Введённые европейскими и американскими властями санкции вынудили российских автопроизводителей перейти на выпуск «антикризисных» моделей — без привычных систем безопасности и с менее экологичными двигателями. Сейчас таких моделей уже не одна и не две — рассказываем, какие упрощённые автомобили уже можно купить, а какие поступят продажу в ближайшее время.
Первым «антикризисным» автомобилем в стране оказалась Lada Granta в комплектации Classic’22. Официально о старте её производства было объявлено 8 июля, а ещё через пару дней АвтоВАЗ раскрыл цены. Они, впрочем, уже немного выросли — сегодня седан в упрощённой версии стоит от 678 300 рублей, лифтбек и универсал на 20–27 тысяч дороже. Гранта-хэтчбек в «антикризисном» варианте не предлагается.
В оснащение Granta Classic’22 не входят АБС и электронная система распределения тормозных усилий, подушки безопасности, иммобилайзер, тревожная кнопка, аудиосистема и кондиционер. Двигатель — безальтернативный 90-сильный восьмиклапанный 1.6 с пониженным до Евро-2 экологическим классом (хотя понижен он, можно сказать, искусственно).
Спустя примерно месяц после начала выпуска упрощённой Гранты стартовали продажи «подогретой» версии Drive Active. Она по-прежнему отличается перенастроенной подвеской и чуть более задорным оформлением экстерьера и салона, но в остальном четырёхдверку упростили почти по тому же рецепту: без АБС, «подушек» и так далее. Под капотом тоже только 90-сильный «восьмиклапанник» вместо прежнего 106-сильного мотора.
Стоимость Гранты в версии Drive Active Classic’22 составляет 804 900 рублей. За 847 900 рублей предлагается также комплектация Drive Active Comfort’22 — с кондиционером, подогревом передних сидений и аудиосистемой.
Ну и совсем недавно среди упрощённых Грант появился Cross-универсал. Как и в докризисном виде, он выделяется увеличенным дорожным просветом, рейлингами на крыше и защитным обвесом, а также особым оформлением салона. В остальном «упрощения» ничем не отличаются от стандартной Гранты, а цены начинаются с 742 300 рублей.
Подготовил АвтоВАЗ и упрощённые версии Lada Niva Legend и Niva Travel — пробную партию внедорожников выпустили ещё в июне. В отставку отправлены антиблокировочная система, «ЭРА-ГЛОНАСС» и подушки безопасности. Массовое производство классической «Нивы» началось 13 июля. Однако, по сведениям некоторых источников, продлиться оно может недолго: АвтоВАЗу не хватает ремней безопасности.
Версию Travel планируется вернуть на конвейер в августе. Цены и даты начала продаж упрощённых «Нив» пока не объявлены.
УАЗ пока не выпускал каких-то специальных «антикризисных» версий своих моделей, но в июле завод расширил список оборудования, от которого можно отказаться при заказе «Патриота», Профи и Пикапа. Приобрести машины можно без подушек безопасности, «тревожной кнопки», АБС и электронной системы распределения тормозных усилий. На перерасчёт стоимости это влияет по-разному — экономия составит от 5 до 20 тысяч рублей, но в некоторых случаях экономии не будет вовсе.
В начале июня также сообщалось, что УАЗ будет вынужден отказаться от автоматической коробки передач для «Патриота» по причине попадания завода в санкционный список. Заявлений по этому поводу производитель ещё не делал, но в конце прошлого месяца руководство Ульяновского автозавода пообещало поставить на конвейер новые модели и сформировать долгосрочную стратегию развития.
В начале июня стало известно о том, что АвтоВАЗ и УАЗ скоро начнут использоваться китайские блоки ABS от компаний Trinova и APG соответственно. Прежде на модели этих компаний ставили компоненты фирмы Bosch, которая ушла с российского рынка.
КамАЗ также вынужден изменить производственные планы. Изначально завод рассчитывал успеть собрать финальную партию машин серии K4 уже в этом году и, что важнее, активно наращивать объём выпуска самой свежей модели K5 в 2023-м. Но вместо этого пришлось переключиться на увеличение объёма производства машин устаревшего поколения К3.
В начале месяца на дорогах был замечен прототип автобуса ПАЗ-4234 в «антикризисной» версии — с классическими галогенками вместо импортных линзованных фар, устанавливаемых в последние годы. До конца года ПАЗы, возможно, получат также дизельный мотор ЯМЗ пониженного экологического класса (Евро-3 вместо Евро-4 и Евро-5).
Уральский автозавод тем временем продолжает выпуск своей техники и пока только планирует выпуск модели Next с пониженным экологическим классом. Предполагается, что осенью «Урал» перейдёт на дизель ЯМЗ категории Евро-3 (Сейчас Next отвечает требованиям Евро-4 и Евро-5). Кроме того, в следующем году завод начнёт производство нового поколения собственных мостов.
Горьковский автозавод работает сейчас над локализацией компактных дизельных моторов. Вероятно, речь идёт про агрегаты китайской фирмы Foton: объёмом 2,0–2,5 литра и мощностью 120–160 л.с., которые заменят двигатели марки Cummins.