Чистокровные «итальянцы» по цене Lada Granta. Пять предложений на Авто.ру

Рижский автобус, успех которого оборвал развал СССР. История RAF M2 Stils

Подборки

Михаил Медведев

Комменты

Рижская автобусная фабрика (РАФ) всегда была, пожалуй, самым «иномарочным» брендом СССР. Даже буквы на логотипе — и те писались латиницей. Ну а последняя разработка завода, минивэн RAF Stils, вообще космос! Что по дизайну, что по исполнению. Жаль, что этот «космос» так и не был покорён. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» история прибалтийской интерпретации легендарного Renault Espace.

Этот проект стал результатом доработки очень популярного автобуса

Плановая экономика советского периода наивно предполагала, что одно сборочное предприятие справится с задачей насытить страну достаточным количеством однообъёмников. Однако в реальности известных многим микроавтобусов РАФ-2203 не хватало постоянно.

РАФ-2203 

Ведь требовались они везде. На линиях маршрутных такси, в скорой помощи, в качестве корпоративного транспорта и так далее. Всех желающих Рижский завод, рассчитанный на выпуск всего 17 тысяч автомобилей ежегодно, обслужить не мог. И в частные руки «рафики» при этом не продавались. А если такое и происходило, то лишь в порядке исключения.

Но каким бы полезным и нужным для экономики СССР ни был РАФ-2203, идеализировать его не стоит. Машина, построенная с широким использованием компонентов «Волги» ГАЗ-24, получилась совсем не безупречной. Слабая подвеска, хлипкие тормоза, прожорливый и склонный к перегреву двигатель. И это мы ещё про фанерный пол кузова не вспомнили!

ГАЗ-24 «Волга»

Поэтому долгий путь к футуристическому «Стилсу» в Риге начался с приземлённой задачи устранения врождённых болячек дефицитного «рафика».

Часть обновлений забраковали

Рижане нашли единомышленников в Москве. С помощью инженера НАМИ Владимира Миронова для РАФ-2203 удалось сконструировать новую, более выносливую переднюю подвеску — советский аналог схемы на стойках МакФерсон. Плюс основательно обновили тормозную систему, установив двойные суппорты от «Нивы» на передних колёсах и вакуумный усилитель. Добавляем травмобезопасную рулевую колонку, а также лёгкие косметические изменения, в частности новые фары и решётку радиатора — и кажется, что рестайлинг получился годным!

Опытные экземпляры модернизированного РАФ-22038-30 успешно прошли государственные испытания и практически без помарок откатали тестовый пробег до Владивостока. Но в итоге из всего пакета предложений в серию пошёл только внешний декор! Подвеска и тормоза у серийной версии рестайлингового РАФ-2203-02 остались прежними. Но от идеи сделать машину получше рижане не отказались.

Перестройка вернула проект к жизни

С началом перестройки на РАФе затеплились надежды на большие перемены. Новый директор предприятия — выбранный трудовым коллективом Виктор Боссерт — публично пообещал, что Рижская автобусная фабрика создаст автомобиль будущего. И запустит его в серийное производство.

Речь, как и прежде, шла о профильной для предприятия модели — микроавтобусе или минивэне, но совершенно нового размаха. Никто больше не хотел доводить до ума старый «рафик». В Риге грезили однообъёмником, который без стыда и стеснения въедет в новый век.

1/2

RAF M1

Для нового проекта брали только лучшее. Перспективный RAF M1 получил самый современный на тот момент впрысковый мотор ЗМЗ-406, который на полсотни лошадей мощнее старого 402-го. Усиленную коробку передач взяли от УАЗа, подвеску забрали у эксклюзивной по тем временам 31-й «Волги». Узлы и компоненты, которые не отвечали строгим требованиям рижан, снимали с иномарок. Например, рулевой механизм подошёл от Ford Transit.

Для M1 хотели придумать народный дизайн, но не получилось

Что до внешности перспективного минивэна, то её, как было принято в те времена, решили создавать всей страной — объявили всесоюзный конкурс. Присылать свои дизайнерские идеи для «рафика» будущего могли все желающие. 

Но лучшим в итоге всё равно признали предложение заводских стилистов RAF. Выигрышный проект чем-то напоминал дизайн эталонного на тот момент Ford Transit второго поколения. Не точная копия, конечно, но общие идеи чувствуются. 

Вверху — прототип RAF, внизу — Ford Transit II

Построенный в Риге прототип затем отправили в Великобританию. Дорабатывать проект доверили инженерам фирмы IAD, а на РАФе взялись за разработку следующей, ещё более прогрессивной и европейской модели.

Проект превратили в конкурента Renault Espace

Классическую компоновку M1 для минивэна нового века в начале 1990-х посчитали слишком уж осторожной. Поэтому следующая перспективная модель RAF M2 Stils получила передние ведущие колёса, а главное — футуристический, оригинальный и не списанный под копирку ни с кого из аналогов дизайн. 

Renault Espace II 

Эффектный аэродинамический передок, интегрированные бамперы, просторный и полный воздуха салон. Просто взгляните на Stils и сравните его хотя бы со вторым поколением Renault Espace — законодателем мод минивэнов 1990-х. Даже сейчас, спустя 30 лет «Стилс» выглядит актуально. Вот что такое долгоиграющий дизайн!

1/3
Без СССР проект состояться не мог

Начало 1990-х — время распада СССР, и Рижская автобусная фабрика пострадала от него чуть ли не в первую очередь. Предприятие было слишком зависимо от поставок из других республик. 

Сложилась патовая ситуация. Делать новый минивэн самостоятельно — невозможно. Закупать нужные компоненты за рубежом бессмысленно в экономическом плане. Даже продать RAF целиком иностранному бренду не получилось. Скромные и достаточно устаревшие производственные мощности местной автобусной фабрики не заинтересовали инвесторов. Так же, как и перспективный М2.

Остается утешаться, что последний RAF в истории получился хотя бы очень эффектным внешне. Уйти красиво — это тоже искусство.


Ездили на автобусах РАФ?

Почитать ещё