Автобренды, которые продолжают работать в России

Российские автомобильные заводы, о существовании которых многие не знали
Подборки

Константин Новацкий

Большинство российских автомобилистов знает о том, что в Калужской области есть предприятия, принадлежащие Volkswagen и Stellantis, а в Санкт-Петербурге — у Toyota и Nissan. Однако в шквале последних новостей многие впервые услышали о том, что в России имеются и другие автомобильные заводы, которые тоже принадлежат зарубежным брендам. И некоторые из этих заводов оказались образцово-показательными даже на глобальном уровне! Сегодня речь пойдёт именно о таких площадках.

«Даймлер КамАЗ Рус», Набережные Челны

Образованное в 2009 году совместное предприятие российского КамАЗа и немецкого концерна Daimler оказалось одним из первых в грузовом секторе, пострадавших от международных санкций. 28 февраля было объявлено о приостановке деятельности компании и паузе в выпуске коммерческой техники.

До настоящего момента завод в Набережных Челнах был занят выпуском грузовиков Mercedes-Benz в различных модификациях — с конвейера сходили тягачи Actros, Arocs и даже Unimog. С 2015 года в гамму добавилась японская техника Mitsubishi FUSO, а незадолго до пандемии, в 2019-м, «Даймлер КамАЗ Рус» объявил о запуске второго современного завода. На нём должны были производиться каркасы грузовых кабин.


«МАН Трак энд Бас Продакшн Рус», Шушары

2 марта европейский концерн MAN Trucks & Buses объявил о приостановке экспорта своей техники в Россию. Помимо ввоза грузовиков, компания ещё и выпускала их на территории нашей страны — на заводе «МАН Трак энд Бас Продакшн Рус» в Санкт-Петербурге. 

Производство в режиме отладки стартовало в 2012 году, а вскоре бывший складской комплекс в Шушарах делал уже несколько сотен грузовиков ежегодно. В 2020-м на небольшом по размеру предприятии со штатом в 70 человек было изготовлено около 400 единиц техники, а в прошлом году на конвейер встали грузовые машины нового поколения (NTG). Причём, помимо моделей MAN, завод производил и грузовики марки Scania.


«Вольво Восток», Калуга

Завод шведской компании Volvo в Калуге до настоящего момента выпускал тысячи грузовиков ежегодно. Предприятие «Вольво Восток» — это уже вторая по счёту «грузовая» сборочная линия Volvo в нашей стране. Первой в 2003 году стала площадка в Подмосковье («ВТС-Зеленоград»), которая вскоре оказалась недостаточно мощной — меньше тысячи машин в год. И вот в 2009‑м, при поддержке властей Калужской области и благодаря инвестициям в 100 с лишним миллионов евро, в индустриальном парке «Калуга-Юг» заработало крупное автомобильное предприятие мощностью до 15 000 грузовых машин в год. 

Российский завод неоднократно признавался самым современным предприятием в системе заводов Volvo Trucks в мире. Что? Да! С 2014 года калужская площадка отгружала коммерческие модели FH, FM и FMX. В конце февраля представители Volvo AB сообщили о приостановке деятель­ности завода на фоне вводимых в отношении России санкций. Информации о возможном возобновлении работы на настоящий момент нет.


«Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», Владивосток

Существование сборочного предприятия компании Mazda во Владивостоке едва ли будет сюрпризом для обывателя — тем более на фоне свежих вестей о приостановке работы этого завода. Однако в России у Мазды имеется ещё одна площадка, которая занимается производством двигателей. 

Ориентированное на экспорт предприятие на Дальнем Востоке, в которое было вложено несколько миллиардов рублей, заработало осенью 2018 года с расчётом на ежегодный выпуск до 50 тысяч бензиновых 150-сильных «атмосферников» Skyactiv‑G. К лету прошлого года количество произведённых моторов уже приблизилось к 20 тысячам штук, а локализация производства выросла до 30 процентов. В сентябре открылся новый роботизированный цех, отведённый для обработки головок блоков цилиндров. При этом в компании до последнего момента собирались активно наращивать долю российских компонентов, включая электронику.


«Хёнде Виа», Сестрорецк

Осенью прошлого года компания Hyundai открыла новенькое предприятие под Санкт-Петербургом. Расположенная по соседству с основным заводом марки площадка целиком отводилась под сборку атмосферных моторов для моделей Hyundai и Kia, выпускаемых в России. Первой на конвейер встала 1,6-литровая «четвёрка» семейства Gamma, а ближе к концу 2022 года намеревались начать выпуск двухлитровых агрегатов Nu. Эти моторы можно встретить под капотами Creta, Solaris, Rio и Rio X. Планируемая мощность завода в первый полный год должна была составить 240 тысяч двигателей.

Запуск предприятия «Хёнде Виа» обошёлся в 16 миллиардов рублей, а число рабочих мест при стабильной работе завода должно превысить пять сотен. С начала марта основная производственная площадка Hyundai простаивала из‑за глобальных проблем, связанных с логистикой. Как именно текущее положение дел повлияет на выпуск двигателей, пока неясно.


Знали о существовании этих заводов?

Почитать ещё