса на рынке возможно затишье и [как результат] сокращение авторынка на 12–15% в 2020 году», — прогнозирует Петрунин.

Рост цен подстегнул интерес

В ожидании дальнейшего падения курса рубля россияне уже устреми­лись в магазины и автосалоны, чтобы сохранить сбере­жения. Петрунин из «Авто­Спец­Центра» сравни­вает текущую ситуацию с осенью 2014 года. Тогда, помимо всплеска покупок со стороны россиян, за машинами в Россию приезжали даже из соседних Казах­стана и Бело­руссии. «В 2014 году ажиотажный спрос на автомо­били на фоне ожидаемого роста цен продержался полгода, к февралю 2015 года спрос был удовлет­ворен, в 2015–2016 годах рынок сокращался и только в 2017 году продемон­стрировал рост», — вспоминает Петрунин.

Подобная ситуация, по мнению ряда игроков, может повториться и сейчас — в случае дальнейшего обесцени­вания рубля и даже при сохранении текущего курса валют.

Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников уже отмечает существенное повышение трафика в дилерские центры. «Клиенты стремятся приобрести авто­мобили по текущим ценам, опередить вероятное подорожание. Это касается как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом», — говорит он.

В пресс-службе «Авилона» подтверждают, что вслед за первыми скачками рубля по отношению к бивалютной корзине в салонах наблюда­ется ожив­ление спроса. При этом Петрунин из «Авто­Спец­Центра» говорит, что настоящего ажиотажа ожидать не стоит, так как закредито­ванность населения уже велика, и свободных денег у людей мало.

Что думают автопроизводители

Резкое падение рубля вызывает опасения как у отече­ственных, так и у иностранных произво­дителей. При этом пока они не рас­крывают конкретных планов в отношении ценовой политики. АвтоВАЗ и Renault оценивают текущую ситуацию — снижение цен на нефть, колебания курса рубля и стоимости сырья — как негативную для российской автомо­бильной промыш­ленности в целом и для отдельных произво­дителей в частности. По словам предста­вителя АвтоВАЗа, завод является одним из наиболее локали­зованных произво­дителей в России, но на него всё равно оказывают влияние цены на сырьё и продукцию некоторых поставщиков, номиниро­ванные в евро или долларах США. Оба произво­дителя рассматри­вают возмож­ность корректи­ровки цен на свою продукцию и привет­ствуют расширение мер господ­держки авторынка для смягчения последствий экономи­ческого спада.

В Chery пока анализируют и оценивают текущую ситуацию. В BMW «РИА Новости» сообщили, что будут вынуждены поднять цены, если ситуация с рублём не изменится. «Если такой курс зафикси­руется на продолжи­тельное время, то, конечно, мы будем вынуждены поднять цены», — сообщил собеседник агентства.

Какие прогнозы дают эксперты

Авторынок одним из первых почувствует на себе ухудшение экономи­ческой ситуации из-за сильной зави­симости от валютных курсов. «Однако пока курсы не закрепятся на каком-то одном устойчивом уровне, резкого скачка цен опасаться всё же не стоит. Автодилеры пока имеют опреде­лённый резерв из автомо­билей по старым ценам, и пока есть подогретый спрос, ценники на них, скорее всего, пере­сматривать не будут», — считает управ­ляющий партнёр Экспертной группы Veta Илья Жарский.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает, что автомобили могут подорожать на 5–7%, причём это затронет всех — так как многие автоком­поненты ввозятся из-за рубежа. К тому же сохраняется некий дефицит из-за карантина в связи с корона­вирусом. В КПМГ тоже убеждены, что и отече­ственные автомобили могут подорожать — вследствие роста стоимости импортных автоком­понентов. Жарский из Veta прогнози­рует рост стоимости новых авто в диапазоне 7–20%, но это случится, по его словам, не раньше чем через 2–3 месяца, когда появится более чёткая картина по валютным курсам.

