Михаил Кондратьев
С 1 января 2021 года в России начнут действовать новые правила учёта дорожно-транспортных происшествий. Согласно им, некоторые аварии перестанут попадать в официальную статистику — и это, разумеется, её изменит. Разбираемся, как считают аварии в России сейчас и что изменится в следующем году.

Зачем нужен учёт ДТП
Считают количество ДТП и ведут статистику во всех странах мира. Это нужно для изучения причин и условий возникновения ДТП и, соответственно, для разработки мер по их устранению — чтобы уменьшить количество пострадавших и сделать дороги более безопасными.
Действующие в России правила учёта ДТП появились ещё 1 января 1996 года. С некоторыми дополнениями и изменениями в последующие годы (самые свежие из них датированы 2012 годом) они применяются до сих пор. Учёт осуществляется органами внутренних дел, владельцами автомобильных дорог и транспортных средств, а также медицинскими учреждениями.
Учёту подлежат все ДТП, но в государственную статистическую отчётность включаются сведения только о происшествиях, в которых погибли или пострадали люди. Классифицируются они по следующим признакам: виды ДТП (столкновение, наезд и так далее), место и время, причины (нарушение ПДД, техническая неисправность, внешние факторы) и категории пострадавших.
По действующим правилам, в статистику не попадают сведения о происшествиях, возникших во время проведения мероприятий по автомотоспорту (включая случаи, в которых пострадали зрители или персонал), при выполнении транспортным средством технологических и производственных операций (прокладка траншей, сельхозработы, установка опор и т.д.), а также аварий, произошедших в результате стихийных бедствий и вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации машин.
Кроме того, в отчётности нет случаев, связанных с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершёнными в состоянии невменяемости, а также с умышленным посягательством на жизнь и здоровье окружающих и причинение ущерба чужому имуществу.
Чем плоха существующая схема учёта ДТП
Тем, что сегодня в статистику попадают некоторые ДТП, искажающие реальную картину. Например, падение пассажира в транспорте: если человек даже с незначительными повреждениями фиксирует травмы, полученные в результате падения, в медицинском учреждении (например, с целью получения выплаты по закону о страховании ответственности перевозчика), то эти данные передаются в ГИБДД. Там, согласно нынешним правилам, это фиксируется как ДТП с пострадавшими и попадает в статистическую отчётность, хотя в реальности аварии могло и не быть. На показатели смертности, разумеется, такие случаи не влияют.
Другой пример, уже напрямую связанный со статистикой смертности: когда авария была обусловлена кончиной водителя во время движения.
Немного цифр
В 2019 году в России было зарегистрировано 164 358 дорожно-транспортных происшествий (на 2,2 процента меньше, чем в
Статистика за 2017 и 2019 годы
ДТП по видам | Количество в 2017-м | Разница с 2019-м | Погибло | Разница с 2019-м | Ранено | Разница с 2019-м |
---|---|---|---|---|---|---|
При столкновениях транспортных средств | 70 736 | +895 | 8107 | -1019 | 10 9040 | -1021 |
При опрокидываниях транспортных средств | 12 617 | +788 | 1938 | +35 | 16 451 | +1030 |
С наездом на стоящее транспортное средство | 5021 | -248 | 602 | -52 | 6756 | -230 |
С наездом на пешехода | 51 859 | -4403 | 5666 | -862 | 48 932 | -3862 |
С наездом на препятствие | 10 835 | -19 | 1481 | -68 | 14 008 | +48 |
С наездом на велосипедиста | 4922 | +508 | 389 | -20 | 4674 | +523 |
С наездом на гужевой транспорт | 33 | -6 | 4 | +4 | 45 | -13 |
С падением пассажира | 5980 | +77 | 50 | +4 | 6182 | +126 |
С наездом на животное | 377 | +58 | 36 | +9 | 514 | +78 |
Иных видов | 7052 | -934 | 815 | -138 | 8772 | -1176 |
Это хорошие или плохие цифры? Любое государство стремится снизить количество ДТП. Кроме того, в майских указах президента России и национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» содержится амбициозная цель — снижение к 2024 году смертности в ДТП в 3,5 раза по сравнению с показателями
Что изменится в учёте ДТП с 1 января 2021 года
Согласно новым правилам, в статистику больше не будут включаться ДТП, произошедшие в результате падения внутри движущихся автобусов, трамваев и троллейбусов — независимо от того, получили пассажиры травмы или погибли.
Важное условие: статистика обойдёт такие случаи стороной, если водитель ТС не нарушал ПДД и условия эксплуатации и этого не делали другие участники дорожного движения. То есть никто не проскочил перед автобусом на красный сигнал светофора, например. В статистику не попадут случаи, когда не повреждены транспортные средства, груз или сооружения около дороги, а также среди пострадавших нет других участников.
В отчётность теперь не будут попадать ДТП, случившиеся «вследствие смерти лица от последствий различных заболеваний». Это могут быть инфаркт, инсульт, простудные и инфекционные заболевания или острое отравление.
Перечень неучитываемых в статистике происшествий дополнится ДТП при постановочных действиях (например, съёмках фильма), на различных культурно-зрелищных мероприятиях (не только автомотоспортивных) и во время чрезвычайных ситуаций (а не только стихийных бедствий). Ещё в отчётность не будут попадать инциденты, связанные с действиями должностных лиц, уполномоченных осуществлять принудительную остановку ТС, — проще говоря, аварии, которые могут произойти во время полицейских погонь.
Как изменится статистика после введения новых правил
Точные прогнозы давать пока трудно, но вряд ли стоит рассчитывать на драматическое снижение смертности на российских дорогах. Например, общее количество инцидентов с падением пассажиров в 2019 году не превысило 3,7 процента от всех случаев ДТП. При этом абсолютное число аварий с участием автобусов — это всего 6,9 тысячи случаев (4,2 процента от всех ДТП). Сколько из них можно было бы отмести согласно новым правилам — пока непонятно, но вряд ли их отсутствие значительно повлияет на итоговую статистику по стране.
Сколько в России происходит аварий по причине смерти водителя или в результате попыток полиции остановить ТС — вообще неизвестно. Не называется и их доля в цифрах по году. Таким образом, новые правила подсчёта если и помогут уменьшить смертность на российских дорогах, то не слишком значительно. Зато, как предполагают создатели новых правил, более точная статистика позволит властям разрабатывать и принимать более эффективные меры по устранению очагов повышенной аварийности на дорогах.