Рижская автобусная фабрика (РАФ) всегда была, пожалуй, самым «иномарочным» брендом СССР. Даже буквы на логотипе — и те писались латиницей. Ну а последняя разработка завода, минивэн RAF Stils, вообще космос! Что по дизайну, что по исполнению. Жаль, что этот «космос» так и не был покорён. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» история прибалтийской интерпретации легендарного Renault Espace.
Плановая экономика советского периода наивно предполагала, что одно сборочное предприятие справится с задачей насытить страну достаточным количеством однообъёмников. Однако в реальности известных многим микроавтобусов РАФ-2203 не хватало постоянно.
РАФ-2203
Ведь требовались они везде. На линиях маршрутных такси, в скорой помощи, в качестве корпоративного транспорта и так далее. Всех желающих Рижский завод, рассчитанный на выпуск всего 17 тысяч автомобилей ежегодно, обслужить не мог. И в частные руки «рафики» при этом не продавались. А если такое и происходило, то лишь в порядке исключения.
Но каким бы полезным и нужным для экономики СССР ни был РАФ-2203, идеализировать его не стоит. Машина, построенная с широким использованием компонентов «Волги» ГАЗ-24, получилась совсем не безупречной. Слабая подвеска, хлипкие тормоза, прожорливый и склонный к перегреву двигатель. И это мы ещё про фанерный пол кузова не вспомнили!
ГАЗ-24 «Волга»
Поэтому долгий путь к футуристическому «Стилсу» в Риге начался с приземлённой задачи устранения врождённых болячек дефицитного «рафика».
Рижане нашли единомышленников в Москве. С помощью инженера НАМИ Владимира Миронова для РАФ-2203 удалось сконструировать новую, более выносливую переднюю подвеску — советский аналог схемы на стойках МакФерсон. Плюс основательно обновили тормозную систему, установив двойные суппорты от «Нивы» на передних колёсах и вакуумный усилитель. Добавляем травмобезопасную рулевую колонку, а также лёгкие косметические изменения, в частности новые фары и решётку радиатора — и кажется, что рестайлинг получился годным!
Опытные экземпляры модернизированного РАФ-22038-30 успешно прошли государственные испытания и практически без помарок откатали тестовый пробег до Владивостока. Но в итоге из всего пакета предложений в серию пошёл только внешний декор! Подвеска и тормоза у серийной версии рестайлингового РАФ-2203-02 остались прежними. Но от идеи сделать машину получше рижане не отказались.
С началом перестройки на РАФе затеплились надежды на большие перемены. Новый директор предприятия — выбранный трудовым коллективом Виктор Боссерт — публично пообещал, что Рижская автобусная фабрика создаст автомобиль будущего. И запустит его в серийное производство.
Речь, как и прежде, шла о профильной для предприятия модели — микроавтобусе или минивэне, но совершенно нового размаха. Никто больше не хотел доводить до ума старый «рафик». В Риге грезили однообъёмником, который без стыда и стеснения въедет в новый век.
Для нового проекта брали только лучшее. Перспективный RAF M1 получил самый современный на тот момент впрысковый мотор ЗМЗ-406, который на полсотни лошадей мощнее старого 402-го. Усиленную коробку передач взяли от УАЗа, подвеску забрали у эксклюзивной по тем временам 31-й «Волги». Узлы и компоненты, которые не отвечали строгим требованиям рижан, снимали с иномарок. Например, рулевой механизм подошёл от Ford Transit.
Что до внешности перспективного минивэна, то её, как было принято в те времена, решили создавать всей страной — объявили всесоюзный конкурс. Присылать свои дизайнерские идеи для «рафика» будущего могли все желающие.
Но лучшим в итоге всё равно признали предложение заводских стилистов RAF. Выигрышный проект чем-то напоминал дизайн эталонного на тот момент Ford Transit второго поколения. Не точная копия, конечно, но общие идеи чувствуются.
Вверху — прототип RAF, внизу — Ford Transit II
Построенный в Риге прототип затем отправили в Великобританию. Дорабатывать проект доверили инженерам фирмы IAD, а на РАФе взялись за разработку следующей, ещё более прогрессивной и европейской модели.
Классическую компоновку M1 для минивэна нового века в начале 1990-х посчитали слишком уж осторожной. Поэтому следующая перспективная модель RAF M2 Stils получила передние ведущие колёса, а главное — футуристический, оригинальный и не списанный под копирку ни с кого из аналогов дизайн.
Renault Espace II
Эффектный аэродинамический передок, интегрированные бамперы, просторный и полный воздуха салон. Просто взгляните на Stils и сравните его хотя бы со вторым поколением Renault Espace — законодателем мод минивэнов 1990-х. Даже сейчас, спустя 30 лет «Стилс» выглядит актуально. Вот что такое долгоиграющий дизайн!
Начало 1990-х — время распада СССР, и Рижская автобусная фабрика пострадала от него чуть ли не в первую очередь. Предприятие было слишком зависимо от поставок из других республик.
Сложилась патовая ситуация. Делать новый минивэн самостоятельно — невозможно. Закупать нужные компоненты за рубежом бессмысленно в экономическом плане. Даже продать RAF целиком иностранному бренду не получилось. Скромные и достаточно устаревшие производственные мощности местной автобусной фабрики не заинтересовали инвесторов. Так же, как и перспективный М2.
Остается утешаться, что последний RAF в истории получился хотя бы очень эффектным внешне. Уйти красиво — это тоже искусство.