«Изменение курса рубля более чем на 10% — очень существенный фактор риска для автопрои­зводителей. Уже сейчас многие из них готовы скорректи­ровать прайс-листы, если ситуация на валютном рынке не улучшится», — считает Сергей Баранов из JATO Dynamics. Однако подорожание в любом случае будет плавным. «У всех брендов есть минимум полутора­месячный запас автомобилей на складах, такой же запас комп­лектующих есть на российских автозаводах, то есть до конца весны резкого скачка себе­стоимости и розничных цен бояться не стоит. В течение марта возможна корректировка в пределах 2–3% процентов. Если потом курс рубля вернётся к прежним значениям, то дальнейшего подорожания не будет, а условия для клиентов станут выгоднее за счет дополни­тельных скидок. Если же рубль продолжит падение, то к лету взлёт цен неминуем», — отмечает аналитик.

Резкое изменение курса рубля скажется и на спросе на автомобили. «Стоит ждать сокращения [спроса] с учётом уже существующей ограни­ченной покупательной способ­ности населения, которая продолжит снижаться с ростом инфляции. Думаю, что падение спроса будет в районе 5–10% в год», — прогнозирует директор практики по работе с компаниями автомо­бильной промыш­ленности КПМГ в России и СНГ Максим Малков. 

Худалов из АКРА также ожидает снижения продаж на внутреннем рынке, но надеется на некоторую компенсацию объёмов за счёт экспорта. «В целом прогнозы на 2020 год и так были неутеши­тельные – падение, начав­шееся в 2019 году, продол­жится и в этом, но за счёт очередной деваль­вации оно будет более трагичное как для произво­дителей, так и для покупателей, чьи кошельки ещё больше оскудеют», — считает Жарский из Veta, прогнозируя спад авторынка на 3–4%.

Согласно мониторингу JATO Dynamics, за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% в зависи­мости от бренда. «Инфляцию на автомобильной отрасли не остановить: средне­взвешенная цена по россий­скому рынку стабильно прибавляет 7–8% за год. С учётом экономи­ческой ситуации в 2020 году рост может оказаться выше 10%», — заключает Сергей Баранов из JATO Dynamics.

«Даже локализованное в стране производство автомобилей зависит колебаний курсов валют, пусть и не настолько сильно, как импортные поставки. Однако текущая ситуация отличается от 2014 года — профицит торгового баланса и бюджета, сокращение внешнего долга и возросшие резервы сделали экономику страны более устойчивой, — считает ведущий аналитик Авто.ру Алексей Муханов. — Автомобильный рынок также оптимизировался, сократилось число марок и дилерских центров, уменьшились объемы производства и складские запасы. К тому же, котировки валюты выросли далеко не до исторических максимумов».

Однако скачок валютных курсов наверняка приведет к росту цен на новые и подержанные автомобили, считает Муханов. В первую очередь, цены будут вынуждены поднять марки-импортеры — на величину, соразмерную падению рубля относительно базовых валют. То есть, примерно на 10 процентов. Бренды, имеющие в России локализованное производство и менее зависимые от импорта, также пересмотрят цены в сторону увеличения — по прогнозам аналитиков Авто.ру, примерно на 5 процентов. Однако повышение не произойдет одномоментно, а будет растянуто во времени. Помимо явного подорожания, можно ожидать, увеличение цен на новые автомобили за счёт уменьшения дилерских скидок и навязывания продавцами дополнительного оборудования.

Впрочем, как отмечают аналитики Авто.ру, все эти предположения справедливы в том случае, если курс сохранится на сопоставимым с текущем уровне. Если же в ближайшей перспективе цена доллара опуститься ниже 70 рублей, то значимого подорожание может и не случиться.  Но если рубль продолжит обесцениваться, то подорожание новых автомобилей по итогам года может достигнуть 20 процентов.


Выбрать новую машину по старым ценам на Авто.ру


Переживаете из-за роста цен на новые автомобили?

Почитать ещё