Валерия Комарова
Не успели потребители оправиться после первого роста цен на новые автомобили в начале года
Что случилось
В конце прошлой недели страны ОПЕК и ОПЕК+ (Россия, Казахстан, Азербайджан) не смогли договориться об условиях сделки по сокращению добычи нефти. На этом фоне 9 марта произошло однодневное — самое сильное с 1991 года — падение цен на нефть Brent до $35 за баррель, что потянуло за собой резкое ослабление рубля по отношению к паре евро/доллар. На открытии торгов 10 марта стоимость доллара на Московской бирже взлетела до 72,99 руб. (+6,44%), евро — до 85 руб. (+9,66%). В течение дня курс скорректировался, ЦБ РФ на 11 марта установила 72,02 руб. за доллар (+4,5%) и 81,85 руб. за евро (+6,01%). Чем это грозит российскому авторынку?

Чего ждут автодилеры
Большинство опрошенных Авто.ру участников рынка считают, что в случае продолжительного ослабления рубля по отношению к евро/доллару цены на новые автомобили непременно вырастут. В пресс-службе АГ «Авилон» сообщили, что стоимость автомобилей коррелирует со стоимостью валюты, и изменение курса рубля непосредственно влияет на цены. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин отмечает, что автопроизводители уже начали пересмотр цен. На этой неделе процесс завершится, и уже на следующей неделе мы сможем увидеть первые изменения.
«Цены на автомобили реагируют на динамику курса с большой задержкой, сейчас рост не превысит 3–5%», — добавил он. Но дальнейший рост цен, по мнению опрошенных Журналом Авто.ру, будет зависеть от экономической ситуации в стране и от того, как долго и как сильно рубль будет терять позиции по отношению к евро/доллару.

Если ситуация не изменится в ближайшие недели, то стоит ждать очередного витка увеличения цен на все автомобили, который обычно происходит в течение года, отмечают в пресс-службе «Авилона».
При этом очередное переписывание прайс-листов может значительно ухудшить спрос на новые машины. В «Рольфе» подтверждают, что дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, на каком уровне зафиксируется курс рубля. «После удовлетворения спроса на рынке возможно затишье и [как результат] сокращение авторынка на 12–15% в 2020 году», — прогнозирует Петрунин.
Рост цен подстегнул интерес
В ожидании дальнейшего падения курса рубля россияне уже устремились в магазины и автосалоны, чтобы сохранить сбережения. Петрунин из «АвтоСпецЦентра» сравнивает текущую ситуацию с осенью 2014 года. Тогда, помимо всплеска покупок со стороны россиян, за машинами в Россию приезжали даже из соседних Казахстана и Белоруссии. «В 2014 году ажиотажный спрос на автомобили на фоне ожидаемого роста цен продержался полгода, к февралю 2015 года спрос был удовлетворен, в 2015–2016 годах рынок сокращался и только в 2017 году продемонстрировал рост», — вспоминает Петрунин.

Подобная ситуация, по мнению ряда игроков, может повториться и сейчас — в случае дальнейшего обесценивания рубля и даже при сохранении текущего курса валют.
Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников уже отмечает существенное повышение трафика в дилерские центры. «Клиенты стремятся приобрести автомобили по текущим ценам, опередить вероятное подорожание. Это касается как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом», — говорит он.
В пресс-службе «Авилона» подтверждают, что вслед за первыми скачками рубля по отношению к бивалютной корзине в салонах наблюдается оживление спроса. При этом Петрунин из «АвтоСпецЦентра» говорит, что настоящего ажиотажа ожидать не стоит, так как закредитованность населения уже велика, и свободных денег у людей мало.
Что думают автопроизводители
Резкое падение рубля вызывает опасения как у отечественных, так и у иностранных производителей. При этом пока они не раскрывают конкретных планов в отношении ценовой политики. АвтоВАЗ и Renault оценивают текущую ситуацию — снижение цен на нефть, колебания курса рубля и стоимости сырья — как негативную для российской автомобильной промышленности в целом и для отдельных производителей в частности. По словам представителя АвтоВАЗа, завод является одним из наиболее локализованных производителей в России, но на него всё равно оказывают влияние цены на сырьё и продукцию некоторых поставщиков, номинированные в евро или долларах США. Оба производителя рассматривают возможность корректировки цен на свою продукцию и приветствуют расширение мер господдержки авторынка для смягчения последствий экономического спада.

