Ford S-Max с пробегом, который не покупают: о чём не рассказывает продавец

Учёт ДТП в России: как он работает и зачем его решили поменять
Разбор

Михаил Кондратьев

С 1 января 2021 года в России начнут действовать новые правила учёта дорожно-транс­портных происше­ствий. Согласно им, некоторые аварии перестанут попадать в официальную статистику — и это, разумеется, её изменит. Разбираемся, как считают аварии в России сейчас и что изменится в следующем году.

Фото: МЧС России

Зачем нужен учёт ДТП

Считают количество ДТП и ведут статистику во всех странах мира. Это нужно для изучения причин и условий возникно­вения ДТП и, соответ­ственно, для разработки мер по их устранению — чтобы уменьшить количество пострадав­ших и сделать дороги более безопасными.

Действующие в России правила учёта ДТП появились ещё 1 января 1996 года. С некоторыми допол­нениями и измене­ниями в последующие годы (самые свежие из них датиро­ваны 2012 годом) они применяются до сих пор. Учёт осуще­ствляется органами внутренних дел, владельцами автомо­бильных дорог и транспортных средств, а также медицин­скими учреждениями.

Учёту подлежат все ДТП, но в государ­ственную статисти­ческую отчёт­ность включаются сведения только о происше­ствиях, в которых погибли или пострадали люди. Классифи­цируются они по следующим признакам: виды ДТП (столкно­вение, наезд и так далее), место и время, причины (нарушение ПДД, техническая неисправ­ность, внешние факторы) и категории пострадавших.

По действующим правилам, в статистику не попадают сведения о происше­ствиях, возникших во время прове­дения меро­приятий по автомото­спорту (включая случаи, в которых пострадали зрители или персонал), при выпол­нении транспортным средством техно­логиче­ских и производ­ственных операций (прокладка траншей, сельхоз­работы, установка опор и т.д.), а также аварий, произо­шедших в результате стихийных бедствий и вследствие нарушения правил техники безопас­ности и эксплуатации машин.

Кроме того, в отчётности нет случаев, связанных с попыткой покончить жизнь само­убийством или действиями, совер­шёнными в состоянии невменя­емости, а также с умышленным посягатель­ством на жизнь и здоровье окружающих и причинение ущерба чужому имуществу.

Чем плоха существующая схема учёта ДТП

Тем, что сегодня в статистику попадают некоторые ДТП, искажающие реальную картину. Например, падение пассажира в транс­порте: если человек даже с незначи­тельными поврежде­ниями фиксирует травмы, полученные в резуль­тате падения, в медицин­ском учреждении (например, с целью получения выплаты по закону о страхо­вании ответ­ственности пере­возчика), то эти данные пере­даются в ГИБДД. Там, согласно нынешним правилам, это фиксиру­ется как ДТП с пострадав­шими и попадает в стати­стическую отчёт­ность, хотя в реаль­ности аварии могло и не быть. На показатели смертности, разумеется, такие случаи не влияют.

Другой пример, уже напрямую связанный со статистикой смертности: когда авария была обусловлена кончиной водителя во время движения. 

Немного цифр

В 2019 году в России было зарегистрировано 164 358 дорожно-транспортных происше­ствий (на 2,2 процента меньше, чем в 2018-м), в которых погиб 16 981 человек (минус 6,8 процента) и было ранено 210 877 человек (минус 1,9 процента).

Статистика за 2017 и 2019 годы

ДТП по видам Количество в 2017-м Разница с 2019-м Погибло Разница с 2019-м Ранено Разница с 2019-м
При столкновениях транспортных средств 70 736 +895 8107 -1019 10 9040 -1021
При опрокидываниях транспортных средств 12 617 +788 1938 +35 16 451 +1030
С наездом на стоящее транспортное средство 5021 -248 602 -52 6756 -230
С наездом на пешехода 51 859 -4403 5666 -862 48 932 -3862
С наездом на препятствие 10 835 -19 1481 -68 14 008 +48
С наездом на велосипедиста 4922 +508 389 -20 4674 +523
С наездом на гужевой транспорт 33 -6 4 +4 45 -13
С падением пассажира 5980 +77 50 +4 6182 +126
С наездом на животное 377 +58 36 +9 514 +78
Иных видов 7052 -934 815 -138 8772 -1176

Это хорошие или плохие цифры? Любое государ­ство стремится снизить количе­ство ДТП. Кроме того, в майских указах президента России и наци­ональном проекте «Безопасные и каче­ственные автомо­бильные дороги» содер­жится амбициозная цель — снижение к 2024 году смертности в ДТП в 3,5 раза по сравнению с показа­телями 2017-го. То есть до уровня, не превыша­ющего четырёх человек на 100 тысяч населения. В 2019 году это соотношение составило 11–12 смертей на 100 тысяч.

Что изменится в учёте ДТП с 1 января 2021 года

Согласно новым правилам, в статистику больше не будут включаться ДТП, произо­шедшие в результате падения внутри движущихся автобусов, трамваев и троллей­бусов — независимо от того, получили пассажиры травмы или погибли.

Важное условие: статистика обойдёт такие случаи стороной, если водитель ТС не нарушал ПДД и условия эксплу­атации и этого не делали другие участники дорожного движения. То есть никто не проскочил перед автобусом на красный сигнал светофора, например. В стати­стику не попадут случаи, когда не повреж­дены транс­портные средства, груз или сооруже­ния около дороги, а также среди пострадавших нет других участников.

В отчётность теперь не будут попадать ДТП, случив­шиеся «вследствие смерти лица от последствий различных заболе­ваний». Это могут быть инфаркт, инсульт, простудные и инфекци­онные заболе­вания или острое отравление.

Перечень неучитываемых в статистике происше­ствий допол­нится ДТП при постано­вочных действиях (например, съёмках фильма), на различных культурно-зрелищных меро­приятиях (не только автомото­спортивных) и во время чрезвы­чайных ситуаций (а не только стихийных бедствий). Ещё в отчёт­ность не будут попадать инциденты, связанные с действиями должно­стных лиц, уполно­моченных осуществлять принуди­тельную остановку ТС, — проще говоря, аварии, которые могут произойти во время полицейских погонь.

Как изменится статистика после введения новых правил

Точные прогнозы давать пока трудно, но вряд ли стоит рассчиты­вать на драмати­ческое снижение смертности на россий­ских дорогах. Например, общее количество инцидентов с падением пассажиров в 2019 году не превысило 3,7 процента от всех случаев ДТП. При этом абсолютное число аварий с участием автобусов — это всего 6,9 тысячи случаев (4,2 процента от всех ДТП). Сколько из них можно было бы отмести согласно новым правилам — пока непонятно, но вряд ли их отсут­ствие значительно повлияет на итоговую статистику по стране.

Сколько в России происходит аварий по причине смерти водителя или в результате попыток полиции остановить ТС — вообще неизвестно. Не называется и их доля в цифрах по году. Таким образом, новые правила подсчёта если и помогут уменьшить смерт­ность на российских дорогах, то не слишком значительно. Зато, как пред­полагают создатели новых правил, более точная статистика позволит властям разрабаты­вать и принимать более эффективные меры по устранению очагов повышенной аварий­ности на дорогах. 


Верите в сокращение смертности на дорогах к 2024 году?

Почитать ещё