В Chery пока анализируют и оценивают текущую ситуацию. В BMW «РИА Новости» сообщили, что будут вынуждены поднять цены, если ситуация с рублём не изменится. «Если такой курс зафиксируется на продолжительное время, то, конечно, мы будем вынуждены поднять цены», — сообщил собеседник агентства.
Какие прогнозы дают эксперты
Авторынок одним из первых почувствует на себе ухудшение экономической ситуации
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает, что автомобили могут подорожать на 5–7%, причём это затронет всех — так как многие автокомпоненты ввозятся
«Изменение курса рубля более чем на 10% — очень существенный фактор риска для автопроизводителей. Уже сейчас многие из них готовы скорректировать прайс-листы, если ситуация на валютном рынке не улучшится», — считает Сергей Баранов из JATO Dynamics. Однако подорожание в любом случае будет плавным. «У всех брендов есть минимум полуторамесячный запас автомобилей на складах, такой же запас комплектующих есть на российских автозаводах, то есть до конца весны резкого скачка себестоимости и розничных цен бояться не стоит. В течение марта возможна корректировка в пределах 2–3% процентов. Если потом курс рубля вернётся к прежним значениям, то дальнейшего подорожания не будет, а условия для клиентов станут выгоднее за счет дополнительных скидок. Если же рубль продолжит падение, то к лету взлёт цен неминуем», — отмечает аналитик.
Резкое изменение курса рубля скажется и на спросе на автомобили. «Стоит ждать сокращения [спроса] с учётом уже существующей ограниченной покупательной способности населения, которая продолжит снижаться с ростом инфляции. Думаю, что падение спроса будет в районе 5–10% в год», — прогнозирует директор практики по работе с компаниями автомобильной промышленности КПМГ в России и СНГ Максим Малков.
Худалов из АКРА также ожидает снижения продаж на внутреннем рынке, но надеется на некоторую компенсацию объёмов за счёт экспорта. «В целом прогнозы на 2020 год и так были неутешительные – падение, начавшееся в 2019 году, продолжится и в этом, но за счёт очередной девальвации оно будет более трагичное как для производителей, так и для покупателей, чьи кошельки ещё больше оскудеют», — считает Жарский из Veta, прогнозируя спад авторынка на 3–4%.
Согласно мониторингу JATO Dynamics, за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% в зависимости от бренда. «Инфляцию на автомобильной отрасли не остановить: средневзвешенная цена по российскому рынку стабильно прибавляет 7–8% за год. С учётом экономической ситуации в 2020 году рост может оказаться выше 10%», — заключает Сергей Баранов из JATO Dynamics.
«Даже локализованное в стране производство автомобилей зависит колебаний курсов валют, пусть и не настолько сильно, как импортные поставки. Однако текущая ситуация отличается от 2014 года — профицит торгового баланса и бюджета, сокращение внешнего долга и возросшие резервы сделали экономику страны более устойчивой, — считает ведущий аналитик Авто.ру Алексей Муханов. — Автомобильный рынок также оптимизировался, сократилось число марок и дилерских центров, уменьшились объемы производства и складские запасы. К тому же, котировки валюты выросли далеко не до исторических максимумов».
Однако скачок валютных курсов наверняка приведет к росту цен на новые и подержанные автомобили, считает Муханов. В первую очередь, цены будут вынуждены поднять марки-импортеры — на величину, соразмерную падению рубля относительно базовых валют. То есть, примерно на 10 процентов. Бренды, имеющие в России локализованное производство и менее зависимые от импорта, также пересмотрят цены в сторону увеличения — по прогнозам аналитиков Авто.ру, примерно на 5 процентов. Однако повышение не произойдет одномоментно, а будет растянуто во времени. Помимо явного подорожания, можно ожидать, увеличение цен на новые автомобили за счёт уменьшения дилерских скидок и навязывания продавцами дополнительного оборудования.
Впрочем, как отмечают аналитики Авто.ру, все эти предположения справедливы в том случае, если курс сохранится на сопоставимым с текущем уровне. Если же в ближайшей перспективе цена доллара опуститься ниже 70 рублей, то значимого подорожание может и не случиться. Но если рубль продолжит обесцениваться, то подорожание новых автомобилей по итогам года может достигнуть 20 процентов.